Выбор канатов для изготовления стропов производится в соответствии с ГОСТ, с проверкой по разрывному усилию и с учетом необходимого запаса прочности. В канатах, используемых для такелажных целей, запас прочности принимается 10-кратным.
Таблица 27
Конструкция, размер и качество канатов, идущих на изготовление стропов, должны соответствовать акту-сертификату завода-изготовителя и указанным в нем общесоюзным стандартам. Канат не должен иметь заметных при наружном осмотре дефектов: пухлости, низких или высоких прядей, зазоров между прядями, выступающих из пряди отдельных проволочек, перегибов и петель, образующихся при неправильном обращении с канатом, местных повреждений в виде вмятин, коррозии и т. п. Состояние канатов, бывших в употреблении, при наружном осмотре проверяется по числу оборванных проволок на одном шаге свивки. Предельное число оборванных проволочек указано в табл. 21.
С помощью стропов осуществляется непосредственный захват груза и подвешивание его к крану. Ветви стропа в зависимости от их длины и размеров подвешенного груза имеют различный угол наклона. Чем больше этот угол, тем большее усилие возникает в канате под действием одной и той же нагрузки.
На рис. 200 показано уменьшение допускаемой грузоподъемности стропов при увеличении угла их наклона.
Размотку каната с катушки нужно производить, установив ее предварительно на козлы, бухту следует разматывать раскаткой (рис. 201, а, б).
При, неправильном разматывании катушки или бухты (рис. 201, в, г) на канате образуются жучки (рис. 201, д, е), на месте которых потом появляются излом проволок и смещение прядей и проволок.
Рис. 200. Грузоподъемность стропов при различных углах их наклона
Чтобы разрезать канат, надо предварительно по обе стороны от места разреза туго обмотать его мягкой проволокой, закрепив ее концы, как показано на рис. 202, и затем разрезать канат.
Рис. 201. Приемы пользования канатом:
в—размотка катушки; б — раскатка бухты; в, г — неправильные приемы размотки катушки и бухты; д, е — колышки (жучки)
При изготовлении грузозахватных приспособлений: петель, стропов, траверс и др. — следует пользоваться зажимами, указанными на рис. 203.
Количество зажимов на петле следует выбирать в соответствии с табл. 28.
Таблица 28
Способы увязки грузов, узлы и петли приведены на рис. 204.
Рис. 202. Подготовка каната к перерубанию (1 — , 4 — порядок обмотки).
Для ускорения снятия крюка и стропов с монтируемых кон струкций применяют специальные автоматические и полуавтоматические стропы. Такие стропы позволяют с пе рекрытия, без дополнительных лестниц освободить их от уста новленного элемента.
Рис. 203. Конструкция зажимов для канатов:
а — тип I; б —тип II; в — заделка конца каната; 1 — канат; 2 — коуш; 3 — зажимы
Устройство и принцип действия полуавтоматических стропов заключается в следующем. Строп (рис. 205) состоит из серьги 3 для подвески его к крюку крана; обоймы, на которой закрепляют отрезки канатов или петлю, служащие для подъема деталей; запорного штифта, входящего в стакан с пружиной и соединенного со штифтом тросика.
Рис. 204. Способы закрепления канатов на грузах с помощью узлов и петель:
а — прямой узел; б — штык простой; в — полуштык; г — выбленочный узел; д — двойной чыбленочный узел; е — задвижной штык; ж — удавка со шлагом; з — беседочный узел), и — двойной беседочный узел; к — брамшкотовый узея; л — гачный узел; м — двойное
Канаты после застропливания детали концами с коушами (или петлей) надевают на штифт, который посредством пружины фиксирует их в обойме, подвешиваемой к крюку. После установки элемента в проектное положение монтажник тросиком отжимает штифт, канат освобождается и строп поднимается крюком крана и переносится к следующей подготовленной к монтажу конструкции. С помощью указанных стропов можно поднимать прогоны, фермы, балки, ригели.
Рис. 205. Полуавтоматические стропы:
с — для монтажа ферм; б — для монтажа прогонов; 1 — запорный штифт; 2 —крепление каната к обойме; 3 — серьга; 4— стакан; S — тросик; 6 — пружина
Для монтажа плит перекрытий, лестничных маршей и колонн можно применять универсальную траверсу (рис. 206), разработанную НИИОМС. Траверса представляет собой балку с двумя подвешенными к ней блоками и канатами, имеющими на концах крюки для соединения со скобами монтируемых элементов.
При подъеме деталей в определенном положении (рис. 207, а), например лестничных маршей, применяют зажимы, фиксирующие канаты на блоках.
Универсальная траверса позволяет также поднимать колонны (рис. 207, б) с применением комплекта специальных скоб (рис. 207, в) методом поворота, не подтягивая, что имеет место при обычных стропах. В результате этого исключается операция по переносу в горизонтальном положении колонны со склада на специальную площадку, где ее необходимо стропить вновь для подъема в вертикальное положение; с помощью этой траверсы колонну можно без повреждений поднимать вертикально непосредственно на складе.
Монтаж небольших сборных деталей, а также подъем различных грузов можно осуществлять с применением канатного стропа «паука» (рис. 208).
Рис. 206. Универсальная траверса НИИОМС для подъема сборных железобетонных конструкций: 1 — балка; 2 —блок; 3 —строп; 4, 5 — фиксаторы; 6 — скоба
Для подъема крупноразмерных элементов — плит перекрытий и сборных перегородок — служат специальные траверсы Н-образной формы, балансирные (рис. 209) и в виде горизонтальной балки с четырьмя парами стропов (рис. 210).
Практикой сборного домостроения проверены следующие приспособления, предназначаемые для установки, временного закрепления, выверки и приведения в проектное положение монтажных элементов в жилых зданиях:
а) кондуктор НИИОМС для одиночных колонн, имеющих выступающие под перекрытием оголовки;
б) групповые кондукторы Главмосстроя на 6 колонн и Минстроя на 4 колонны;
в) кондуктор НИИОМС для горизонтальных деталей — балок, ригелей и прогонов;
г) струбцины с винтовыми стяжками и подкосы со скобами для стеновых панелей и перегородок.
Указанные приспособления позволяют быстро освободить крюк крана, как только деталь временно закреплена, и производить последующие операции с помощью кондукторов без крана.
Рис. 207. Поднятие деталей траверсой НИИОМС: а — схемы подъема плит, лестничного марша, стеновых панелей; б — схема подъема колонн; в — скоба
Рис. 208. Канатный строп «паук» для подъема железобетонных деталей:
1 — скоба; 2 —гайки; 3 — канат; 4 — крюк
Рис. 209. Балансирная траверса НИИ Стройтехники
Рис. 210, Траверса для подъема крупноразмерных панелей перегородок
Рис. 211. Кондуктор для одновременной установки шести колонн: 1 — ферма; 2 — катки; 3 — регулировочные винты; 4 — колонна
Кондуктор Главмосстроя (рис. 211) состоит из фермы, на концах которой закреплены по три рамки с регулировочными винтами. Рамки имеют шарнирные соединения, позволяющие освобождать их от колонн при передвижении кондуктора. Передвижение кондуктора производится в пределах монтажного участка по направляющим рельсам с помощью двенадцати катков. Колонны устанавливают краном на оголовки нижнего ряда колонн и зажимают винтами.
Рис. 212. Балансирный захват Карачаровского завода Главмосстроя: 1 — рамка; 2— нижний балансир; 5 — верхний балансир; 4— скоба; 5 —прижимная рамка; 6 — прижимной щиток из досок; 7 — крючки; 8 — защитная сетка; 9—поддерживающий уголок; 10 — соединительная трубка
Регулируя винты во всех трех рамках, добиваются строго вертикального положения каждой колонны и их соосности внутри всего кондуктора.
Перестановка кондуктора с одного участка на другой и с этажа на этаж производится с помощью башенного крана. При монтаже кирпичных блоков целесообразно использовать захваты балансирного типа (рис.212) Карачаровского завода Главмосстроя и универсальные НИИ-200 (рис. 213), позволяющие устанавливать блоки в бескаркасные и каркасные стены.
В балансирном захвате поддерживающий уголок рамки подводится под нижний ряд кирпичей, уложенных с уступом.
Рис. 213. Универсальный захват НИИ-200:
1 — поддерживающий уголок; 2—Г-образные лапы; 3 —уголковые связи; 4 — винты-фиксаторы; 5 —траверса; 6— цепи; 7—тросик; 8 — трубчатая рама; 9 — механизм толкателя
С другой стороны блок охватывается рамкой с дощатым щитом. При подъеме блока рамка посредством балансиров плотно прижимается к блоку, который таким образом удерживается в вертикальном положении.
В универсальном захвате (рис. 213) Г-образные лапы заводят поддерживающими уголками под блок и благодаря рычажной подвеске к крюку сжимают при подъеме нижний ряд кирпичей. После установки блока на стене механизм толкателя разжимает лапы и освобождает блок от захвата. Лапы можно переставлять на траверсе в различные положения.
Повышение производительности башенного крана можно обеспечить улучшением его использования по грузоподъемности. Это достигается предварительным пакетированием грузов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Такелажные работы при работе башенного крана"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы