Механизированное устройство цементобетонных покрытий предполагает выполнение следующих основных технических операций: планировку основания; распределение смеси; многоступенчатую обработку смеси и окончательную (финишную) отделку поверхности, уход за покрытием в период набора прочности и создание температурно-деформационных швов.
Эти операции выполняют машинами специализированных комплектов двух типов: на рельсовом и гусеничном ходу со скользящими формами.
Для первого типа комплекта машин характерны: высокая трудоемкость установки, снятия и перевозки рельс-форм; большая металлоемкость комплекта в первую очередь из-за необходимости иметь большое число рельс-форм (общая длина звеньев не менее 1 км, а масса не менее 60 кг/м); невысокая мобильность комплекта и необходимость применения прицепов-тяжеловозов при перемещении бетоноукладочного комплекта даже на небольшие (0,1—0,5 км) расстояния. В то же время этот метод позволяет гарантировать требуемое уплотнение бетонной смеси под отделку поверхности покрытия дополнительными проходами бетоноукладочной машины; обеспечить постоянную толщину бетонного покрытия за счет применения профилировщика основания, движущегося по рельс-формам и готовящего основания под отметки, равноудаленные от головок рельс-форм; применять бетонные смеси различной консистенции, включая и жесткие, уплотняемые только при совмещении вибрации с прессующим воздействием.
Рельсовые бетоноукладочные комплекты имеют невысокую производительность — 250-500 м/смену.
Естественное стремление отказаться от рельсового пути, значительно снизить трудоемкость и обеспечить возможность повышения темпа строительства привело к созданию безрельсовых бетоноукладочных машин, оснащенных непрерывно передвигающейся боковой опалубкой, называемой скользящими формами.
В соответствии с технологией в комплекты машин входят: профилировщики основания, предназначенные для подготовки верхнего слоя земляного полотна и основания; распределители смеси, принимающие смесь из транспортных средств и распределяющие ее по ширине основания; укладчики смеси (бетоноотделочные машины), выполняющие комплекс воздействий на покрытие для его глубинной проработки, придания поперечного профиля и отделки поверхности; машины для нанесения на свежеуложенное покрытие пленкообразующих материалов; машины для нарезки швов и их заполнения. Остальное оборудование комплектуют из строительных и транспортных машин общего назначения.
Самоходные машины на рельсовом ходу с автономными двигателями перемещаются по рельс-формам (рис. 11.1), которые одновременно являются неподвижной опалубкой для бетонной смеси.
Звенья рельс-форм укладывают автомобильными кранами при контроле геодезическими приборами согласно проекту трассы. Специализированные укладчики рельс-форм на гусеничном ходу применяют редко, поскольку они не универсальны, а выполняемая ими работа эпизодична. Колеса машин комплекта могут быть одноребордными при строительстве первой полосы (при установке рельс-форм с двух сторон), двухребордны-ми — при использовании с одной стороны рельс-форм, когда опалубкой другой стороны является уже уложенная полоса, по которой движутся гладкие безребордные колеса.
Рис. 11,1. Рельс-форма: 1 — лист (опалубка); 2 — рельс; 3 — рельсовая опора; 4 — свайка (штырь); 5 — клиновой замок
Технология постройки цементобетонного покрытия показана на рис. 11.2. Обычно машины таких комплектов позволяют сооружать покрытия плоского и двухскатного профиля шириной 3-7,5 м. Профилировочные машины разрабатывают корыто, профилируют его подошву, разравнивают и уплотняют подстилающий слой. Рабочим органом профилировщика являются отвал или фреза, с помощью которых при движении машины срезается и частично перераспределяется грунт. Поднимая’ или опуская рабочий орган, регулируют его заглубление. Уплотнение производят вибрационным брусом. Перед укладкой бетона на песчаные основания расстилают бумагу, пропитанную битумом, или полиэтиленовую пленку, которые уменьшают потери цементного молока и способствуют сохранению прочности покрытия.
По устройству рабочего органа распределители бетона бывают бункерными, винтовыми, лопастными (рис. 11.3) Бункерные распределители относятся к машинам периодического действия, а винтовые и лопастные — непрерывного.
Рис. 11.2. Комплекты рельсовых машин для устройства цементобетонных покрытий:
а — с бункерным бетонораспределителем; 6 — с винтовым распределителем непрерывного действия; 1 — профилировщики основания; 2 — распределители бетона; 3 — бетоноотделочные машины;
4 — нарезчики швов
Рис. 11.3. Схемы рельсовых бетонораспределителей:
а — бункерный; 6 — винтовой; в — лопастной; 1 — стенка бункера; 2 — бункер; 3 — направляющая; 4 — винтовой распределитель; 5 — вибробрус; 6 — распределительная лопасть
В бункерном распределителе (рис. 11.3, а) бездонный бункер 2 движется по направляющим перпендикулярно продольной оси дороги. Загружается бункер из бетоновозов с обочины. При перемещении бункера по направляющим нижняя кромка его распределяет и разравнивает смесь До полной разгрузки бункера, после чего он вновь ставится под загрузку и Цикл повторяется.
Винтовые бетонораспределители (рис. 11.3, б) разравнивают смесь, выгруженную из транспортных средств на полотно строящейся дороги, непрерывно вращающимися винтами 4, которые расположены в передней части основной рамы. Непосредственно за винтовыми конвейерами расположены профилирующие заслонки, срезающие избыток бетонной смеси и придающие уложенному слою соответствующий профиль. Кроме того, заслонки образуют подпор смеси, что создает хорошие условия для распределения бетона винтовым конвейером. Толщину распределяемого слоя регулируют подъемом и опусканием винтовых конвейеров. Приводы механизма передвижения и рабочего органа осуществляются от автономного двигателя. Предварительное уплотнение свежеуложенной бетонной массы производится вибробрусом 5. В некоторых моделях винтовых распределителей предварительное разравнивание бетонной смеси производится отвалами, подвешенными к раме рабочего органа и управляемыми гидроцилиндрами.
Лопастной бетонораспределитель (рис. 11.3, в) разравнивает смесь расположенной впереди лопастью 6, которая совершает поперечные возвратно-поступательные движения при непрерывном передвижении всей машины вперед. Распределяющую лопасть б в зависимости от требуемой толщины покрытия устанавливают на различной высоте. В крайних положениях лопасть, повернутая на 180°, удаляет от рельс-форм накопившуюся бетонную смесь. Для предварительного уплотнения бетонной смеси лопастной распределитель, так же как и винтовой, снабжен вибробрусом 5.
Бетоноотделочные машины предназначены для разравнивания, профилирования, уплотнения и окончательной отделки (выглаживания и затирки) предварительно распределенной бетонной смеси.
В бетоноотделочных машинах может быть 1—4 рабочих органа, разравнивающих, уплотняющих и выглаживающих смесь. По характеру уплотнения смеси рабочие органы разделяют на трамбующие и вибрационные. Более высокое качество покрытий дают машины, у которых одновременно в работе находятся четыре рабочих органа (рис. 11.4, а): разравнивающий вибрационный брус 1, трамбующий брус 2, выглаживающий и профилирующий брус 3 (невибрирующий) и выглаживающая плита 4. Разравнивающий брус распределяет бетонную смесь по ширине полосы слоем определенной толщины, чему способствуют колебательные движения в поперечном направлении. Трамбующий брус уплотняет смесь, совершая вертикальные колебания. Выглаживающий брус профилирует поверхность, а выглаживающая плита выравнивает поверхность покрытия, совершая колебания в горизонтальной плоскости.
На машине, схема которой показана на рис. 11.4, б, вместо разравнивающего вибрационного бруса установлен разравнивающий лопастной вал.
Рис. 11.4. Схемы расположения рабочих органов бетоноотделочных машин:
а — с разравнивающим вибрационным брусом; б— с разравнивающим лопастным валом; 1 — вибрационный брус; 2 — трамбующий брус; 3 — профилирующий брус; 4 — выглаживающая плита; 5 — рельс-форма; 6 — лопастной вал
Вибрационные уплотняющие рабочие органы бетоноотделочных машин приводятся в движение от дебалансных механических (эксцентриковых) или электромеханических вибровозбудителей. Установка бетоноотделочных машин на двух балансирных тележках уменьшает влияние погрешностей укладки рельс-форм 5 на ровность дорожного покрытия. Рабочая скорость передвижения бетоноотделочных машин не превышает 0,7—1,4 м/мин, что при ширине обработки 3,5-7,5 м позволяет получить производительность отделки 250-500 м2/ч. Глубина проработки 0,3 м.
Для транспортирования машин рельсового комплекта на небольшие расстояния промышленность выпускает прицепные платформы на пневмоколесном ходу.
Темп устройства цементобетонных покрытий с применением комплектов машин определяется производительностью бетонораспределителя.
При устройстве сборных дорожных и аэродромных покрытий из пред-« варительно напряженных железобетонных плит применяют комплект машин, включающий машины для подготовки основания (бульдозеры, автогрейдеры, уплотняющие машины, профилировщики), машины для укладки сборного покрытия (самоходные пневмоколесные или автомобильные краны, вибраторы), агрегаты для сварки арматуры, компрессоры и заливщики швов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Комплект машин для строительства цементобетонных покрытий в рельс-формах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы