Комплексные работы, выполняемые грейдером, включают: профилирование грунтовой дороги; устройство корыта; возведение и улучшение грунтовых и гравийных дорог; профилировочные работы и возведение насыпей на косогорах.
Профилирование грунтовой дороги грейдером, Профилирование включает три основные операции: зарезание грунта в кювете дороги с образованием из грунта небольшого вала; перемещение полученного вала к оси дороги и разравнивание вала. Выполнение и чередование операций продолжается до тех пор, пока весь грунт, необходимый для сооружения полотна дороги, не будет выбран из канавы или резерва, перемещен и спланирован в соответствии с заданным профилем. Количество проходов для полного профилирования зависит от профиля и ширины земляного полотна, типа грейдера, группы грунта и его состояния.
Наиболее целесообразно применять прицепные грейдеры для профилирования грунтовых дорог в равнинной местности с устройством канав глубиной 0,6—0,7 м, а также при возведении насыпей высотой до 0,8 м из боковых резервов. При профилировании требуется, чтобы проходы грейдера на прямых участках дороги были прямолинейными, а на поворотах соответствовали направлению кривых. В зависимости от этих требований учащийся должен j вести трактор по указанному в проекте направлению, не допуская значительных отклонений в сторону, а машинист грейдера должен следить за направлением движения грейдера.
При проходах по зарезанию грунта передние колеса грейдера устанавливают строго отвесно, а задние — наклоняют в сторону перемещения грунта. При перемещении грунта передние колеса устанавливают также отвесно, а задние наклоняют в сторону оси дороги или другого возводимого сооружения. Если грунт перемещают с бровки дороги, передние и задние колеса как можно больше наклоняют в сторону перемещения грунта. В процессе разравнивания грунта и выполнения отделочных работ по возведению дороги передние и задние колеса грейдера устанавливают отвесно. Необходимо следить также за тем, чтобы колеса грейдера не катились по валу перемещаемого грунта, так как такое положение колес (особенно передних) вызывает неустойчивость грейдера, затрудняет управление им и увеличивает потери мощности трактора на перемещение грейдера.
Устройство корыта. Применяются два способа устройства корыта—с присыпными или с неприсыпными обочинами.
По первому способу корыто устраивают одновременно с постройкой полотна дороги. В этом случае грунт вырезают из боковых канав обычно, как при профилировании полотна дороги, но грунт перемещают не до оси полотна, а разравнивают на обочинах, образуя стенки корыта.
По второму способу корыто устраивают по ранее отсыпанному полотну дороги, когда между отсыпкой земляного полотна и устройством одежды проходит длительное время, а также при строительстве дороги в выемке.
В современных условиях поточного строительства лучшим способом устройства корыта является способ присыпных обочин. Подсыпку обочин следует производить непосредственно перед устройством основания. Для увеличения производительности грейдера рекомендуется применять левосторонний удлинитель и работать на гибкой сцепке, что позволит трактору поворачиваться в конце участка на месте на 180° без отцепки грейдера.
Рис. 1. Последовательность проходов грейдера при профилировании грунтовой дороги:
а — зарезание; б — перемещение; в — разравнивание
При устройстве корыта в насыпи высотой свыше 0,5 м (до 0 8 м) работают также, как и при устройстве насыпи с послойным уплотнением. После разравнивания первого (нижнего) слоя его укатывают, затем валик грунта подается опять на насыпь и отсыпается второй слой от оси насыпи к обочине и т. д.
При возведении земляного полотна высотой до 0,5 м когда дорожную одежду укладывают вслед за возведением насыпи, корыто устраивают одновременно с возведением насыпи. Грунт вырезают из боковых канав и разравнивают его на обочинах до требуемого уклона и толщины, образуя, стенки корыта. После этого производят разбивку корыта и ведут за-резание грунта по расставленным колышкам на глубину корыта. Вырезанный грунт перемещают в сторону оси полотна дороги с одновременным его разравниванием и планировкой по дну корыта до придания требуемого по проекту профиля.
Рис. 2. Схема устройства корыта грейдером с одновременным возведением насыпи:
а — возведение насыпи; б — устройство корыта в насыпях высотой более 0,5 jи; в — схема разработки грунта при устройстве корыта в насыпях высотой до 0,8 м; 1—9 — последовательность операций
При возведении земляного полотна высотой более 0,5 м (до 0.8 м) корыто устраивают обычно по схеме, представленной на Рис. 2, в. Первый (нижний) слой укладывают наращиванием грунта от края насыпи к ее оси вразбежку и после разравнивания Уплотняют его. Второй слой укладывают вполуприжим, перемещая грунт от оси дороги до середины обочины, а затем до края обочины вирижим. После разравнивания второго слоя и его уплотнения устраивают корыто.
Профиль корыта с уплотнением стенок создают путем вырезки грунта из земляного полотна и перемещения его на обочины. Работу выполняют продольными проходами грейдера, а зарезание начинают от оси корыта в обе стороны дороги. При первом зарезании отвал заглубляют по оси дороги на 10—12 см ниже отметки корыта. Вторым проходом вырезанный грунт перемещают на обочину и укладывают его в виде валика. Третьим
проходом производят зарезание на глубину не более 2—4 см от отметки дна корыта, после чего следующим, четвертым проходом, на обочине разравнивают два валика, уложенных при втором проходе. Перед пятым проходом меняют угол наклона ножа грейдера до 0 или в пределах 3—6° и зарезают грунт корыта в месте примыкания его к обочине. В этом случае зарезание производят сбрасывающим концом ножа, валик грунта при этом укладывают на обочину вприжим, уплотняя его в месте перехода в корыто. При шестом проходе угол наклона еще больше увеличивают и повторяют операцию. Следующими проходами корыто зачищают, зарезая грунт от обочины к оси дороги и разравнивают грунт в средней части корыта.
Указания инструктору. Комплексные работы на грейдере являются заключительным упражнением и проводятся для расширения знаний и закрепления навыков и приемов работы при возведении земляного полотна. При этом выполняются все рабочие операции грейдера при возведении насыпи и профилировании грунтовой дороги с соблюдением правил безопасности.
Учащиеся должны научиться правильно устанавливать нож отвала и угол захвата при зарезании грунта, а также правильно устанавливать передние и задние колеса при проходах грейдера по зарезанию грунта, его перемещению и разравниванию.
В процессе обучения инструктор показывает наиболее рациональные способы выполнения рабочих операций грейдера и объясняет зависимость между углом наклона отвала и шириной резания.
После отработки отдельных упражнений учащиеся поочередно выполняют работы по устройству насыпи и профилированию дорожного полотна.
Инструктор следит, чтобы учащиеся правильно применяли рабочие установки и приемы управления грейдером. Одновременно инструктор проверяет правильность приемов управления трактором при выполнении работы грейдером. Работа учащихся заканчивается выполнением ЕО трактора и грейдера под руководством инструктора.
Рис. 3. Схема устройства корыта грейдером:
1, 3, 5, 6, 7 — зарезание; 2, 4 — перемещение; 8 — разравнивание дна корыта
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Комплексные работы, выполняемые грейдером"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы