Инструкциями электротехнической промышленности по обслуживанию машин общего назначения предусмотрены следующие виды работ; общее наблюдение за машиной при эксплуатации, систематическое проведение технических осмотров машины, проведение профилактических ремонтов. С этими работами совмещается и уход за подшипниками.
Уход за подшипниками машин специального назначения осуществляется по инструкциям, прилагаемым к машинам.
Особенности обслуживания подшипников качения при проведении работ по электрическим машинам состоят в следующем.
Уход за подшипниками при общем наблюдении за машиной. Необходимо следить за температурой подшипниковых щитов, появлением посторонних шумов и вибраций, а также за состоянием уплотнений в подшипниковых щитах.
Температура подшипников. Подшипники качения допускают рабочую температуру до плюс 120°С*, хотя в машинах общего назначения она обычно не выше 60—70 °С. В электрических машинах специального назначения, работающих при высоких температурах окружающей среды и имеющих более высокую рабочую температуру, применяются специальные подшипники.
Рабочую температуру подшипников часто ограничивает применяемая смазка из-за того, что многие широко распространенные смазки имеют рабочие температуры ниже 120 °С. Так, например, при применении основной смазки марки УТВ (1-13), имеющей рабочую температуру 90° с повышение температуры подшипника выше 90 °С недопустимо. То же можно сказать и о применении широко распространенных смазок-солидолов. В этом случае температура подшипников не должна быть выше 40—50 °С.
О температуре подшипников электрической машины можно судить с достаточной для практики точностью по температуре подшипникового щита. Для ее замера можно воспользоваться термометром, обертывая его конец фольгой и прикладывая к щиту.
На практике часто о степени нагрева судят на ощупь, прикасаясь рукой к корпусу и подшипниковому щиту. Если руку можно держать на подшипниковом щите продолжительное время (более 30 сек), то температура обычно не выше 50—60 °С. Если же руку не удержишь более 2—3 сек, то температура порядка 90 °С и выше.
Температура подшипникового щита может повыситься сверх допустимой из-за следующих недостатков подшипника: нет смазки, появилось усталостное выкрашивание на рабочих поверхностях подшипника, образовались сильные задиры рабочих частей подшипника после ремонта из-за неправильного монтажа подшипника.
Для определения неисправности подшипника обычно бывает достаточно снять подшипниковый щит, убедиться в наличии смазки, в легкости вращения подшипника, проверить наличие осевого зазора и после промывки бензином осмотреть подшипник.
Повышенный шум и вибрации машины происходят из-за следующих дефектов в подшипнике: отсутствия смазки, увеличенных зазоров, усталостного выкрашивания на рабочих поверхностях и разрушения деталей подшипника.
Дефект подшипника сказывается на работе машины различно в зависимости от числа оборотов и нагрузки. Так, при появлении небольшого очага выкрашивания металла на рабочих дорожках колец при 8 000—10000 об/мин (число оборотов некоторых двигателей специального назначения) появляется сильный шум, напоминающий свист; температура резко растет. При 750—1 500 об/мин (характерно ДлЯ машин общего назначения) шум увеличивается незначительно и напоминает стук.
Состояние уплотнений. Надежная работа подшипников в электрических машинах в очень сильной степени зависит от состояния уплотнений, которые должны надежно защищать подшипник от попадания в него грязи, пыли, песка и других абразивных частиц. В электрических машинах общего назначения применяются простейшие уплотнения: в виде кольцевых зазоров или проточек. В машинах специального назначения также применяются уплотнения лабиринтные, фетровые и комбинированные.
Уплотнения в виде кольцевых зазоров надежно работают только в чистой и сухой среде. Следовательно, при эксплуатации машин, имеющих этот вид уплотнений, нельзя, обдувая сжатым воздухом машину, направлять пыль в сторону подшипниковых щитов. При запыленной окружающей среде необходимо чаще менять смазку.
При появлении течи смазки через уплотнения в подшипниковых щитах машину необходимо остановить для установления причины и устранения недостатков.
Уход за подшипниками при технических осмотрах. Инструкциями 1 по монтажу и эксплуатации электрических машин общего применения периодичность нх осмотров устанавливается в зависимости от производственных условий и типа машины. При установлении периодичности осмотров необходимо, помимо особенностей самой машины, также учитывать конструкцию уплотнений в подшипниковых щитах, а также марку смазки, применяемую для смазки подшипников.
При уплотнениях в виде кольцевых зазоров и работе в среде с повышенной влажностью осмотры необходимо производить чаще, так как этот тип уплотнений не рассчитан для работы в таких средах. Фетровые уплотнения олее надежно защищают полость подшипника.
Периодичность осмотров, добавок и смены смазок для машин специального назначения обычно указывается в инструкциях для каждого типа машины.
При осмотрах машины необходимо снять подшипниковые щиты, проверить от руки величину осевой игры и легкость вращения подшипника. При значительном увеличении осевой игры подшипник заменяется. Вращение подшипника с заеданием, притормаживанием или плохое вращение указывают на загрязненность подшипника или его неисправность. В этом случае его необходимо демонтировать, тщательно промыть, осмотреть и проверить легкость вращения. Осуществить хорошую промывку, не снимая подшипник с вала, практически невозможно, а чистота подшипника —одно из основных условий надежной и продолжительной работы.
Свежая смазка добавляется в подшипник при каждом осмотре, после предварительного удаления части старой смазки.
При осмотрах необходимо особое внимание уделять состоянию уплотнений в подшипниковых щитах. При уплотнениях в виде кольцевых зазоров, старую смазку удаляют, а свежую омазку закладывают в количествах, необходимых для полного заполнения кольцевых зазоров: эффективность этого типа уплотнений без смазки резко -снижается. При фетровых уплотнениях у машины их состояние также тщательно проверяется. Указания по уходу за фетровыми и другими типами уплотнений должны даваться в соответствующих руководствах по электрическим машинам.
Уход за подшипниками при проведении профилактикеских ремонтов. Периодичность профилактических ремонтов электрических машин, так же как и профилактических осмотров, устанавливается в зависимости от производственных условий и типа машины с учетом марки применяемой смазки и конструкции уплотнений в подшипниковых щитах.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Уход за подшипниками при эксплуатации электрических машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы