Коррозия — один из наиболее распространенных видов повреждений подшипников. Разрушая поверхность рабочих дорожек колец и тел качения, она уменьшает долговечность подшипника. Кроме того, продукты коррозии, смешиваясь со смазкой, вызывают абразивный износ его рабочих поверхностей. Поэтому коррозия недопустима как на рабочих, так и на остальных поверхностях подшипника.
При обращении с подшипником необходимо всегда стремиться к тому, чтобы без защиты от коррозии подшипник находился возможно меньшее время. Во всех случаях время нахождения его без защиты не должно превышать 2 ч.
На непродолжительный срок хранения, а также на период между осмотрами, дефектацией, .на время устранения недостатков как у подшипника, так и у машины (если это длится не более 20 суток) пользуются двумя удобными способами защиты от коррозии.
Первый способ заключается в том, что подшипники помещают в эксикатор (рис. 1) — стеклянный герметически закрывающийся сосуд. Герметичность эксикатора обеспечена притиркой крышки к корпусу. В нижнюю часть корпуса засыпается силикагель — неорганическое вещество, обладающее большой способностью впитывать влагу из атмосферы. Например, при относительной влажности 100% он способен поглотить влагу до 35% своего веса. Относительная влажность воздуха в закрытом эксикаторе с силикагелем устанавливается порядка 30%; при такой влажности процессы коррозии практически не протекают.
Различают два вида силикагеля: индикатор и осушитель. Силикагель-индикатор, поглощая влагу, изменяет свою окраску. По изменению цвета судят о влажности воздуха в эксикаторе и о его дальнейшей способности поглощать влагу. Влажность высушенного силикагеля не превышает 2%. При этом силикагель-индикатор имеет синий цвет и сине-фиолетовый с небольшим количеством зерен, отличных по цвету, но не меняющих общего тона окраски. При розовом и фиолетово-розовом цвете силикагель-индикатор подлежит смене. Силикагель удобен тем, что его можно использовать многократно. Восстановление сили-кагеля-индикатора производится в сушильном шкафу-термостате при температуре 120—150° С в течение 1,5—2 ч. Для сушки силикагель насыпают на металлические противни слоем не более 30 мм. Хранят силикагель в герметической таре.
Силикагель-осушитель при поглощении влаги свой цвет не изменяет.
Хотя стоимость силикагеля-индикатора выше, чем си-ликагеля-осушителя, однако учитывая небольшую его потребность и многократность использования, для эксикаторов более целесообразно применять силикагель-индикатор. При примене. ми силикателя-осушителя контроль влажности может осуществляться небольшим количеством силикагеля-индикатора, помещенного в специальные патроны — индикаторы влажности.
Второй способ, распространяющийся в последнее время, состоит в применении летучих ингибиторов (замедлителей коррозии). Особенности ингибиторов заключаются в том, что они защищают от коррозии, находясь в газообразном состоянии. Обычно летучим ингибитором пропитывается упаковочная бумага. Подшипник, завернутый в эту бумагу, окружается газовой средой, которая защищает металл от коррозии. В качестве ингибиторов применяют карбонат моноэтаноламина (МЭАК) и нитрит дициклогек-силамина (НДА).
Для защиты от коррозии на продолжительный срок хранения подшипники консервируют. Перед консервацией их тщательно осматривают с целью установить отсутствие коррозии. Подшипники, имеющие даже незначительную коррозию, консервации не подвергаются, так как она будет развиваться и под слоем смазки.
Первая операция при консервации—промывка — выполняется для очистки поверхности подшипника от загрязнений и удаления солей пота рук. Для промывки применяется 2%-ный водный раствор натриевого или кальциевого мыла. Хозяйственные мыла для этой цели непригодны, так как они содержат наполнители, которые дают на подшипнике осадок. Температура раствора в ванне поддерживается в пределах 70—80 °С. При более низкой температуре уменьшается моющая способность раствора. Повышенная температура сильно изменяет концентрацию раствора, так как вода испаряется. Время выдержки подшипников в первой ванне 2 мин. До и после выдержки необходимо проделать три — пять кратковременных погружений. После этого подшипники подвешиваются над ванной для стекания избытка раствора. Эта операция проводится также после каждой последующей ванны с целью сохранения постоянства состава ванн.
Вторая операция при консервации — удаление мыльного раствора, оставшегося на деталях подшипника после промывки. Подшипники помещаются в горячее минеральное масло малой вязкости — индустриальное (веретенное 2) или трансформаторное масло. В последнем случае необходимо тщательно следить за температурой масла, так как температура вспышки трансформаторного масла — 135 °С — ниже, чем у индустриального 12. Температура масла во второй ванне должна быть в пределах 90—95 °С. Горячее масло, помимо того, что удаляет оставшийся мыльный раствор в виде капель, одновременно подсушивает поверхность подшипников от водяной пленки. При уменьшении температуры масла поверхность высыхает медленнее. Подшипники выдерживают в минеральном масле 2 мин. До и после выдержки необходимо проделать четыре кратковременных погружения.
Температура во второй ванне (90—95 °С) недостаточна для полного удаления из подшипников мыльного раствора. Поэтому необходима третья операция. Она производится в третьей ванне при температуре смазки 110—120 °C. В ней подшипники находятся не менее 2 мин, причем в течение 4 мин до выдержки в ванне и в течение 4 мин после выдержки их нужно подвергнуть кратковременному погружению.
В качестве смазки в третьей ванне применяется защитная смазка следующих марок: УН (технический вазелин), УНЗ (пушсмазка) или петролатум (неокисленный). Эти смазки применяются также в последней четвертой ванне.
При переносе подшипников из третьей ванны в четвертую—консерв’ационную—всегда будет переноситься в нее и некоторое количество смазки из третьей ванны. Поэтому, чтобьи не ухудшать состав консервациовной ванны, состав третьей и четвертой ванн должен быть одинаков.
Четвертая операция является консервационной. После первых трех операций, которые по существу являются подготовительными, в четвертой ванне 2—3-кратным погружением подшипников на 20—30 сек в расплавленную смазку, температура которой поддерживается в пределах 60— 70 °С, на подшипник наносится слой защитной смазки.
После четвертой ванны подшипники охлаждаются на воздухе до застывания смазки (30—40 °С), после чего их завертывают в противокоррозийную бумагу. Обычно применяется бумага, пропитанная парафином, церезином или их смесью. При завертывании подшипников, так же как и в процессе консервации, брать подшипники руками нельзя во избежание коррозии от пота рук. Подшипники берут щипцами, крючками или другими приспособлениями; можно также пользоваться парафинированной бумагой.
Конструкция всех четырех ванн для консервации может быть одинакова. Ванны изготовляются из листового железа. Каркас — из углового железа. Размер ванн выбирается исходя из размеров подшипников и необходимой пропускной способности. Дл я удобства в работе над ванной устанавливается перекладина. На нее подвешиваются кассеты с подшипниками для стекания раствора или масла. Подшипники опускаются в ванны в специальных кассетах, изготовленных из листового железа. Для прохода масла в кассете много отверстий. Для мелких подшипников кассеты можно изготовить из проволочной сетки.
Консервация подшипников с двусторонними встроенными уплотнениями, заполненными рабочими смазками, отличается от описанной выше. После осмотра подшипники протирают чистой салфеткой. Защитная смазка наносится намазыванием. В качестве защитной смазки применяется рабочая смазка той же марки, что заложена в подшипники.
Для подшипников с резиновыми и фетровыми уплотнениями разрешается применять обычные защитные смазки (марки УН, УНЗ, петролатум). Они наносятся на подшипник намазыванием.
Расконсервация подшипников. Перед расконсервацией с подшипников снимают парафинированную бумагу и укладывают их в кассету в один ряд. Для удаления защитной смазки кассету с подшипниками опускают на 5—10 мин в масло индустриальное 12 (веретенное 2), нагретое до температуры 90—120 °С. При применении трансформаторного масла температуру выше 100° С допускать не следует во избежание вспышки масла. После нагрева их 5—6 раз вынимают и погружают в ванну, каждый раз давая стечь маслу. После этого кассета с подшипниками подвешивается над ванной до стекания масла и охлаждения подшипников до температуры окружающего воздуха.
Охлажденные подшипники промывают в авиационном бензине Б-70, в бензине «Галоша» или в бензиновом растворителе.
Расконсервация подшипников с двусторонними встроенными уплотнениями, заполненными рабочими смазками, заключается в том, что защитную смазку удаляют с поверхностей подшипника чистой сухой или смоченной в бензине и отжатой салфеткой.
Переконсервация подшипников производится, если при выборочной проверке хранящихся подшипников обнаружена коррозия. В этом случае вся партия подшипников подвергается расконсервации и осмотру-Подшипники без коррозии консервируют. Способы расконсервации и консервации описаны выше.
При консервации этих подшипников особенно тщательно необходимо выполнить первую операцию. От качества промывки подшипников в первой ванне зависит устранение многих причин, вызывающих коррозию.
Хранение подшипников. При поступлении ящиков с подшипниками их вскрывают. Хранят подшипники на стеллажах. Если ящики поступили в холодное время года, то их выдерживают нераспакованными от 1 до 3 суток. За это время подшипники принимают температуру окружающего воздуха и на них не будет конденсироваться влага. Подшипники, имеющие повреждения парафинированной упаковочной бумаги, подлежат расконсервации и осмотру.
Подшипники, бывшие в работе и законсервированные на длительный срок, должны храниться также на стеллажах.
Помещение, в котором хранятся подшипники, должно быть сухим, отапливаемым, с вентиляцией и защищенное от попадания в него прямого солнечного света и газов (хлора, аммиака, дыма и т. д.). Пол должен быть из плиток, бетонный или деревянный. Крыша помещения не должна протекать. Температура воздуха должна поддерживаться в пределах от +10 до +30 °С. Относительная влажность воздуха не выше 70%. Резкие колебания температуры и влажности воздуха не допускаются. За температурой и влажностью воздуха устанавливается ежедневный контроль. При повышении влажности воздуха необходимо усилить как отопление, так и вентиляцию.
Уборка пола должна производиться пылесосом или мокрыми опилками. Недопустимо поливать или обрызгивать пол водой.
При длительном хранении подшипников их состояние необходимо периодически контролировать. Один раз в год на отсутствие коррозии проверяют 0,5 % хранящихся подшипников. При обнаружении коррозии на деталях партия подшипников снимается с хранения.
Подшипниковая промышленность в соответствии с ГОСТ 620-55 гарантирует подшипники от коррозии в течение 12 мес. со дня выпуска при соблюдении правил хранения. Проверка состояния подшипников после длительного их хранения (более 12 мес.) показывает, что подшипники, законсервированные по описанной методике, можно хранить 5 и более лет, периодически контролируя их состояние.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Хранение, консервация и переконсервация подшипников"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы