Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Электрооборудование автомобилей

Публикация:
   Контрольно-диагностические и регулировочные работы

Читать далее:




Контрольно-диагностические и регулировочные работы

Работоспособность двигателя, его мощность, расход топлива и масла, токсичность отработавших газов, интенсивность износа двигателя во многом зависят от точности установки момента зажигания. Неисправности приборов системы зажигания выявляются простыми способами, правильность регулировки приборов и соответствие их характеристик техническим условиям могут быть определены, как правило, только на специальном диагностическом оборудовании.

Установка момента зажигания. Для установки момента зажигания снимают крышку и ротор распределителя и проверяют состояние контактов прерывателя и величину зазора между ними. При необходимости зачищают контакты и регулируют зазор между ними. Устанавливают указатель октан-корректора против среднего деления шкалы. Вывертывают свечу первого цилиндра и, закрыв пальцем или конической пробкой отверстие для свечи, медленно вращают коленчатый вал пусковой рукояткой до начала выхода воздуха из-под пальца или выброса пробки. В этот период совершается такт сжатия. Осторожно вращают коленчатый вал до совпадения установочных меток.

Завертывают свечу на место, ослабляют болт крепления корпуса прерывателя-распределителя к двигателю и повертывают корпус в направление вращения кулачка прерывателя настолько, чтобы замкнулись контакты прерывателя.

Рис. 1. Проверка первичной обмотки и резистора на обрыв

Рис. 2. Проверка транзистора коммутатора

Рис. 3. Проверка работоспособности коммутатора 36.3734

Рис. 4. Схема индикатора для про верки микропереключателя датчи ка-распределителя 40.3706: 1— контрольная лампа 12 В, 3 Вт 2 — транзистор КТ816Б или КТ814Б 3,9 — резисторы МЛТ. 1 Вт, 910 Ом 4 — резистор МЛТ, 1 Вт, 330 Ом 5 — стабилитрон Д814А; 6 — конденсатор КЛС-1 — 6800 пФ; 7 — конденсатор К53-14 — 20 В — 2,2 мкФ

Рис. 5. Проверка падения напряжения на контактах прерывателя

Рис. 6. Регулировка зазора между контактами прерывателя Р119

Рис. 7. Регулировка зазора между контактами прерывателей Р125 (а) и Р147-Б (б)

Рис. 8. Измерение зазора плоским щупом между эродированными контактами прерывателя

Рис. 9. Определение такта сжатия в 1-м цилиндре двигателя

Делают это так: подключают контрольную лампу параллельно контактам прерывателя. Для этого один провод от лампы присоединяют к клемме прерывателя, а другой — на корпус прерывателя-распределителя или двигателя. Затем включают зажигание. При замкнутом состоянии контактов прерывателя лампа закорочена (шунтирована) контактами и не горит.

Устанавливают начало размыкания контактов прерывателя. Для этого плавно повертывают корпус прерывателя-распределителя против вращения кулачка до начала свечения контрольной лампы. В этот момент выступ кулачка подойдет вплотную к подушечке рычажка прерывателя и начнет размыкать контакты. Затем, придерживая корпус, завертывают болт крепления прерывателя-распределителя к двигателю.

На автомобилях ВАЗ-2108 и -2109 подготовка двигателя к установке момента зажигания производится по меткам на шкиве коленчатого вала или маховика. Датчик-распределитель устанавливается только в одном положении, так чтобы выступ на корпусе вспомогательных агрегатов совпал со средним делением на фланце датчика-распределителя, а выступы муфты валика вошли в пазы распределительного вала двигателя.

Устанавливают на место ротор и крышку распределителя.

Провод от свечи первого цилиндра вставляют в отверстие того вывода крышки, против которого расположен электрод ротора, а остальные провода от свечей вставляют в другие выводы крышки с учетом направления вращения ротора и порядка работы цилиндров двигателя. Вставляют в центральный вывод крышки распределителя высоковольтный провод от катушки зажигания.

Рис. 10. Установка поршня 1-го цилиндра двигателя при установке зажигания

Рис. 11. Определение начала размыкания контактов прерывателя с помощью контрольной лампы

Рис. 12. Совмещение меток в датчике-распределителе при установке зажигания

Рис. 13. Установка датчика-распределителя 40.3706

Проверка правильности установки момента зажигания. Пускают и прогревают двигатель до температуры 85—90 °С. На ровном горизонтальном участке дороги, на прямой передаче устанавливают скорость движения 30—35 км/ч. Резко нажимают до отказа на акселератор. При правильной установке зажигания во время разгона должны быть слышны кратковременные детонационные стуки. Если стуков нет, следует увеличить угол опережения зажигания, для чего повернуть корпус прерывателя-распределителя на одно деление шкалы октан-корректора в направлении метки «+». При продолжительных стуках следует уменьшить угол опережения зажигания, для чего повернуть корпус на одно деление шкалы октан-корректора к метке «—». Затем снова проверить правильность установки зажигания.

Рис. 14. Прибор Э213 для проверки прерывателей-распределителей

Такую проверку установки зажигания при движении автомобиля следует проводить при переходе на бензин с другим октановым числом и после регулировки зазора между контактами прерывателя.

Проверка технического состояния прерывателя-распределителя с помощью прибора Э213. С помощью этого переносного прибора можно проверять и регулировать прерыватели-распределители, проверять конденсаторы и измерять частоту вращения коленчатого вала двигателя. Питается прибор от аккумуляторной батареи 12 В.

Подключение прибора производится при неработающем двигателе. Провод с наконечником «Б» подключают к плюсовому выводу аккумуляторной батареи, провод с наконечником «М» подключают к минусовому выводу батареи. Отсоединяют проводник конденсатора от клеммы прерывателя-распределителя и к этому проводнику подключают провод с наконечником «Пр».

Затем рукоятку переключателя 3 переводят в положение «а3» и замеряют угол замкнутого состояния контактов. Стрелка приборов 1 должна устанавливаться в пределах цветной зоны «а3», соответствующей числу цилиндров двигателя, например зоны «4». Для автомобилей ВАЗ — зоны «ВАЗ».

Для регулировки угла замкнутого состояния контактов останавливают двигатель, снимают крышку и ротор распределителя и проворачивают коленчатый вал двигателя стартером. С помощью регулировочного эксцентрика при вращении коленчатого вала регулируют зазор прерывателя так, чтобы стрелка прибора установилась в пределах соответствующей зоны «а3». Затем снова проверяют угол замкнутого состояния контактов, как описано выше.

Проверка пружины рычажка прерывателя. Замеряют угол замкнутого состояния контактов прерывателя вначале при частоте вращения 1000 об/мин, а затем при 3000-4000 об/мин. Если стрелка прибора при увеличении частоты вращения перемещается более чем на половину соответствующей зоны «а3», пружину следует заменить или устранить заедание рычажка прерывателя на оси.

Проверка катушки зажигания. Для проверки первичной обмотки катушки и дополнительного резистора на обрыв лампу с последовательно включенной аккумуляторной батареей подключают к клемме «ВК-Б» и безымянной клемме катушки, для проверки только первичной обмотки — к клеммам «ВК» и безымянной, у катушки 27.3705 — к клемме « + Б» и безымянной. Лампа не горит при обрыве в цепи. Неисправную катушку и резистор заменяют.

Для проверки первичной обмотки катушки на между-витковое замыкание измеряют омметром сопротивление обмотки, подключая омметр к клемме «ВК» и безымянной клемме (рис. 176). Если сопротивление первичной обмотки будет значительно меньше величины, указанной в табл. 9, то в обмотке имеется междувитковое замыкание. Сопротивление обмотки с достаточной точностью можно определить делением напряжения на клеммах аккумуляторной батареи на силу тока, измеренную амперметром.

Для проверки вторичной обмотки катушки зажигания на обрыв ее подключают через лампу к сети переменного тока 220 В. Для этого один провод от контрольной лампы соединяют с центральным выводом катушки, а вторым касаются безымянного зажима (катушки Б1, Б7, Б1 15) или корпуса (катушка Б1 14). Если вторичная обмотка не имеет обрыва, в момент отключения провода будет наблюдаться слабое искрение.

Проверка конденсатора от электрической сети переменного тока. Включают проверяемый конденсатор последовательно с лампой мощностью 15—30 Вт в сеть переменного тока напряжением 220 В. Подключают на десятые доли секунды один щуп к наконечнику проводника, а другой — к корпусу конденсатора. За это время исправный конденсатор будет периодически заряжаться и разряжаться с частотой 50 Гц. Так как емкость автомобильных конденсаторов незначительна, то в цепи лампа — конденсатор сила тока будет небольшая и лампа гореть не будет. После отключения щупов подводят наконечник проводника к корпусу конденсатора. Если произойдет искровой разряд, то конденсатор исправен. Такую проверку производят 3—4 раза. В случае пробоя диэлектрика, когда обкладки не замкнуты, искры разряда не будет. При замкнутых обкладках конденсатора лампа будет гореть. Целесообразнее производить проверку работоспособности конденсатора от источника постоянного тока напряжением 150—300 В. В этом случае в цепь проверки включают неоновую лампу. Если диэлектрик пробит и обкладки замкнуты, то свечение неона будет ярким. Когда обкладки не замкнуты, газ светится неярко. При исправном состоянии конденсатора в момент подключения щупов произойдет вспышка газа, которая говорит о том, что произошел заряд конденсатора. После этого проводник от конденсатора замыкают на его корпус. Произойдет сильный искровой заряд.

Рис. 16. Измерение сопротивления первичной обмотки катушки зажигания (проверка на междувитковое замыкание)

Рис. 17. Измерение силы тока в цепи первичной обмотки (проверка на междувитковое замыкание)

Рис. 18. Проверка вторичной обмотки катушки зажигания на обрыв

Рис. 19. Проверка конденсатора от сети переменного тока

Рис. 20. Проверка конденсатора от источника постоянного тока при напряжении 150—300 В с помощью неоновой лампы

Проверка транзистора в коммутаторе ТК102. Подключают омметр к безымянной клемме и клемме «М» коммутатора и замеряют по шкале показания. Затем меняют местами проводники от омметра на клеммах коммутатора. При исправном состоянии транзистора коммутатора разница в показаниях омметра будет порядка 2000 Ом. Омметр должен иметь свой источник питания напряжением не более 6 В.

Рис. 21. Проверка транзисторного коммутатора ТК102 на бесперебойность искрообразования

Проверка транзисторного коммутатора ТК.102. Подключают проверяемый коммутатор в комплекте с исправными катушкой зажигания Б114 и дополнительными резисторами СЭ107 к 12-вольтной аккумуляторной батарее по схеме, приведенной на рис. 182. Затем замеряют силу тока при включенной и выключенной цепи. Если коммутатор исправный, то в первом случае сила тока будет порядка 6—8 А, а во втором тока не будет. Наконечник высоковольтного провода располагают от корпуса катушки зажигания на расстоянии 7—10 мм. Включают и выключают цепь несколько раз подряд. При исправном коммутаторе в момент каждого выключения цепи в искровом зазоре между наконечником высоковольтного провода и корпусом катушки должна появляться искра.

Рис. 22. Проверка транзистора в коммутаторе ТК102 омметром

При включенном выключателе лампа не должна гореть. Затем включают выключатель. Если при этом лампа загорится, коммутатор считают работоспособным.

Проверка транзисторного коммутатора 13.3734. Подключают проверяемый коммутатор в комплекте с исправным датчиком-распределителем, дополнительными резисторами 14.3729 и катушкой зажигания Б116 к 12-вольтной аккумуляторной батарее по схеме, приведенной на рис. 184. Если коммутатор исправный, то при быстром вращении вала датчика-распределителя от руки в зазоре 5—7 мм между наконечником высоковольтного провода и корпусом катушки должна создаваться бесперебойная искра.

Основными неисправностями коммутатора 13.3734 являются тепловое разрушение стабилитрона и выходного составного транзистора. В случае теплового разрушения стабилитрона при включении зажигания транзистор будет открыт, а выходной транзистор закрыт, поэтому не будет тока в первичной обмотке катушки зажигания. В случае пробоя транзисторов не будет прерываться ток в катушке зажигания. В коммутаторе могут возникать и другие неисправности, связанные с разрушением элементов. Проверка полупроводниковых элементов описана в разделе «Регулятор напряжения».

Проверка транзисторного коммутатора 36.3734.

При вращении вала датчика-распределителя электродвигателем или от руки между электродами разрядника в зазоре 5—10 мм должно наблюдаться бесперебойное искрообразование. Если искрообразование отсутствует или происходит с перебоями, то транзисторный коммутатор неисправен.

Проверка датчика и коммутатора автомобилей ВАЗ-2108 и -2109 простейшими способами не позволяет определить их неисправности, вызывающие снижение мощности и перебои в работе двигателя.

Рис. 23. Проверка транзисторных коммутаторов 13.3734 (а) и 36.3734 (б) контрольной лампой

Рис. 24. Проверка транзисторного коммутатора 13.3734 на бесперебойность искрообразования

Полную картину работы датчика и транзисторного коммутатора 36.3734 дает их проверка осциллографом.

Вращение шторки датчика-распределителя осуществляется от электродвигателя (вращение можно производить и от руки). К клеммам разъема датчика подключают источник питания постоянного тока напряжением 9—14 В и осциллограф. Между клеммой «+» и средней клеммой подключают резистор сопротивлением 10 кОм.

Включают электродвигатель и на различных частотах вращения якоря электродвигателя на экране осциллографа наблюдают импульсы, вырабатываемые датчиком.

Нарушение параметров выходного сигнала и увеличение этого отношения вызывают нарушение работы транзисторного коммутатора, перебои в работе двигателя, перегрев коммутатора и катушки зажигания, а из-за уменьшения — пропуски искрообразования. В случае отсутствия выходного сигнала необходимой формы на экране осциллографа или нарушения его параметров датчик подлежит замене.

Схема проверки транзисторного коммутатора 36.3734 с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов показана на рис. 25, б. Генератор имитирует работу датчика, подает на клеммы транзисторного коммутатора прямоугольные импульсы частотой 3,33—233 Гц. Форма этих импульсов показана на рис. 25, в, отношение Тп/То должно быть равно 3. Форма импульсов у исправного транзисторного коммутатора показана на рис. 25, г. Для одновременного наблюдения за импульсами генератора и коммутатора рекомендуется применять двухканальный осциллограф. Сила тока должна быть 8—9 А, время t — не более 8,5 мкс при частоте 33,3 Гц и не менее 4 мкс при частоте 150 Гц.

Проверка исправности выключателя ВКЗЗО-Б зажигания и стартера. Проверка механизма выключателя производится поворотом ключа в левое, первое правое и нейтральное положения. При этом должен быть слышен щелчок, так как эти положения механизма выключателя фиксированные. После установки ключа во второе правое положение снимают пальцы с ключа, и тогда ключ и вместе с ним механизм выключателя за счет усилия возвратной пружины должен возвращаться в первое правое положение.

Рис. 25. Проверка транзисторного коммутатора 36.3734: а — на бесперебойность искрообразования; б — осциллографом; в — форма сигнала гснератора прямоугольных импульсов;

Рис. 26. Проверка выключателя ВКЗЗО-Б контрольной лампой (а) и измерением падения напряжения (б)

Проверку контактов выключателя контрольной лампой производят по схеме, приведенной на рис. 26, а. Лампа должна гореть при подключении ее только к тем клеммам выключателя, которые включаются в цепь при каждом рабочем положении ключа. Для подключения в цепь клемм «КЗ» и «ПР» ключ устанавливают в первое правое положение, клемм «КЗ» и «СТ» — во второе правое положение и для подключения в цепь только клеммы «ПР»— в левое положение.

Для проверки контактов выключателя по падению напряния его подключают к аккумуляторной батарее по схеме, Жеиведенной на рис. 26, б. Один проводник схемы соеди-“яют с клеммой «АМ» выключателя, а другой проводник Поочередно подключают к клеммам «КЗ», «СТ» и «ПР». Перемещают ползунок реостата в положение включения полного сопротивления. Поочередно устанавливают пере-кпючатель во все рабочие положения, включают цепь и реостатом устанавливают силу тока 10 А. При исправном выключателе падение напряжения, замеренное на клемме «ДМ» и любой другой клемме («КЗ», «СТ», «ПР»), должно быть не более 0,1 В.

Проверка исправности выключателя ВК347 зажигания и стартера. Проверку контактов выключателя с помощью лампы производят по схеме, приведенной на рис. 27, а. В положении «Стоянка» должна гореть только лампа, подключенная к клемме «INT»; в положении «Выключено» не должны гореть все лампы; в положении «Зажигание» должны гореть лампы, подключенные к клеммам «15» и «INT», а в положении «Стартер» должны гореть все лампы.

Проверка контактов выключателя зажигания по падению напряжения производится по схеме, приведенной на рис. 28. Устанавливают движок реостата в положение включения полного сопротивления и замыкают цепь. Перемещением движка реостата устанавливают силу тока в цепи 20 А (по амперметру) и замеряют вольтметром падение напряжения на клеммах «15» и «30» выключателя зажигания. При исправном выключателе падение напряжения должно быть не более 0,2 В. Если напряжение больше, необходимо зачистить окисленные поверхности контактов.

Для разборки выключателя снимают стопорное кольцо, удерживающее контактную панель выключателя, и снимают выключатель. Проверяют состояние контактов и пластмассового кулачка. Окисленные поверхности контактов зачищают мелкой шлифовальной шкуркой. Если кулачок имеет оплавление пластмассы в местах соприкосновения с пружинными пластинами, его необходимо заменить. После зачистки контактов или замены кулачка необходимо отрегулировать зазор между контактами подгибанием неподвижных контактов в выключенном положении выключателя.

Если при проверке выключатель зажигания оказался неисправным, то контактная часть подлежит замене. У механической части замка проверяется работа противоугонного и блокировочных устройств.

Рис. 28. Проверка выключателя по падению напряжения на контактах

Рис. 29. Регулировка зазоров между контактами выключателя ВК347

Рис. 30. Схема проверки выключателя KZ81

Рис. 31. Стенд СП38-М. Позиции см. в разделе «Проверка технического состояния и регулировка приборов зажигания на стенде СП38-М»

Проверка технического состояния и регулировка приборов зажигания на стенде СП38-М. Этот стенд предназначен для проверки технического состояния прерывателей-распределителей, катушек зажигания и конденсаторов, снятых с двигателя, а также регулировки центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания.

Устройство стенда. Привод проверяемого прерывателя-распределителя на стенде осуществляется от электродвигателя, который подключается к сети переменного тока 220 В. Напряжение, подводимое к электродвигателю, регулируется с помощью автотрансформатора.

Рис. 32. Схема синхроноскопа стенда СП38-М

Рукоятка управления электродвигателем позволяет изменять частоту вращения якоря электродвигателя и, следовательно, валика прерывателя-распределителя. Питание проверяемых приборов зажигания осуществляется от аккумуляторной батареи напряжением 12 В.

Цепь питания электродвигателя стенда от сети переменного тока имеет предохранитель на 3 А, а цепь питания приборов стенда от аккумуляторной батареи имеет предохранитель на 5 А. Стенд обязательно заземляют.

В состав стенда входят: панель, на которой крепятся вакуумметр комбинированный прибор с двумя шкалами для измерения напряжения и частоты вращения вала электродвигателя; прибор для измерения угла замкнутого состояния контактов прерывателя и емкости конденсатора; искровой разрядник; вакуумный насос; синхроноскоп. На панели стенда установлены включатели, переключатели и рукоятки управления работой стенда.

Синхроноскоп предназначен для проверки технического состояния прерывателя, центробежного и вакуумного регуляторов опережения зажигания. Синхроноскоп состоит из привода с диском, подвижной шкалы с делением в градусах, неоновой лампы и импульсного трансформатора. Лампа закреплена под диском, имеющим радиальную прорезь. Контактная пластина и щетка соединяют лампу с обмоткой трансформатора. Вращение испытываемого прерывателя-распределителя осуществляется непосредственно от вала привода диска, поэтому обеспечивается синхронная частота вращения диска и вала проверяемого прерывателя. Вал прерывателя соединяется с муфтой привода стенда.

При вращении кулачок прерывателя периодически прерывает ток в первичной обмотке импульсного трансформатора и импульсы ЭДС вторичной обмотки трансформатора вызывают вспышки неоновой лампы.

На вращающемся диске синхроноскопа будут видны светящиеся риски. Угол чередования вспышек измеряют по шкале.

Подготовка стенда к работе. Устанавливают переключатель электродвигателя в положение «Выкл», тумблер — в положение «Работа», переключатель «14»— в положение «Сопротивление контакта», тумблер 10 включения стенда — в положение «Выключен», а рукоятку 26 управления электродвигателем поворачивают влево до упора. Кабель питания “стенда включают в сеть 220 В. Провод питания с пометкой «+» соединяют с плюсовым выводом аккумуляторной батареи стенда, а провод с пометкой «—» — с минусовым выводом.

Устанавливают прерыватель-распределитель на стойке 34 в патрон держателя, а его валик соединяют с промежуточной муфтой 35, установленной на оси синхроноскопа, и закрепляют винтом 33. Подключают провод 28 с красной меткой к клемме прерывателя, а провод 28 с белой меткой — к корпусу прерывателя. Переводят тумблер в положение «Включен». При этом должна загореться сигнальная лампа, а комбинированный прибор будет показывать напряжение батареи.

Определение переходного сопротивления контактов прерывателя. Снимают крышку и ротор распределителя. Повертывают рукой диск синхроноскопа до момента замыкания контактов прерывателя, при этом стрелка комбинированного прибора отклонится влево. Переводят тумблер в положение «Калибровка» и ручкой устанавливают стрелку комбинированного прибора 3 на крайнее правое деление шкалы. Затем устанавливают тумблер в положение «Работа» и считывают показания прибора 3. Если стрелка прибора располагается в пределах черной зоны шкалы (крайняя левая), то падение напряжения на переходном сопротивлении контактов прерывателя не превышает допустимой величины (0,10 В). При отклонении стрелки правее черной зоны шкалы следует зачистить контакты шлифовальной шкуркой или абразивной пластиной.

Проверка угла замкнутого состояния контактов прерывателя. Устанавливают переключатель в положение «Угол контакта». Тумблером и ручкой устанавливают стрелку прибора на крайнее правое деление шкалы, затем устанавливают тумблер в положение «Работа». Переключатель Останавливают в положение «Влево» или «Вправо» в зависимости от направления рабочего вращения проверяемого прерывателя-распределителя.

Рукояткой устанавливают частоту вращения вала электродвигателя 1500 об/мин, контролируя ее по тахометру комбинированного прибора, и считывают показания прибора.

Угол замкнутого состояния контактов на шкале прибора обозначен соответствующими цветными зонами для прерывателей 4-, 6- и 8-цилиндровых двигателей. В случае необходимости выполняют регулировку угла замкнутого состояния контактов путем изменения зазора между контактами.

Проверка угла чередования искрообразования. Устанавливают переключатель в положение «Угол искрообразования», а переключатель — «Влево» или «Вправо» в зависимости от рабочего вращения проверяемого прерывателя-распределителя. Рукояткой устанавливают частоту вращения вала электродвигателя 50—100 об/мин, сдвигают шкалу синхроноскопа до момента совпадения светящейся риски диска с нулевым делением шкалы. Если кулачок прерывателя не изношен и валик привода кулачка не погнут, то чередование светящихся рисок должно быть в пределах 90° для прерывателей 4-цилиндровых двигателей, 60° для 6-цилиндровых и 45° для 8-цилиндровых. На подвижной шкале нанесены деления с цифрами «4», «6», «8». Допускается отклонение не более ±2° во всех точках искрообразования. Затем плавно увеличивают частоту вращения вала электродвигателя до 2000 об/мин и наблюдают за светящимися рисками на диске синхроноскопа. Появление дополнительных светящихся рисок около основных указывает на вибрацию рычажка прерывателя, вызванную уменьшением упругости пружины рычажка или износом втулки и рычажка.

Проверка и регулировка центробежного регулятора опережения зажигания. Переключатель ставят в положение «Угол искрообразования». Рукояткой устанавливают такую наименьшую частоту вращения вала двигателя, при которой еще не смещаются светящиеся риски на диске синхроноскопа. Сдвигают шкалу синхроноскопа до совпадения одной из светящихся рисок с нулевым делением шкалы. Затем рукояткой плавно увеличивают частоту вращения и наблюдают, при какой частоте вращения начинается и заканчивается сдвиг светящейся риски относительно нулевого деления шкалы. Одновременно замеряют угол сдвига риски.

Рис. 33. Регулировка центробежного регулятора опережения зажигания (а) и доступ к нему у датчика-распределителя 40.3706 (б)

При отклонении полученных цифровых значений от технических условий регулируют центробежный регулятор путем изменения натяжения пружин (рис. 33, а) грузиков. При регулировке специальной отверткой подгибают стойки подвески пружин регулятора. Если центробежный регулятор начал действовать при меньшем значении минимальной частоты вращения, необходимо усилить натяжение слабой пружины. Натяжение сильной пружины увеличивают, если центробежный регулятор увеличил максимальный угол опережения при меньшей частоте вращения вала, чем предусмотрено техническими условиями. В прерывателе-распределителе Р125 на автомобилях ВАЗ ослабшие пружины заменяют.

Для доступа к стойкам пружин (или для замены пружин) в подвижной пластине прерывателя-распределителя имеются специальные прорези (окна), а у датчика-распределителя 40.3706 в корпусе имеется специальное отверстие, закрытое лючком. Для регулировки центробежного регулятора лючок необходимо удалить (рис. 33,б).

Рис. 34. Регулировка вакуумного регулятора опережения зажигания разных конструкций

Проверка и регулировка вакуумного регулятора опережения зажигания. Ввертывают в корпус вакуумного регулятора штуцер и зажимом подключают к нему шланг от вакуумного насоса стенда. Рукояткой привода вакуумного насоса создают в камере регулятора разрежение 0,33—0,37 кгс/см2. При исправном состоянии камеры падение не должно превышать 0,007 кгс/см2 за 1 мин. При большем падении необходимо подтянуть штуцер или заменить уплотнительную прокладку.

Шкалу синхроноскопа устанавливают в положение совпадения светящейся риски с нулевым делением шкалы. Рукояткой плавно увеличивают разрежение и наблюдают, при каком разрежении начинается и заканчивается сдвиг светящейся риски относительно нулевого деления шкалы. Одновременно замеряют угол сдвига риски.

При необходимости регулируют вакуумный регулятор изменением натяжения пружины путем установки между торцом пружины и штуцера регулировочных шайб разной толщины.

Если действие регулятора начинается при меньшем вакууме, чем это предусмотрено техническими условиями, необходимо увеличить натяжение пружины, для чего между торцом пружины и торцом штуцера регулятора установить регулировочную шайбу большей толщины или несколько тонких шайб.

Для увеличения натяжения пружины вакуумных регуляторов со штампованной крышкой специальным приспособлением прогибают крышку регулятора.

Если угол сдвига риски не соответствует данным табл. 9, то немного смещают корпус вакуумного регулятора относительно корпуса прерывателя-распределителя в ту или другую сторону, ослабив винты.

Проверка состояния изоляции распределителя. Подключают провода к прерывателю и высоковольтные провода 29 к крышке распределителя. Устанавливают рукоятку переключателя в положение «Состояние изоляции распределителя». Ручкой устанавливают зазор между электродами искрового разрядника 7 мм. При хорошем состоянии изоляции ротора и крышки распределителя искроообразо-вание будет бесперебойным.

Проверка катушки зажигания. Подключают проводами зажимы «ВК-Б» и «Р» проверяемой катушки к штепсельной розетке. Высоковольтным проводом соединяют центральный вывод катушки зажигания с центральным выводом крышки прерывателя-распределителя, установленного на стенде. Вставляют высоковольтные провода 29 в боковые выводы крышки распределителя. Переключатель устанавливают в положение «Состояние изоляции распределителя». Включают электродвигатель стенда и наблюдают за свечением лампы индикатора, включенной последовательно в цепь первичной обмотки проверяемой катушки зажигания. Отсутствие свечения лампы свидетельствует об обрыве первичной обмотки катушки зажигания или дополнительного резистора.

Рукояткой 2 устанавливают максимальную частоту вращения вала электродвигателя. Ручкой устанавливают зазор между остриями искрового разрядника, равный 7 мм. Проверяют зазор по шкале. Нажимают на кнопку и наблюдают за характером искрообразования в разряднике. Катушка зажигания считается исправной, если искрообразование в разряднике будет бесперебойным.

Проверка емкости конденсатора. Переключатель останавливают в положение «Проверка конденсатора», ручной устанавливают стрелку прибора на крайнее правое деление шкалы. При помощи провода соединяют вывод проверяемого конденсатора с клеммой. Для исправных конденсаторов стрелка прибора 3 будет устанавливаться в коричневой зоне (0,17—0,25 мкФ) для прерывателей 4-цилиндровых двигателей, в зеленой зоне (0,17—0,25 мкФ) для 6-цилиндровых и в красной зоне (0,25—0,35 мкФ) для 8-цилиндровых. Проверку выполняют при отсоединенном выводе конденсатора от зажима прерывателя, установленного на стенде.

Проверка состояния изоляции конденсатора. Устанавливают рукоятку переключателя в положение «Проверка конденсатора», после чего нажимают на кнопку «Сопротивление изоляции», а вращением ручки устанавливают стрелку прибора на крайнее левое деление шкалы. Соединяют выводы проверяемого конденсатора с клеммами («Сопротивление изоляции»).

Затем нажимают кнопку и наблюдают за показаниями прибора. При исправном конденсаторе стрелка прибора будет располагаться в пределах черной зоны шкалы, соответствующей сопротивлению изоляции конденсатора не ниже 50 мОм.

При проверке изоляции конденсатора нужно соблюдать осторожность, так как при нажатой кнопке клемма «Сопротивление изоляции» находится под напряжением 500 В.

Проверка транзисторного коммутатора ТКЮ2. Подключают проверяемый коммутатор с исправными катушкой Б114, резистором. СЭ107 и амперметром на 10 А к штепсельной розетке по схеме, приведенной на рис. 195.

Высоковольтный провод от катушки Б114 вводят в центральный ввод крышки распределителя, установленного на стенде, а высоковольтные провода стенда — в боковые выводы крышки распределителя. Клемму «М» транзисторного коммутатора и корпус катушки Б114 тщательно соединяют с корпусом стенда. Прерыватель-распределитель, установленный на стенде, не должен иметь конденсатора. Рукоятку переключателя устанавливают в положение «Состояние изоляции распределителя».

Рукояткой создают частоту вращения вала электродвигателя, соответствующую максимальной частоте вращения валика прерывателя. Ручкой устанавливают зазор в разряднике, равный 10 мм. Нажимают на кнопку и наблюдают за новообразованием. Коммутатор считают исправным, если искрообразование в разряднике будет бесперебойным. Аналогично проверяют и другие коммутаторы.

Рис. 35. Схема включения транзисторного коммутатора при проверке на стенде СП38-М

Проверка свечей зажигания на приборе Э203-П на искрообразование и герметичность. Общий вид прибора показан на рис. 36, а. Корпус крепится к столу или верстаку двумя винтами и заземляется проводником, подключаемым к клемме. Прибор питается от сети переменного тока 220 В.

Проверяемые свечи ввертывают в воздушную камеру, имеющую смотровое окно и два боковых отверстия с резьбой М14Х1,25 и М18Х1Д закрытых заглушками. В каждой заглушке выполнены окно и зеркало-отражатель. В воздушную камеру сжатый воздух подается от поршневого насоса, приводимого в действие рукояткой. Давление воздуха контролируют по манометру. На панели крепятся кнопка («Сеть») включения прибора и вентиль выпуска сжатого воздуха после проверки свечи. Внутри прибора смонтирован преобразователь напряжения 220 В в высокое напряжение.

Подключают шнур в розетку напряжением 220 В.

Соединяют наконечник высоковольтного провода с контрольным разрядником, закрепленным на откидной крышке. Нажимают на кнопку, при этом на разряднике должно наблюдаться бесперебойное искрообразование.

Перед проверкой очищают свечу от нагара и регулируют нормальный зазор между электродами. Затем ввертывают свечу в воздушную камеру вместо заглушки, имеющей такую же резьбу, как и у проверяемой свечи. Завертывают до отказа вентиль и рукояткой насоса создают давление в камере от 7,5 до 8,5 кгс/см2. Затем присоединяют высоковольтный провод 2 к проверяемой свече. Нажимают на кнопку в течение 2—3 с наблюдают через верхнее смотровое окно 14 за искрообразованием между электродами свечи, а через боковое зеркало-отражатель — за утечкой тока по нагару. Через боковое зеркало должен быть виден светлый ореол вокруг центрального электрода. При утечке тока через слой нагара или трещины в изоляторе искрооб-разование между электродами будет с перебоями, а место утечки будет видно через зеркало-отражатель.

Рис. 36. Приборы Э203-П (а) и Э203-0 (б) для технического обслуживания свечей зажигания

Для проверки герметичности свечи создают давление воздуха 10 кгс/см2 и наблюдают за показаниями манометра. Допускается утечка воздуха не более 0,5 кгс/см2 в течение 1 мин, а для свечей с изолятором из термоцемента — 0,5 кгс/см2 за 10 с.

Очистка свечей от нагара на приспособлении Э203-0. Сжатый воздух под давлением 3—6 кгс/см2 подводится через штуцер в камеру приспособления (рис. 6, б). Перед установкой свечи переводят рукоятку 4 в положение Ml4 или М18 в зависимости от диаметра резьбы очищаемой свечи. Устанавливают сухую свечу в отверстие и нажимают кнопку «Песок». Во избежание разрушения верхнего слоя изолятора очистку свечи производят в течение не более 10 с.

При очистке свечу поворачивают вокруг оси с небольшим наклоном в стороны. Для удаления песка из пространства между изолятором и корпусом свечи нажимают на кнопку «Воздух» и в течение 5—10 с обдувают свечу зажигания воздухом.

Проверка и регулировка зазора между электродами свечи зажигания. Проверку и регулировку искрового зазора между электродами свечи зажигания производят с помощью специальных ключей-щупов (рис. 7). Регулировку зазора производят подгибанием только бокового электрода. Нельзя подгибать центральный электрод, так как при его изгибе образуются трещины в изоляторе. Зазор проверяют только круглыми щупами. Нельзя проверять зазор между электродами свечи плоским щупом, так как при таком замере не будет учтена выемка на боковом электроде, которая образуется’ вследствие эрозии металла при искровых разрядах.

Зазор между электродами свечи должен соответствовать величине, рекомендованной заводом, выпускающим двигатель.

Регламентные работы по техническому обслуживанию системы зажигания. При ТО-1 проверяют и при необходимости подтягивают крепление прерывателя-распределителя и катушки зажигания. Поворотом крышки колпачковой масленки на один оборот смазывают валик привода кулачка и ротора распределителя.

При ТО-2 проверяют состояние и при необходимости очищают поверхность катушки зажигания, проводов низкого и высокого напряжения от пыли, грязи и масла протиркой их сухой тряпкой. Проверяют состояние свечей зажигания. При необходимости очищают свечи от нагара и регулируют зазор между электродами или же заменяют свечи. Снимают с двигателя прерыватель-распределитель и протирают сухой тряпкой внутреннюю и наружную поверхности крышки, ротор и корпус. Проверяют, нет ли в крышке и роторе трещин и обуглившейся поверхности изоляционного материала от пробоя искры, а также состояние угольного контакта (пода-вительного резистора) в центральном вводе крышки или подавительного резистора в роторе распределителя. Проверяют состояние контактов прерывателя и при необходимости регулируют зазор между ними и зачищают рабочую поверхность от окислов металла.

Протирают рабочую поверхность контактов прерывателя замшей или плотной тканью, смоченной очищенным бензином или спиртом, а затем просушивают контакты. Заменяют неисправные детали. Продувают сжатым воздухом детали прерывателя-распределителя. При необходимости заполняют масленку маслом или консистентной смазкой ЦИАТИМ-201, -202, ЛЗ-158 или Литол-24.

Рис. 37. Проверка (а) и регулировка (б) зазора между электродами свечи зажигания

Рис. 38. Места смазки прерывателя-распределителя зажигания

Для надежной работы двигателя, особенно в зимнее время, необходимо через 30 0 00 км пробега заменять свечи зажигания новыми, даже в том случае, если они еще работоспособны. После длительной работы свечи снижаются изоляционные свойства изолятора и значительно изнашиваются электроды свечи, что приводит к перебоям в работе цилиндров и ухудшению пуска двигателя.

Техническое состояние приборов системы зажигания, снятых с автомобилей, проверяют на стендах СП38-М, Э208, КИ968, Э213, СПЗ-12 и др.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Контрольно-диагностические и регулировочные работы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства