Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Обмотка электрических машин

Публикация:
   Комплексная механизация намотки статоров

Читать далее:




Комплексная механизация намотки статоров

Выполнение обмоточно-изолировочных работ на отдельных станках не дает возможности механизировать все операции изготовления и укладки обмотки как при совмещенном способе, так и при способе раздельной намотки. Не механизированными остаются все операции, связанные с переносом и установкой сердечников статоров на отдельные станки, при раздельном методе вручную снимаются витки с шаблона на приспособление, которое также вручную переносится на станок для втягивания, и т. п. Если даже для переноса используются различные подъемные и транспортные устройства, все равно на это уходит много времени и требуется обязательное участие рабочего.

На заводах с массовым выпуском однотипных электродвигателей устанавливают агрегатные станки, в которых совмещены функции и рабочие органы намоточных и втягивающих станков.

Рис. 1. Процесс намотки катушечной группы на коническии шаблон с. автоматизированным переносом витков на приспособление:
I — IV последовательные стадии намотки

Для механизации процесса переноса витков с шаблона на приспособление применяются станки, в которых витки переносятся с шаблона на приспособление автоматически во время их намотки. Вращающееся вокруг шаблона мотовило наматывает витки на его коническую поверхность. Под действием натяжения провода витки соскальзывают с сужающейся части шаблона. Следующие намотанные витки проталкивают первые еще дальше и они опускаются на штыри приспособления (позиция /). После намотки первой катушки шаблон опускается на одну ступень (позиция II) и таким же образом наматывается следующая катушка, витки которой также опускаются в приспособление и занимают место снаружи витков первой катушки. После намотки всей катушечной группы толкатели сдвигают оставшиеся на шаблоне последние витки и поджимают все опущенные ранее на штырях приспособления (позиция III). Шаблон возвращается в исходное положение для намотки следующих катушечных групп (позиция IV), а приспособление поворачивается на определенный угол, чтобы витки катушек следующих групп заняли на приспособлении нужное для втягивания место.

В некоторых станках применяют цилиндрические шаблоны, в которых витки сдвигаются с шаблона в приспособление толкателями. Толкатели приводятся в движение кулачковым механизмом, связанным с вращающимся мотовилом. Сила стягивания витков с шаблона с помощью толкателей стабильна и не зависит от натяжения и коэффициента трения провода о поверхность, как в конических шаблонах.

Намотка статоров на агрегатных станках. Рассмотрим последовательность намотки статоров на агрегатных станках типа АНвС. Станки рассчитаны на намотку статоров, все катушечные группы обмотки которых могут быть втянуты одновременно, и поэтому не требуют промежуточного розжима лобовых частей. На вращающемся столе станка располагаются три штыревые оправки для втягивания катушек. Стол при повороте устанавливает каждую оправку в трех разных позициях. В начале работы на шаблон наматываются витки половины катушечных групп обмотки. Одновременно с намоткой они переносятся на штыревую оправку, находящуюся на позиции. После этого стол поворачивается и переносит оправку на позицию, а на ее место приходит вторая оправка, на которую опять переносятся витки первой половины катушечных групп. Первая оправка устанавливается под другим шаблоном. На него наматываются и переносятся на оправку витки второй половины катушечных групп обмотки. Одновременно кассеты механизма втягивания, установленного на третьей позиции станка, заполняются пазовыми крышками. Стол поворачивается, перемещая оправку на третью позицию — позицию втягивания. Штыри оправки закрепляются фиксатором, подается сердечник статора и происходит втягивание всей обмотки. Статор с обмоткой снимается с оправки. В это время на оправку, находящуюся на второй позиции, набираются витки второй половины обмотки, а на оправку, находящуюся на первой позиции, — витки первой половины катушечных групп. Стол поворачивается через промежутки времени, достаточные для выполнения операций на каждой из позиций.

Производительность станка 250—300 тыс. статоров. Однако переналадка его для намотки статоров другого диаметра и с другой обмоткой очень сложна. Поэтому станки применяют лишь на заводах с массовым выпуском однотипных электрических двигателей.

Намотка статоров на автоматических линиях. Помимо агрегатных станков почти полная механизация намотки статоров достигается на автоматических линиях. Автоматическая линия состоит из ряда станков, включающих станки для изолирования пазов, намотки и втягивания катушек, формования и бандажирования лобовых частей обмоток.

Рис. 2. Схема намотки статоров на агрегатных станках:
I—III— операции, выполняемые на различных позициях

Рис. 3. Схема автоматической линии намотки статоров

Рассмотрим последовательность операций на простейшей автоматической линии. Все оборудование сгруппировано вдоль конвейера. Сердечники статоров загружаются в кассету. На позиции конвейера переносное устройство устанавливает очередной сердечник на спутник, который движется вместе с сердечником по конвейеру. Движение спутника прерывистое. Во время его остановки на позиции II контрольное устройство контролирует точность изготовления сердечника: его длину, размеры шлица пазов и т. д. При обнаружении брака манипулятор снимает сердечник с конвейера и переносит его в контейнер брака. Далее на конвейере установлены два пазоизолировочных станка, каждый из которых рассчитан на , изолирование пазов определенной формы. Спутник с сердечником статора останавливается на позиции III или IV в зависимости от формы пазов статора. Пазоизолировочные станки устанавливают пазовую изоляцию — короба в пазы сердечника, после чего спутник подает его на позицию V или VI. Здесь работают станки для втягивания обмотки. На них производится намотка витков на шаблон с автоматическим переносом их на штыревую оправку и втягивание обмотки с одновременным заклиниванием пазов. Позиция VI — резервная, так как станок на позиции V из-за необходимости частой заправки обмоточного провода может не успеть выполнить свои операции, не нарушая ритмичности движения конвейера. На позиции VII механизм производит розжим лобовых частей и в конце — с позиции VIII сердечник с уложенной обмоткой снимается краном 8 и передается для последующих операций. Спутник возвращается на исходную позицию I.

На такой линии втягивание обмотки производится только один раз. Поэтому вся обмотка может быть уложена только в том случае, если все ее катушечные группы допускают одновременное втягивание в пазы. В более сложных обмотках производится втягивание одного яруса обмотки. Для выполнения оставшейся части обмотки оборудование автоматической линии усложняется, добавляются новые станки и т. п.

Автоматические линии рассчитываются на определенные размеры статоров и схему их обмотки. Их переналадка очень сложна и требует много времени, а часто и замены отдельных станков, поэтому, как правило, не производится.

Намотка статоров на многофукциональных станках. Обмотка статоров трехфазных машин, имеющих большие габариты, не может быть выполнена одновременным втягиванием всех катушечных групп. Лобовые части одно-двухслойной и двухслойной концентрической обмоток располагаются в несколько ярусов и втягивание катушечных групп каждого из них производится последовательно. При этом обязательным является осадка проводов на дно пазов и розжим лобовых частей катушек, уложенных ранее. Это требует переноса и попеременной установки сердечников статоров на разных станках. Иногда сердечник приходится несколько раз устанавливать на один и тот же станок, например, для розжима лобовых частей после втягивания каждого яруса обмотки. Установка для таких статоров автоматической линии нецелесообразна, так как в ней необходимы либо несколько однотипных станков, которые не будут полностью загружены, либо организация сложного движения сердечников статоров по конвейерам. И в том и в другом случае при неполадке одного из звеньев автоматической линии неизбежен простой всех остальных станков.

Для механизации намотки статоров больших размеров, требующих неоднократного втягивания катушечных групп обмотки, используют многофункциональные станки. В них статор устанавливается и закрепляется только один раз. Поворотный стол перемещает сердечник на несколько позиций станка поочередно. На каждой из них различные механизмы производят те или иные операции: изолирование пазов, намотку и втягивание катушечных групп, заклинивание пазов, осадку проводов на дно пазов и розжим лобовых частей, а при намотке двухслойных обмоток также и установку прокладок между слоями. Часть этих операций в зависимости от сложности обмотки может быть повторена несколько раз.

Конструкция многофункциональных станков значительно сложнее, чем станков, выполняющих отдельные операции. Работа на них требует высокой квалификации операторов и резко отличается от работы обмотчиков, укладывающих обмотку вручную.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Обмотка электрических машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Комплексная механизация намотки статоров"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства