Автомобильная дорога — это комплекс инженерных сооружений, который включает земляное полотно, основание и покрытие, мосты, дорожные знаки и указатели, разметку. Термин «дорога» относится к любой используемой для движения дороге, улице, переулку по всей их ширине, включая тротуары, велосипедные дорожки, обочины и распределительные полосы.
В зависимости от значения в общей транспортной сети и от размеров расчетной перспективной интенсивности движения автомобильные дороги подразделяют на пять категорий. Они характеризуются шириной проезжей части, среднесуточной интенсивностью движения в обоих направлениях, количеством полос движения, основными расчетными скоростями движения, допустимыми радиусами закруглений, максимальным предельным уклоном.
Применяют следующие основные типы покрытий дорог: цементобетон, асфальтобетон, битумоминеральные смеси (щебень или гравий, обработанные битумом), щебень или гравий без обработки, дегтебетон, булыжник, колотый камень, грунт и малопрочный камень, обработанные вяжущими материалами.
Установлены предельные нормы нагрузки на каждую ось транспортного средства в зависимости от категории дорог. Эксплуатация автомобилей на дорогах, не рассчитанных на их допустимую осевую нагрузку, приводит к быстрому разрушению дорожных покрытий, мостов и труб. Поэтому на автомобильных дорогах устанавливают специальные знаки, запрещающие движение транспортных средств с осевой нагрузкой большей, чем та, на которую рассчитано дорожное покрытие. Установлены также ограничения на длину автопоездов, ширину транспортируемого груза и максимальную высоту.
Дороги первой категории устраивают с разделительной полосой, которая отделяет встречные потоки транспортных средств. На участках дорог, пролегающих через населенные пункты, строят тротуары для пешеходов, в местах автобусных остановок дорогу расширяют, при высоких насыпях устраивают ограждения. На пересечениях дорог устраивают разделительные или направляющие островки.
Пересечением называют место пересечения транспортных потоков, на одном и том же перекрестке может быть несколько пересечений.
По административному признаку автомобильные дороги подразделяют на союзного (государственного), республиканского, областного, районного и местного значения. Для характеристики соответствия дороги условиям безопасного движения используют классификацию по техническим категориям.
Дорожная сесть содержит большое количество пересечений отдельных дорог и магистралей, движущиеся по ним транспортные и пешеходные потоки взаимодействуют между собой и влияют друг на друга> поскольку пересечения, за редким исключением, находятся на одном уровне.
Дорога характеризуется планом, продольным и поперечным Уклоном и профилем, т. е. тремя проекциями.
План дороги (рис. 48, а) дает представление о радиусах закруглений, их расположении и количестве, что необходимо для безопасности движения.
Продольный профиль показывает крутизну подъемов и спусков, т. е. продольных уклонов.
На Дорожных знаках «Крутой спуск» и «Крутой подъем» уклон показывают в процентах.
Малые радиусы закруглений и большие уклоны представляют значительную опасность для движущихся с высокой скоростью автомобилей. Кроме того, уклоны уменьшают расстояние видимости, что показано на продольном профиле дороги.
Поперечный профиль дороги характеризует ее конструкцию, размеры элементов и другие параметры, имеющие важное значение для безопасности движения. Основные элементы дороги — земляное полотно, проезжая часть, кювет, обрез, обочина.
Обочина обеспечивает устойчивость автомобиля при съезде колеса с проезжей части и используется для остановки автомобиля, установки знаков, ограждений.
Полоса движения дороги — это ширина ее проезжей части, достаточная для движения одного ряда автомобилей. При наличии двух полос для одного направления движения правая полоса предназначена для грузовых автомобилей и автопоездов, а левая — для легковых автомобилей и автобусов.
Территория, образуемая пересекающимися дорогами в одном уровне, называется перекрестком.
Движением транспортных средств на дороге регулируют и управляют с помощью нанесенных разметочных линий, установки указателей, дорожных знаков, светофоров, а также регулировщиками или средствами и мероприятиями, предусмотренными Правилами дорожного движения.
В соответствии с конкретными обстоятельствами транспортный поток разделяют по нескольким полосам движения и направлениям, отделяют транзитное движение от местного, уменьшают число пересечений, отделяют стоящие автомобили от движущихся, снижают скорость движения на опасных участках, повышают видимость и др.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Классификация дорог"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы