Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Электрооборудование автомобилей

Публикация:
   Цепи системы освещения и световой сигнализации

Читать далее:




Цепи системы освещения и световой сигнализации

Освещение и сигнализация играют важную роль в обеспечении безопасности движения, поэтому они требуют своевременного технического обслуживания и предупреждения неисправностей. Вот признаки основных неисправностей в цепях этой системы: вся система освещения не работает; не включаются отдельные лампы системы освещения; после включения переключателя света лампы включаются, но термобиметаллический предохранитель отключает цепь (а в плавком предохранителе перегорает плавкая вставка); слабое свечение ламп системы освещения; частое перегорание нитей накаливания ламп; не переключается свет фар; изменение направления света фар автомобиля; не работают указатели поворота и аварийная сигнализация; указатели поворота работают в режиме аварийной сигнализации; нарушение частоты мигания указателей поворота; не работает контрольная лампа указателей поворота на щитке приборов; не работает стоп-сигнал.

Вся система освещения не работает. При включении переключателя света, в рабочие положения не горят лампы фар, подфарников, задних фонарей и освещения щитка приборов, в то время как все другие системы электрооборудования работают нормально.

Так как практически все лампы системы освещения одновременно перегореть не могут, причину неисправности следует искать в цепи общей для всех ламп, т. е. в цепи до переключателя света, а затем в самом переключателе света.

В этой цепи могут быть следующие неисправности: обрыв провода или плохой контакт на клеммах крепления наконечников проводов; неисправен предохранитель; неисправен переключатель света; неисправен монтажный блок.

Для того чтобы определить неисправность в цепи, следует включить переключатель света, а затем проверить цепь помощью лампы или вольтметра.

Рис. 1. Схема системы освещения и световой сигнализации автомобиля ГАЗ-5ЭА: 1 — подфарники и передние указатели поворота; 2— боковые указатели поворота (повторители); 3—кнопочные термобиметаллические предохранители однократного действия; 4 — задние фонари с сигналом «Стоп», указателем поворота и отражателем света; 5 — амперметр; 6 — выключатель зажигания, стартера и приборов; 7— главные фары автомобиля; 9—подкапотная лампа с выключателем; 9 — выключатель плафона освещения кабины; 10— плафон освещения кабины; 11 — лампы освещения контрольно-измерительных приборов; 12 — соединительные панели проводов (четырехклеммные); 13 — прерыватель тока указателей поворота; 14 — гидравлический выключатель стоп-сигнала (устанавливается на главном тормозном цилиндре); 15 — трехпозиционный центральный переключатель света с реостатом регулировки накала нитей ламп освещения контрольно-измерительных приборов; 16 — переключатель указателей поворота; 17—ножной переключатель ближнего и дальнего света фар; 18 — контрольная лампа включения дальнего света фар; 19 — контрольная лампа указателей поворота; 20—штепсельная розетка для подключения электрооборудования прицепа

Исправность предохранителя можно проверить соединением его клемм коротким проводником при включенной цепи освещения. Если при соединении клемм предохранителя лампы системы освещения будут загораться, то предохранитель неисправен (или отключен). При проверке системы освещения надо помнить, что после срабатывания кнопочного предохранителя контакты его остаются в разомкнутом состоянии.

Нарушение цепи может быть вызвано значительным окислением наконечников проводов на клеммах их крепления. Обычно это возникает при слабой затяжке винта или гайки крепления наконечников проводов или неплотном соединении штекера. Окисленные наконечники проводов следует зачистить, под головки винтов или гайки крепления наконечников установить пружинные шайбы, а гайки и винты надежно затянуть.

Степень окисления наконечников проводов на клеммах крепления, а также плохой контакт в цепи определяют по падению напряжения, для чего вольтметр подключают параллельно проверяемой клемме крепления наконечников проводов, параллельно клеммам предохранителя, клеммам центрального переключателя света или другой части цепи. Если при включении цепи вольтметр показывает падение напряжения более 0,1 В, то контакты окислены, замаслены или неплотно прилегают друг к другу.

Не включаются отдельные лампы системы освещения. Основные неисправности: перегорание нити лампы, неплотный контакт лампы в патроне, обрыв проводника или неплотное крепление наконечников проводников на клеммах, нет контакта в соединении патрона с корпусом (массой), неисправен монтажный блок.

Для обнаружения места неисправности необходимо определить участок цепи, в котором может быть неисправность.

Рис. 2. Схема системы освещения и световой 1 — подфарники; 2— боковые указатели поворота; 3—выключатель освещения освещения спидометра; 6 — контрольная лампа указателей поворота; 7— фар; 9 — переключатель поворота и света фар; 10—выключатель зажигания; 15 — блоки предохранителей; 16 — реле включения дальнего света фар; 17 — 20—фонарь освещения номерного знака; 21 — прерыватель тока указателей света заднего хода;

Проверку цепи начинают с лампы, для этого ее нужно снять и подключить к аккумуляторной батарее. Если лампа исправна, то проверяют состояние контакта лампы с контактной пластиной патрона, затем состояние проводов, их наконечников и крепление наконечников проводов на клемме соединительной панели. Проверка производится лампой или вольтметром при включенной цепи. Один из проводов лампы или вольтметра подключают к корпусу автомобиля, а вторым касаются поочередно контактной пластины патрона и клеммы панели. Если лампа не горит, а стрелка вольтметра не отклоняется, это указывает на наличие в проверяемом участке цепи обрыва или плохого контакта.

После включения переключателя света лампы включаются, но термобиметаллический предохранитель отключает Цепь (или перегорает плавкая вставка). Наиболее вероятная неисправность в цепи: замыкание проводника с корпусом автомобиля.

Рис. 3. Схема наружного освещения автомобилей ВАЗ-2108, -2109: 1 — лампы габаритного света в блок-фарах; 2 — подкапотная лампа; 3 — выключатель зажигания; 4 — выключатель освещения приборов; 5 — контрольная лампа наружного освещения; 6 — лампы габаритного света в задних фонарях; 7— фонари освещения номерного знака; 8—переключатель наружного освещения; 9 — перемычки на месте установки реле контроля ламп; 10 — выключатель подкапотной лампы

Рис. 4. Схема световой сигнализации автомобилей ВАЗ-2108, -2109: 1 — лампы указателей поворота в блок-фарах; 2 — боковые повторители поворотов; 3 — выключатель зажигания; 4 — контрольная лампа указателей поворота; 5—контрольная лампа аварийной сигнализации; 6—выключатель аварийной сигнализации; 7 — лампы указателей поворота в задних фонарях; 8 — переключатель наружного освещения; 9 — прерыватель указателей поворота

Для того чтобы определить, на каком участке цепи имеется замыкание, нужно к клеммам предохранителя подключить лампу мощностью 25—40 Вт, затем поочередно отключать цепи, защищенные этими предохранителями. При отключении цепи, в которой имеется замыкание с корпусом, лампа погаснет или будет светиться с меньшим накалом. После определения цепи можно определить место, в котором произошло замыкание, для чего проверяемый участок цепи подключают к схеме электрооборудования автомобиля, а затем поочередно отключают проводники от клемм потребителей. Например, если при отключении провода подфарника от клеммы соединительной панели лампа, включенная на клеммы предохранителя, погаснет или будет светиться с меньшим накалом, то замыкает с корпусом этот провод или токоведущий контакт патрона лампы подфарника.

Провод с разрушенной изоляцией следует заменить или изолировать от корпуса автомобиля.

Слабое свечение ламп системы освещения. В процессе работы лампы вольфрам нити накаливания испаряется и на колбе образуется темный налет, препятствующий проникновению света. Лампы с потемневшими колбами заменяют.

Рис. 5. Схема включения фар и противотуманного света автомобилей ВАЗ-2108, -2109: 1 — лампа головного освещения; 2— реле включения дальнего света фар; 3 — контрольная лампа дальнего света; 4 — контрольная лампа противотуманного света; 5—выключатель наружного освещения; 6 — лампы противотуманного света в задних фонарях; 7 — переключатель света фар; 8 — выключатель зажигания; 9 — выключатель противотуманного света; 10— реле включения ближнего света фар

Причиной слабого свечения ламп может быть увеличение сопротивления в контактных соединениях наконечников проводов, патронов ламп, предохранителей, переключателей и контактов реле монтажного блока. Эта неисправность определяется по падению напряжения на электрических контактах с помощью вольтметра.

Частое перегорание нитей накаливания ламп. Происходит при неплотном креплении лампы в патроне, сильной вибрации светового устройства (фары, фонаря) из-за непрочного крепления их к корпусу автомобиля, а также при завышенном напряжении генератора.

Не переключается свет фар. Эта неисправность возникает вследствие попадания в переключатель пыли и грязи или чрезмерного износа механизма переключателя. Проверка переключателя производится соединением между собой наконечников проводов, подсоединенных к клеммам переключателя, при включенных фарах.

Рис. 6. Измерение падения напряжения на переходных колодках (а) и на термобиметаллическом предохранителе (б)

Изменение направления света фар автомобиля. Происходит в процессе эксплуатации автомобиля, при замене фары, оптического элемента или лампы, а также при деформации места крепления фары. Неправильно отрегулированные фары ухудшают освещенность дорожного полотна и приводят к ослеплению водителей встречных автомобилей. Поэтому необходимо через 10 000—14 000 км пробега автомобиля, а также при замене лампы, оптического элемента или фары производить проверку направления света фар. Эта операция описана в разделе «Приборы системы освещения и световой сигнализации».

Не работают указатели поворота и аварийная сигнализация. При включении указателей поворота или аварийной сигнализации не горят и не мигают сигнальные лампы. В этом случае проверку начинают с предохранителей. Если предохранители исправны, проверяют состояние прерывателя тока, переключателей поворота и аварийной сигнализации. Для этого в системах сигнализации с электромагнитным прерывателем тока РС57 и РС57В соединяют между собой провода, отсоединенные от клемм «Б» и «СЛ» прерывателя, и включают зажигание и переключатель поворота. Если при этом сигнальные лампы будут гореть, переключатель и вся цепь исправна, прерыватель тока неисправен. Если сигнальные лампы не будут гореть, проверяют состояние переключателя поворотов и цепи. Для проверки переключателя поворота соединяют провода от переключателя между собой и включают зажигание. Если при этом сигнальные лампы будут гореть, цепь исправна, а переключатель неисправен.

Рис. 7. Схемы указателей поворота с прерывателями РС57 (а) и РС57В (б)

В системах сигнализации с контактно-транзисторными прерывателями тока РС950 и другими при проверке прерывателей тока, переключателей поворота и аварийной сигнализации, а также цепей сигнальных ламп поступают следующим образом. Отсоединяют контактные колодки от прерывателя тока, подключают к их штекерам «+» и «—» лампу и включают зажигание, а затем при выключенном зажигании включают выключатель аварийной сигнализации. При исправной цепи, исправных предохранителях и выключателе аварийной сигнализации лампа будет гореть в обоих случаях. На автомобилях ВАЗ с прерывателем тока 23.3747 лампу подключают к штекеру «4» колодки и штекеру «1» при включенном зажигании, к штекеру «5» при выключении зажигании и включенном выключателе аварийной сигнализации.

Рис. 8. Указатели поворота и аварийная сигнализация с прерывателем тока 23.3747: а — общий вид прерывателя; б — схема включения; 1 — резистор МЛТ-0,5— 1 кОм; 2 — резистор МЛТ-0,5 — 24’кОм; 3 — конденсатор К73-17 — 63 В — 0,47 мкФ; 4 — резистор МЛТ-1—910; 5 — резистор МЛТ-0,5 — 16 кОм; 6 — резистор МЛТ-1 — 1,5 кОм; 7 — стабилитрон КС113А; 8 — резистор МЛТ-2^120; 9 — конденсатор К73-17 — 63 В — 0,68 мкФ; 10 — микросхема К224ГГЗ; И ~ резистор МЛТ-1—510 кОм; /2—резистор МЛТ-0,5 —510 кОм; 13 — реле; 14 — резистор МЛТ-1 —120; 15 — резистор переменный 6,8 кОм; 16—микросхема К224САЗ; 17— резистор МЛТ-1— 510;” 18 — транзистор КТ626А; 19 — контрольная лампа; 20 — лампа левого борта; 21 — переключатель поворота; 22 — лампы правого борта; 23—выключатель аварийной сигнализации; 24 — предохранители; 25 — выключатель зажигания; 26 — аккумуляторная батарея

Рис. 9. Указатели поворота и аварийная сигнализация с прерывателем РС950И:
а —общий вид прерывателя; б — схема включения; 1, 5 — транзисторы КТ814В; КЧМ94РеЗИСТ0р млт-°.25—100; 3, 7, 10 — герконы (герметические контакты) rnnV; мтЛ ~ электромагнитное реле; «—микросхема К224ГГ2; 9, 11 — резис-чирт м™‘5-510; 12 ~ конденсатор К73-17 – 63 В – 0,68 мкФ; 13, 14 – ре-указа? МЛТ 0’125 —510 кОм; 15 — диод КД209А; 16, 17 — контрольные лампы цепа ПОвоРота> —переключатель указателя поворота; 19 — лампы при-

Рис. 10. Указатели поворота и аварийная сигнализация с прерывателями РС950, РС951: а — общий вид прерывателя, б— схема включения; 1 — реле контрольной лампы тягача; 2, /7 —резисторы СПЗ-6,8 кОм; 3 — резистор МЛТ-1—470; 4, 11— резисторы МЛТ-0,5—200; 5, 20 — резисторы МЛТ-0,5— 200 ; 6 — реле сигнальных ламп; 7, 15 — резисторы МЛТ-0,5 — 2,7 кОм; S—конденсатор К50-3 — 25 В — 50 мкФ; 9, 12, 21, 22 — диоды КД209А; 10 — транзисторы КТЦ315В; 13, 14 — транзисторы МП25А; 16— реле контрольной лампы прицепа; 18 — резистор МЛТ-2,0—470; 19— резистор МЛТ-0,5—750; 23, 24 — контрольные лампы; 25 — лампы прицепа; 26 — лампы левого борта тягача; 27 — лампы правого борта тягача; 28— выключатель зажигания; 29— предохранители; 30— переключатель; 31 — выключатель аварийной сигнализации

Рис. 11. Указатели поворота и аварийная сигнализация с прерывателем; 1—31 — см. подрисуночную подпись к рис. 208; 32 — резистор МЛТ-0,5—680;

Рис. 12. Проверка работоспособности контактно-транзисторного прерывателя тока указателей поворота РС950И, РС950Б, РС950Е и РС951 (а), 23.3747 (б), 491.3747 (в)

Для проверки прерывателя тока его подключают к аккумуляторной батарее по схеме, приведенной на рис. 12. При исправном прерывателе тока лампа будет мигать. Частота миганий при проверке должна быть в интервале 60—120 раз в 1 мин.

Указатели поворотов работают в режиме аварийной сигнализации. При включении указателя левого или правого поворота работают одновременно сигнализаторы левого и правого бортов. Это происходит при междувитковом замыкании обмоток реле 1 и 16 контрольных ламп или обмоток герконов, что имеет место в результате замыкания цепи сигнальных ламп с корпусом автомобиля.

Не работает контрольная лампа указателей поворота на щитке приборов. Если при включении переключателя сигнальные лампы мигают, а контрольная лампа на щитке приборов не работает, проверяют исправность лампы, крепление зажимов провода на клеммах и провод на обрыв. При применении прерывателя тока РС57 для проверки работы контактов контрольной лампы соединяют проводником клеммы «СЛ» и «КЛ». Если при замкнутых клеммах контрольная лампа работает, то неисправен прерыватель тока.

Для проверки цепи контрольной лампы в системах с кон-тактно-транзисторными прерывателями отсоединяют от прерывателя колодки и соединяют проводником их штекеры «+» и «КТ» или « + » и «КП» или «4» и «2». Если при включенном зажигании контрольная лампа на щитке приборов горит, неисправность нужно искать в прерывателе тока.

Исправность прерывателя тока можно проверить, подключив его к указателю поворотов другого автомобиля или так, как описано выше.

Для проверки выключателя аварийной сигнализации нужно соединить между собой клеммы «1» и «6» колодки разъема выключателя при включенном выключателе зажигания или клеммы «2» и «6» разъема при выключенном выключателе зажигания, а затем переключателем указателей поворота включить указатель. Если он при этом будет работать, выключатель считается неисправным.

Не работает стоп-сигнал. Наиболее характерными неисправностями являются сильное окисление или загрязнение клемм выключателя стоп-сигнала и разрушение диафрагмы. Для проверки выключателя соединяют проводом его клеммы.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Цепи системы освещения и световой сигнализации"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства