Кабина автомобилей КамАЗ-5320 и КамАЗ-431 трехместная, цельнометаллическая, сварная. Для удобства обслуживания двигателя кабина опрокидывается вперед (на автомобиле КамАЗ-4310 с помощью гидравлического подъемника). Кабина установлена на раме и закреплена на передних шарнирах и двух задних подрессоренных опорах, предохраняющих ее от воздействия неровностей дороги.
Остекление кабины, состоящее из ветрового окна, двух задних окон, поворотных форточек и опускающихся стекол дверей, обеспечивает хорошую обзорность.
Эффективная вентиляция, осуществляемая через два вентиляционных люка, опускающиеся стекла и поворотные форточки окон двзрей, совместно с отопителем позволяют регулировать температуру воздуха в кабине.
Кабина оборудована надежной термошумовой изоляцией, мягкой обшивкой, удобными регулируемыми сиденьями и другими устройствами, выполненными с учетом современных требований эстетики, эргономики и безопасности труда.
Подъемная передняя облицовочная панель обеспечивает свободный доступ к отопителю, устройствам очистки и обмыва ветровых стекол, к приборам электрооборудования, к монтажным схемам электрических и пневматических систем, к передним опорам кабины.
Облицовочная панель состоит из двух частей. Нижняя имеет решетку для подвода воздуха к радиатору системы охлаждения двигателя и отверстия под фары; верхняя — решетку для подвода воздуха к вентиляционному люку. В поднятом положении облицовочная панель фиксируется двумя телескопическими упорами.
Кабина крепится к раме с помощью двух передних шарнирных опор и двух задних опор с замковым устройством.
Нижние кронштейны (рис. 1) передних опор прикреплены болтами к первой поперечине рамы, а верхние кронштейны — к передней балке пола. Верхние кронштейны поворачиваются на пальцах, закрепленных в нижних кронштейнах. В отверстия верхних кронштейнов вставлены резиновые уплотнительные кольца для предотвращения попадания грязи и влаги между трущимися поверхностями шарнира. В корпуса верхних кронштейнов вставлены резиновые подушки, смягчающие колебания, передаваемые от рамы к кабине через передние опоры.
В отверстиях нижних кронштейнов закреплены торсионы механизма уравновешивания кабины, облегчающего опрокидывание кабины вперед. Угол наклона кабины, допускаемый ограничителем, составляет 42°, а максимальный угол наклона кабины, необходимый для демонтажа двигателя, равен 60°, но при этом надо снять облицовочную панель кабины и бампер.
Механизм уравновешивания кабины торсионного типа (рис. 1) состоит из двух взаимозаменяемых торсионов с рычагами. Квадратный конец торсиона запрессован в нижний кронштейн передней опоры кабины, другой конец торсиона свободно установлен в резиновой втулке. Рычаг стяжным болтом жестко закреплен на шлицевом конце торсиона. Верхний конец рычага упирается в опору рычага торсиона, которая прикреплена к поперечной балке пола.
Задние опоры кабины (рис. 2) — листовые рессоры, работающие с гидравлическими телескопическими амортизаторами. Передняя часть рессоры стремянкой и болтом прикреплена к кронштейну, закрепленному на раме. В нижнем кронштейне закреплена проушина амортизатора. Верхний конец амортизатора и проушина рессоры закреплены в обойме рессоры. Перемещение рессоры ограничивается резиновым буфером, который при ходе рессоры более 25 мм упирается в раму. На задних опорах кабина фиксируется запорным устройством (рис. 3), состоящим из корпуса, прикрепленного болтами к продольной балке кабины, крюка запора, рукоятки и предохранительного крюка с пружиной. Скоба (см. рис. 2) запора приварена к кронштейну, закрепленному на обойме рессоры задней опоры кабины. На кронштейне установлена резиновая подушка, на которую опирается корпус запора в транспортном положении кабины.
При фиксации кабины скоба входит в паз корпуса запора, а его крюк зацепляется скобой. Паз, выполненный по окружности, обеспечивает при запирании кабины подтягивание корпуса запора к резиновои подушке на кронштейне скобы. Для этого рукоятку запора надо установить в крайнее верхнее положение. Предохранительный крюк при запирании кабины защелкивается автоматически. Для опрокидывания кабины необходимо повернуть рукоятки обоих запоров в крайнее нижнее положение, а затем вывести предохранительный крюк из зацепления со скобой.
Механизм опрокидывания кабины автомобиля КамАЗ-4310 (рис. 4) с гидравлическим приводом и ручным управлением состоит из ручного насоса с бачком, фильтрами и поворотным золотником, снабженным рукояткой, цилиндром опрокидывания кабины и маслопроводов, соединяющих насос и цилиндр, В качестве рукоятки насоса используется монтажная лопатка для шин или вороток к ключу для колес.
Насос опрокидывания кабины и подъема запасного колеса (рис. 5) плунжерного типа, с бачками, установлен на кронштейн, расположенный на правом лонжероне рамы за кабиной.
В корпусе насоса сделаны два отверстия с конической резьбой, к которым присоединяются штуцера маслопроводов, соединенных с цилиндром опрокидывания кабины. Масло к соответствующему штуцеру подается поворотом золотника управления с помощью ручки, перемещаемой до упора в ту или иную сторону. Ручка золотника снабжена регулировочными упорами, которые контрятся гайками. Возможные положения ручек показаны на инструкционной таблице, расположенной на корпусе насоса.
Для безопасности при опускании кабины возврат масла из гидросистемы в бачок происходит через жиклер с трубкой, выходной конец которой размещается ниже уровня масла.
Бачок крепится винтами к корпусу насоса. На бачке имеются заливная горловина и предохранительный клапан, ограничивающий давление в полости бачка в пределах 20….30 кПа (0,2… 0,3 кгс/см2) и препятствующий попаданию пыли и грязи.
Цилиндр (рис. 6) опрокидывания кабины снабжен двумя клапанами безопасности, которые при разрыве шланга или другом повреждении системы, вызывающем быстрое опускание кабины, закрываются, и опускание кабины прекращается. Клапаны закрываются и при слишком резкой подаче масла; в этом случае для открывания клапана необходимо ручку золотника повернуть в положение, противоположное положению выполняемой операции (если производился подъем кабины, то ручку надо установить в положение опускания), а затем продолжать подъем в прежнем положении.
Ограничитель подъема кабины расположен с правой стороны кабины. Нижняя стойка ограничителя вращается в кронштейне, закрепленном на правом лонжероне рамы, верхняя стойка вместе с удлинителем — в кронштейне, закрепленном на продольной балке пола кабины. При поднятой кабине обе стойки препятствуют самопроизвольному опусканию кабины. Для предотвращения случайного складывания ограничителя служит стопорная шпилька, которая вставляется в отверстия верхней и нижней стоек. Перед опрокидыванием кабины необходимо затормозить автомобиль и установить рычаг переключения передач в нейтральное положение. Затем повернуть рукоятки обоих запоров кабины в крайнее нижнее положение и вывести из зацепления предохранительный крюк правого запора. Установив ручки на насосе в положение подъема кабины и качая рукоятку насоса монтажной лопаткой, опрокинуть кабину в первое положение (36°). Для предотвращения случайного опускания кабины закрепить стойки ограничителя стопорной шпилькой. Для опускания кабины надо вынуть стопорную шпильку, установить ручки на насосе в положение опускания и качать рукоятку насоса монтажной лопаткой.
Для опрокидывания кабины на 60° необходимо снять передний буфер, поднять переднюю облицовочную панель и опрокинуть кабину в первое положение. Затем расшплинтовать и вынуть палец, гидроподъемником опрокинуть кабину во второе положение.
Ветровое окно состоит из двух плоских трехслойных полированных стекол типа «триплекс». Применение такого стекла повышает безопасность водителя и пассажира, так как при ударе стекло разбивается, но осколки не отделяются от пластмассовой пленки. Два задних окна кабины имеют закаленные неполированные стекла вы сокой прочности.
Устройство для очистки и обмыва ветровых стекол (рис. 7) расположено за передней облицовочной панелью кабины и состоит из двух пневматических однощеточных стеклоочистителей, пневмо-проводов и двух кранов управления, левый из которых совмещает управление работой стеклоочистителя и обмыва ветровых стекол. Стеклоочистители приводятся в действие сжатым воздухом. При включении стеклоочистителя ручкой крана сжатый воздух подается к золотнику, который распределяет воздух поочередно то в одну, то в другую полость пневмодвигателя, поршень которого приводит в движение рычаг со щеткой. При выключении стеклоочистителя в нижнем положении ручка крана автоматически возвращается в исходное положение.
Устройство для обмыва ветровых стекол состоит из диафрагмен-ного насоса, работающего от сжатого воздуха, бачка и трубок с двумя одноструйными жиклерами, предназначенными для разбрызгивания жидкости. Устройство приводится в действие краном управления левым стеклоочистителем, когда ручка крана перемещается на себя до упора (нефиксированное положение),. После опускания ручки она автоматически возвращается в третье фиксированное положение, а сжатый воздух поступает в диафрагменный насос. Имеющаяся в насосе жидкость выдавливается диафрагмой к жиклерам, через которые разбрызгивается на стекла. После срабатывания насоса диафрагма выпрямляется, в полости под ней создается разрежение и из бачка подсасывается новая порция жидкости. Таким образом, насос постоянно заполнен жидкостью и готов к действию.
Двери кабины состоят из наружных и внутренних панелей. Они имеют поворотные форточки, стекла с механизмом подъема и опускания, замки с наружными и внутренними ручками.
Замок двери (рис. 8) отпирается снаружи нажатием на кнопку ручки, а изнутри — поворотом ручки на себя. Корпус замка выполнен заодно с клином установа, фиксирующим дверь в проеме. При закрывании двери клин входит между скобой фиксатора и стойкой проема двери. Стекла «перей кабины закаленные, неполированные, перемещаются в направляющих при помощи одно-рычажных стеклоподъемников с механическим приводом. В приводе стеклоподъемника имеется тормозной механизм, благодаря которому стекло может быть зафиксировано в любом заданном положении. Монтаж и демонтаж
замков, стеклоподъемников и стекол необходимо производить через люк внутренней панели двери.
Автомобиль оборудован сиденьем водителя (рис. 9) и двумя одноместными сиденьями для пассажиров. Для удобства и уменьшения утомляемости сиденье водителя имеет механизм подрессорива-ния торсионного типа с газонаполненным амортизатором. Подрес-соривание осуществляется торсионом, установленным в трубе. Один конец торсиона закреплен наглухо, второй соединен с рычагом механизма регулирования жесткости подвески. Для гашения колебаний сиденья при движении но неровной дороге используется газонаполненный телескопический амортизатор, установленный за спинкой сиденья. Один конец амортизатора закреплен на основании сиденья, а другой — в поперечине его остова. Ход подвески сиденья 88 мм. Подвеска рассчитана на массу водителя 50… 130 кг. Продольное перемещение сиденья при регулировке осуществляется перемещением сиденья вдоль неподвижных направляющих, прикрепленных к полу кабины. Сиденье с помощью стопора фиксируется в одном из десяти положений. Подушка и спинка сиденья сделаны из губчатой резины и обиты искусственной кожей. Левое пассажирское сиденье выполнено аналогично сиденью водителя, но не имеет подвески и не регулируется. Правое пассажирское сиденье представляет собой кресло с металлическим пружинным каркасом. Оно имеет механизм регулирования продольного перемещения, аналогичный механизму сиденья водителя. Спинка может занять одно из пяти фиксированных положений. Сиденье имеет два откидывающихся подлокотника.
Система отопления кабины предназначена для обогрева кабины и обдува стекол ветрового окна и дверей теплым сухим воздухом для предотвращения их обмерзания и запотевания.
Радиатор отопителя помещен в нише панели и установле с внешней стороны, а два вентилятора с электродвигателями разм щепы в кабине и закрыты съемным защитным кожухом. Радиато включен в систему охлаждения двигателя. Горячая жидкость ncj ступает в радиатор отопителя из углового патрубка, расположенной па верхней плоскости блока впереди, справа по подводящему па трубку, через регулировочный кран отопителя, расположенный в нише панели передка рядом с радиатором. Жидкость посту пает в нижнюю часть радиатора, а из верхней по сливному пат рубку уходит в нижнюю часть радиатора системы охлаждения. Наружный воздух подается к радиатору отопителя через решетк облицовочной панели. Пройдя через радиатор, нагретый воздух с помощью двух вентиляторов подводится по шлангам к соплам обдува ветровых стекол. К ногам водителя и пассажиров воздух подается из отверстий в нижней стенке воздухораспределителей с заслонками, с помощью которых большую часть теплого воздуха можно направить на обдув стекол. Для обдува стекол дверей предусмотрены специальные воздухонаправляющие решетки, установленные на приборной панели с левой и правой сторон. Тепловой поток регулируется краном или изменением частоты вращения рабочих колес вентилятора.
Краны отопителя и заслонки воздухораспределителей управляются рычажками, расположенными в нижней части щитка приборов, слева от рулевой колонки. Верхний рычажок управляет краном отопителя, а два нижних — заслонками правого и левого воздухораспределителей. Переключатель электродвигателей вентиляторов расположен на приборной панели справа от рулевой колонки на пульте переключателей.
Эффективность отопления зависит от температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя. При температуре жидкости ниже 75 °С эффективность отопления резко падает. При температуре наружного воздуха до минус 10 °С для обогрева кабины при движении автомобиля следует использовать напор встречного потока воздуха, включая при этом электродвигатель только в случае необходимости. При более низкой температуре следует включать электродвигатели вентиляторов на низкую частоту вращения и, если этого не достаточно, переключать их на режим максимальной частоты.
Вентиляцию кабины в летнее время можно обеспечить путем изменения положения поворотных форточек, стекол дверей кабины, вентиляционного люка, а также через люк, имеющийся в передней панели правой части кабины.
Обтекатель предназначен для предотвращения забрызгивания стекол и ручек дверей, зеркал заднего вида при движении автомобиля по мокрому шоссе. На кабине предусмотрена установка двух обтекателей. Обтекатель — металлический щиток, имеющий четыре кронштейна для крепления к боковой панели передней части кабины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Характеристика и устройство кабины автомобилей КамАЗ-5320 и КамАЗ-4310"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы