Седельно-сцепное устройство установлено на подставке, которая крепится к раме автомобиля болтами. На подставке имеются два кронштейна, в которых вставлены оси, прикрепленные к седлу, на осях свободно вращаются втулки, чем обеспечивается продольный наклон седла. Применение резины во втулках позволяет значительно снизить динамические нагрузки, передаваемые полуприцепом на раму тягача, а также обеспечить некоторый поперечный наклон седла.
Сцепной механизм, размещенный под опорной плитой седла, состоит из двух захватов, установленных на осях, запорного кулака со штоком и пружиной, защелки с осью и пружиной предохранителя саморасцепки и рычага управления расцепкой.
Запорный кулак имеет два положения: заднее — захват закрыт, переднее — захват открыт. Шток запорного кулака удерживается от случайного перемещения в переднее положение предохранителем саморасцепки. После предварительного поворота предохранителя саморасцепки кулак отводится в переднее положение рычагом управления расцепкой и фиксируется в этом положении защелкой.
При введении сцепного шкворня в зев захватов (кулак зафиксирован защелкой во взведенном положении) последние раскрываются, и кулак, освобожденный от фиксации защелкой, перемещается назад и упирается в затылок захватов.
При дальнейшем перемещении шкворня он упирается в кромки рабочего отверстия захватов, закрывает их. При этом кулак под действием пружины входит в паз захватов, обеспечивая надежное их запирание.
Сцепка. Перед сцепкой необходимо убедиться в том, что седельное устройство и его крепление исправны, а плита седельного устройства и склизы не загрязнены. Полуприцеп должен быть надежно заторможен своим стояночным тормозом и установлен на опорном устройстве так, чтобы высота расположения накатной плиты полуприцепа была бы ниже высоты расположения седельного устройства тягача, но не ниже кромки склизов. Соединительные шланги и электропровода должны быть подвешены на тягаче и не мешать сцепке.
Сцепку надо производить в следующем порядке:
— отведя в сторону предохранитель саморасцепки на седле, поставить рычаг управления расцепкой в переднее крайнее положение;
— подавать тягач задним ходом на малой скорости так, чтобы шкворень полуприцепа находился бы между склизов и вошел в замок седельного устройства до упора; при этом сцепка должна произойти автоматически, т. е. рычаг управления расцепкой должен автоматически занять заднее крайнее положение;
— затормозить тягач стояночным тормозом;
— убедиться, что рычаг управления сцепкой находится в крайнем заднем положении, а предохранитель саморасцепки — в рабочем положении (шток перекрыт предохранителем);
— поднять опорное устройство полуприцепа в крайнее верхнее положение, надежно закрепить его;
— в случае оборудования полуприцепа однопроводной системой привода тормозов для сцепки его с тягачом необходимо открыть крышку соединительной головки иа полуприцепе, отсоединить соответствующую головку (черного цвета) со шлангом от кронштейна на колесодержателе тягача, соединить головки, открыть разобщительный кран на тягаче у основания присоединенного шланга, поставив рукоятку крана параллельно его оси. Проверить, что кран растормажпвания на воздухораспределителе полуприцепа находится в заторможенном положении (кнопка крана должна находиться в крайнем верхнем утопленном положении);
— в случае оборудования полуприцепа комбинированной системой (однопроводноц и двухпроводной) тормозного привода или только двухпроводной для сцепки его с тягачом необходимо открыть крышки соединительных головок (красного и голубого цвета) на полуприцепе, отсоединить соответствующие головки со шлангами от кронштейнов на колесодержателе тягача, соединить головки (красную с красной, голубую с голубой), открыть разобщительные краны на тягаче у основания присоединительных шлангов, поставив рукоятки кранов параллельно осям кранов. Проверить, что кран растормажпвания на воздухораспределителе полуприцепа находится в заторможенном положении (кнопка крана должна находиться в крайнем верхнем утопленном положении):
— вставить штепсель кабеля электропроводов тягача в гнездо на полуприцепе;
— отпустить стояночный тормоз полуприцепа.
Расцепку производят в следующем порядке:
— затормозить полуприцеп его стояночным тормозом;
— опустить опорное устройство полуприцепа до упора в поверхность дороги;
— закрыть разобщительные краны на тягаче и полуприцепе, поставив их рукоятки перпендикулярно продольной оси кранов. Разъединить соединительные головки пневматической системы и присоединить головки к кронштейнам на колесодержателе. Закрыть защитные крышки головок;
— вынуть вилку (штепсельный разъем кабеля) электропроводов гнезда на полуприцепе;
— подвесить концы соединительного шланга и электропроводов на седельном тягаче и проверить, что они не мешают расцепке;
— отведя в сторону предохранитель саморасцепки, перевести рычаг управления расцепкой в крайнее переднее положение;
— включить первую передачу коробки передач и на малой скорости подать тягач вперед до полной расцепки с полуприцепом. Расцепка должна произойти автоматически.
Общие указания по эксплуатации седельного тягача
Ниже помещены только те указания, которые являются специфическими для эксплуатации седельного тягача и дополняют указания, помещенные в настоящей книге.
1. На протяжении первых 1000 км не следует повышать скорость движения свыше 50 км/ч при движении как с полуприцепом, так и без него.
2. Смазка седельного устройства производится через пресс-масленки* пресс-солидолом УС-1 по ГОСТ 1033—51 или пресс-солидолом С (смазка УСс «автомобильная») по ГОСТ 4366—64.
3. Перед каждым выездом тягача необходимо проверить: исправность тормозной системы тягача и полуприцепа; надежность крепления седельио-сцепного устройства на раме тягача; надежность закрепления запасных колес тягача и полуприцепа.
4. Тягач с полуприцепом имеет большие габаритные размеры и значительный вес, поэтому при движении нужно соблюдать особую осторожность.
Управление тягачом, а также сцепка и расцепка требуют от водителя специальных навыков.
5. Продолжительный срок службы тягача может быть обеспечен только при внимательном и регулярном уходе и соблюдении всех указаний настоящей инструкции.
6. Сцепку и расцепку нужно производить только на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. При этом оси тягача и полуприцепа должны располагаться на одной прямой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Седельно-сцепное устройство КамАЗ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы