Карданная передача предназначена для передачи крутящего момента от коробки передач к ведущим мостам автомобиля при перемещении мостов относительно рамы.
Автомобили семейства КамАЗ типа 6X4 снабжены открытой карданной передачей с проходным средним мостом, выполняющим функции промежуточной опоры. Карданные валы выполнены из тонкостенных сварных труб с приваренными вилками карданов с одного конца, а с другого — втулками с внутренними шлицами. Все карданы выполнены на игольчатых подшипниках.
Карданная передача состоит из двух карданных валов: карданного вала среднего моста 1 и карданного вала заднего моста 3. Установка карданной передачи произведена таким образом, чтобы обеспечить минимальные углы в карданных шарнирах при перемещении мостов и тем самым обеспечить высокую равномерность передачи крутящего момента.
Рис. 1. Установка карданных валов:
1 — карданный вал среднего моста; 2 — средний мост; 3 — карданный вал заднего моста; 4 — задний мост; 5 — вал; 6 — шайба разрезная; 7 — кольцо уплотнительное; 8, 10, 11 — кольца разрезные; 9 — кольцо войлочное; 12 — гайка сальника; 13—муфта защитная; 14 — шплинтовочная проволока; 15 —вилка скользящая; 16 — крестовина; 17—подшипник игольчатый; 18 — торцевое уплотнение; 19 —фланец-вилка
Карданный вал среднего моста автомобиля КамАЗ-5320 состоит из вала, двух фланцев-вилок, двух крестовин с подшипниками в сборе, скользящей вилки и защитной муфты.
Вал изготовлен из волоченой трубы, сваренной из холоднокатаной ленты толщиной 3,5 мм. Наружный диаметр трубы 89 мм. Труба испытывается на кручение моментом 830 кгс/см. С одной стороны к трубе приварена глухая вилка, изготовленная из стали и термически обработанная на твердость НВ 217—255. В проушинах вилки расточены в линию два отверстия номинальным диаметром 50 мм под подшипники крестовины. С другой стороны к трубе приварена шлицевая втулка, изготовленная из стали 40Х и также термически обработанная. Во втулке имеются 26 эволь-вентных шлиц. Шлицевое соединение герметичное. Смазка во внутренней полости шлицевой втулки удерживается с одной стороны заглушкой, завальцованной в торец шлицевой втулки, а с другой стороны — уплотнительным кольцом. Для предотвращения попадания грязи со стороны скользящей вилки предусмотрен комплекс уплотнений, состоящий из защитной муфты, войлочного сальника и уплотнительного кольца.
Войлочный сальник устанавливается на шлицевой вилке и прижимается к шлицевой втулке гайкой сальника, навинчиваемой на конец втулки. Для предотвращения повреждения сальника со стороны втулки устанавливается одно, а со стороны гайки два разрезных стальных кольца. Кольца, установленные со стороны гайки, должны быть развернуты на 180°. Уплотнителы-юе кольцо с разрезной шайбой установлено между сальником и торцом шлицевой втулки.
Защитная муфта изготовлена из резины и закреплена на шлицевой втулке и скользящей вилке шплинтовочной проволокой. Скользящая вилка среднего моста изготовлена из стали 45, шлицевая ее часть закалена до высокой твердости (HRC 52—56). Наружная поверхность шлиц фосфатирована с целью улучшения антифрикционных свойств.
Крестовины карданов по размерности унифицированы с крестовиной карданного вала среднего моста автомобиля ЗИЛ-131 и изготовлены из стали 20ХГНТР. Крестовины подвергнуты цементации и закалке до высокой твердости как на цилиндрической поверхности шипов, так и на их торцах.
Для обеспечения надежной работы подшипников крестовины применено комплексное уплотнение, обеспечивающее длительную работу карданных шарниров с пополнением смазки при ТО-2. Комплексное уплотнение состоит из двух сальников: сальника радиального уплотнения, вмонтированного в подшипник, допускающего проход смазки через подшипник при ее прокачивании, и торцевого двухкромочиого сальника 18, предотвращающего попадание грязи в полость подшипника. Подшипники крестовин смазываются консистентной смазкой № 158 и крепятся в вилках карданов через опорные пластины двумя болтами Момент затяжки болтов 1,4—1,7 кгс • см.
Карданный вал в сборе динамически балансируется. Допустимый дисбаланс каждого из концов равен 50 г-см. Для отметки сбалансированного комплекта на скользящей вилке и шлицевой втулке друг против друга нанесены две стрелки. Конструкция карданного вала среднего моста у модификаций автомобилей КамАЗ-5410, 5510, 53202, 53201, 55102 аналогична конструкции карданного вала автомобиля КамАЭ-5320. Карданные валы собираются из унифицированных деталей и различаются только длинами труб.
Карданный вал среднего моста автомобиля- КамАЭ-53203 (одиночного, длиннобазного) в отличие от перечисленных моделей имеет в средней части трубу с увеличенным диаметром до 101 мм. Увеличение диаметра трубы вызвано необходимостью повышения критического числа оборотов. Остальные детали карданного вала среднего моста полностью унифицированы с базовой моделью автомобиля КамАЭ-5320.
Конструкция карданного вала заднего моста для всех перечисленных модификаций автомобилей КамАЗ типа 6X4 одинакова и аналогична конструкции карданного вала среднего моста. В отличие от карданного вала среднего моста уменьшен диаметр трубы и применены крестовины, вилки и фланцы уменьшенной размерности.
Труба карданного вала изготовлена из холоднокатаной ленты толщиной 3 мм. Наружный диаметр трубы равен 77 мм. Труба ис-пытывается на кручение моментом 530 кгс-см. Вилка карданного вала изготовлена из стали 35. В проушинах вилки расточены два отверстия в линию с номинальным диаметром 39 мм. Вилка термически обработана.
Шлицевая втулка карданного вала заднего моста изготовлена из стали 40Х, термически обработана, имеет 22 эвольвентных шлица.
Герметичность полости шлицевой втулки обеспечивается так же, как и карданного вала среднего моста, но детали по своим размерам не взаимозаменяемы. Детали комплексного уплотнения унифицированы с деталями уплотнения карданного вала переднего моста автомобиля ЗИЛ-131. Скользящая вилка заднего моста изготовлена из стали 45 и подвергнута термической обработке шлицевой части до высокой твердости. Наружная поверхность шлиц фосфатирована для улучшения антифрикционных свойств.
Крестовина карданов по размерности унифицирована с крестовиной карданного вала заднего моста автомобиля ЗИЛ-130, изготовлена из стали 55ПП. Шипы крестовины термически обработаны до высокой твердости как на цилиндрических поверхностях, так и на торцах.
Комплексное уплотнение подшипников крестовин, состоящее из сальника радиального уплотнения и двухкромочного сальника торцевого уплотнения, по конструкции и назначению аналогично уплотнению подшипников крестовины среднего моста и отличается от него меньшей размерностью.
Карданный вал в сборе динамически балансируется. Допустимый дисбаланс каждого из концов равен 35 г-см. Для отметки сбалансированного комплекта на скользящей вилке и шлицевой втулке друг против друга нанесены две стрелки.
Возможные неисправности карданной передачи
При работе карданной передачи могут возникнуть следующие неисправности: износ подшипников, крестовины карданного вала и шлицевого соединения, изгиб пли скручивание карданного вала. Признаком неисправности карданной передачи являются неплавность (рывки) при троганин автомобиля с места или при переключении передач и повышенный шум при работе карданной передачи. Износ подшипников и крестовин происходит главным образом из-за повреждения сальников комплексного уплотнения и определяется по увеличенному люфту в шарнире. Изношенную крестовину вместе с подшипниками необходимо заменить. Повышенный шум при работе карданной передачи свидетельствует об износе шлицевого соединения. Изношенные детали необходимо заменить. Биение карданного вала при вращении свидетельствует о том, что вал погнут. Погнутый вал необходимо выправить.
Техническое обслуживание карданной передачи
При эксплуатации автомобиля необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Систематически проверять крепление фланцев карданных валов. Все болты крепления должны быть затянуты.
2. При ослаблении болтов, крепящих опорные пластины подшипников крестовины, подтянуть их (момент затяжки должен быть равен 1,4—1,7 кгс-см). При значительных радиальном и торцовом зазорах в подшипниках крестовин разобрать и, в случае необходимости, заменить подшипники или крестовины.
3. Периодически проверять зазор в шлицевом соединении. При большом зазоре вследствие износа шлиц нужно заменить вал. После сборки карданного вала необходимо, чтобы стрелки, выбитые на трубчатом валу и скользящей вилке, были расположены одна против другой. Крестовины должны повертываться в подшипниках без заеданий. Болты крепления опорных пластин игольчатых подшипников должны быть затянуты и законтрены загибанием одного ушка замочной пластины на грань головки болта. После замены отдельных деталей карданный вал должен быть динамически сбалансирован приваркой пластин. Допустимый дисбаланс для карданного вала среднего моста равен 50 гс-см., а для карданного вала заднего моста 35 гс-см.
4. Строго соблюдать сроки смазки карданной передачи согласно карте смазки. В случае необходимости смазки шлицевого соединения карданных валов (при ремонте) необходимо разобрать карданный вал, промыть шлицы скользящей втулки, заложить в эту полость свежую смазку и снова собрать вал. При смазывании шлицевого соединения необходимо использовать определенное количество смазки: 360—400 г для карданного вала среднего моста и 180—200 г смазки для карданного вала заднего моста.
5. Смазка подшипников карданного шарнира производится смазкой № 158 (см. карту смазки) до выдавливания ее из-под кромок торцевых уплотнений всех четырех подшипников шарнира. Пополнение смазкой производить при ТО-2.
6. При снятии карданных валов с автомобиля или при установке их на автомобиль нельзя пользоваться монтажной лопаткой или другими предметами, вставленными в шарнир для прокручивания карданного вала. Это влечет за собой повреждение уплотнений, что может привести к преждевременному выходу из строя карданных шарниров.
7. Для разборки шарнира следует пользоваться специальным съемником: использовать молоток для разборки шарниров нельзя, так как это приводит к нарушению соосности отверстий под подшипники в вилках шарнира, после чего резко снижается долговечность шарнира.
8. Во время разборки необходимо следить за тем, чтобы не повредить торцевые уплотнения. Повторная установка поврежденных торцевых уплотнений в шарнир недопустима. Для напрессовки торцевых уплотнений на посадочный поясок шипа крестовины необходимо пользоваться специальной оправкой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Карданная передача КамАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы