К контрольным приборам относятся: амперметр, указатель давления масла системы смазки двигателя, указатель температуры воды системы охлаждения двигателя и указатель уровня топлива в баке.
Амперметр
При прохождении тока через амперметр вокруг шиныб, находящейся под током, создается магнитное поле, отклоняющее якорек и стрелку. Чем сильнее ток, тем больше отклоняется стрелка. При изменении направления тока стрелка отклоняется в другую сторону. Отклонение стрелки в одну сторону показывает зарядку батареи, отклонение в другую — разрядку. На некоторых автомобилях (ЗИЛ-130 и др.) для контроля за работой батареи вместо амперметра установлена контрольная лампа, загорающаяся при разрядке батареи.
Указатель давления масла
Указатель давления масла (манометр) — электротепловой импульсный, состоит из датчика, соединенного с масляной магистралью двигателя, и указателя, расположенного на щитке приборов и показывающего давление масла в килограммах на квадратный сантиметр (кГ/см2).
Корпус датчика своим штуцером завернут в блок двигателя и полость его соединена с масляной магистралью. В корпусе закреплена гибкая диафрагма, с которой соприкасается кронштейн с контактом, не изолированным от массы. В корпусе также закреплена упругая П-образная изолированная от массы биметаллическая пластина с контактом, прижатая к контакту кронштейна. На рабочем плече упругой пластины намотана обмотка, соединенная одним концом с контактом, а другим — через контакт с изолированной клеммой крышки корпуса.
Между клеммой и подвижным контактом параллельно с обмоткой включено сменное сопротивление, подбором которого осуществляется настройка указателя на номинальное напряжение сети электрооборудования.
В корпусе указателя закреплена упругая П-образная биметаллическая пластина с двумя плечами, соединенная со стрелкой, расположенной перед шкалой. На рабочем плече пластины намотана обмотка. Концы обмотки присоединены к двум изолированным клеммам. Клемма проводом соединена с клеммой датчика, а клемма через выключатель зажигания с источником тока.
Влияние колебании температуры внешней среды на показания приборов устраняется деформациями компенсационного плеча П-образных биметаллических пластин. Секторы кронштейнов указателя, расположенных против отверстий в корпусе, служат для настройки приборов после их сборки.
При включении зажигания сеть указателя замыкается, и через него протекает ток по цепи: плюсовая клемма батареи — выключатель зажигания — клемма указателя — обмотка упругой пластины — клемма указателя — провод — клемма датчика и обмотка — подвижный контакт (одновременно часть тока проходит по параллельной цепи через сопротивление) — неподвижный контакт — масса — минусовая клемма батареи.
Под действием тока обмотка указателя нагревается, и биметаллическая пластина, изгибаясь, перемещает стрелку указателя. Чем сильнее ток, идущий по обмотке, тем больше нагревается пластина и тем большее отклонение имеет стрелка.
Ток в цепи указателя зависит от силы сжатия контактов датчика, которая, в свою очередь, зависит от давления масла. При малом давлении масла диафрагма не выгнута, и контакты имеют небольшую силу сжатия. Под действием тока, протекающего по обмотке, биметаллическая пластина датчика, нагреваясь, изгибается и размыкает цепь, затем охлаждается и опять замыкает цепь и т. д. При небольшой силе сжатия контактов они размыкаются очень часто. Вследствие этого период, когда контакты разомкнуты, более длителен, чем когда они замкнуты, в результате чего снижается ток, поступающий в обмотку биметаллической пластины указателя, и выпрямленная пластина удерживает стрелку в начале шкалы, показывая малое давление масла. При увеличении давления масла диафрагма выгибается и перемещает кронштейн с контактом, сжимая контакты и изгибая упругую биметаллическую пластину. При этом размыкание контактов происходит реже, и период, когда контакты замкнуты, увеличивается. В результате ток, поступающий в обмотку биметаллической пластины указателя, возрастает. Под действием тока пластина указателя, нагреваясь, изгибается и перемещает стрелку на соответствующее деление шкалы.
Указатель температуры воды
Указатель температуры воды (термометр) электротепловой импульсный, состоит из датчика и самого указателя. Датчик имеет корпус с резьбой. К корпусу припаяна латунная гильза. Внутри гильзы установлен кронштейн с неподвижным контактом, замкнутым на массу. На кронштейне изолированно от массы укреплена упругая биметаллическая пластина с контактом, имеющая обмотку, соединенную одним концом с изолированной клеммой на корпусе датчика, а другим с контактом. Датчик ввернут в отверстие головки цилиндров, и гильза его входит внутрь водяной рубашки. Провод от датчика присоединен к указателю такого же устройства, как и указатель давления масла, и включающему П-образную биметаллическую пластину с обмоткой и стрелку.
При включении прибора по обмотке биметаллической пластины датчика проходит ток. При этом пластина, нагреваясь, выгибается и размыкает контакты, выключая ток, а после охлаждения снова распрямляется, замыкая контакты, и т. д. Стрелка указателя при этом устанавливается в начале шкалы.
При повышении температуры воды в водяной рубашке двигателя биметаллическая пластина датчика, нагреваясь, изгибается и ослабляет нажатие контактов; поэтому при вибрации пластины период, когда контакты замкнуты, сокращается, и ток в обмотке указателя уменьшается. Температура пластины указателя также уменьшается, и пластина, распрямляясь, перемещает стрелку на соответствующее деление шкалы указателя.
При выключенном зажигании ток через приборы не проходит, и стрелка указателя устанавливается в конце шкалы.
Кроме электротеплового импульсного указателя температуры воды, имеет применение также магнито-электрический указатель с полупроводниковым датчиком. В латунной гильзе (рис. 240) датчика, ввернутого в водяную рубашку блока, установлено полупроводниковое термическое сопротивление — термистор. Клемма датчика соединена проводом с клеммой указателя.
В корпусе указателя установлены три катушки электромагнитной системы, обмотки которых намотаны на пластмассовых каркасах. В центре катушки установлена в подшипниках подвижная ось, на наружном конце которой закреплена стрелка, перемещающаяся по шкале указатели. На оси внутри катушек закреплен дисковый постоянный магнит, а в каркасе катушек закреплен магнит, устанавливающий стрелку в исходное положение при выключенном указателе. Концы обмоток катушек, соединенных между собой, присоединены: обмотки — к изолированной клемме указателя, обмотки — через добавочное сопротивление, обеспечивающее температурную компенсацию, на массу. Вторая клемма указателя соединена с концами обмоток катушек. К клеммам указателя присоединяются провода — один от датчика и второй от источника тока (батарея) через замок зажигания.
При включенном зажигании указатель включается в ееть. При этом ток от плюсовой клеммы батареи проходит на массу и к минусовой клемме через катушки по двум параллельным цепям: первая — через обмотки катушек и компенсационное сопротивление и вторая — через обмотку и термистор.
Первые две катушки создают постоянное магнитное поле, а магнитное поле третьей катушки — переменное, зависит от величины сопротивления термистора. В зависимости от температуры воды сопротивление термистора изменяется. Вследствие этого изменяется суммарное магнитное поле катушек, которое, воздействуя на постоянный магнит стрелки, перемещает ее в соответствующее положение по шкале.
Сигнализатор давления масла
Кроме указателей давления масла и температуры воды, имеют применение специальные аварийные сигнализаторы, дающие световой сигнал в случае недопустимого падения давления масла в системе смазки двигателя или перегрева воды в системе охлаждения.
Сигнализатор давления масла состоит из датчика, выключателя и сигнальной лампы. Датчик соединен с масляной магистралью двигателя. Между корпусом датчика и его крышкой зажата гибкая металлическая мембрана с закрепленным в центре подвижным контактом. Этот контакт входит в вырез неподвижного контакта, закрепленного на регулировочном винте, завернутом в изолированную от крышки втулку. К втулке с помощью винта прикреплен провод от сигнальной лампы. Датчик на требуемое давление регулируют путем вращения регулировочного винта.
При нормальном давлении масла в системе смазки двигателя мембрана датчика аварийного сигнализатора отжата кверху, и контакты датчика разомкнуты. При падении давления масла ниже допустимой величины (1,8— 1,3 кГ/см2) мембрана выпрямляется, и контакты замыкаются, включая ток в цепь сигнальной лампы, которая при этом загорается. Сигнализатор питается от аккумуляторной батареи и включается специальным выключателем.
Сигнализатор температуры воды состоит из датчика и сигнальной лампы, включаемых в сеть при включении зажигания. В латунной гильзе датчика, завернутого в стенку верхнего бачка радиатора, расположены два контакта. Неподвижный контакт замкнут на массу, а подвижный закреплен на изолированной биметаллической пластине, соединенной с наружной изолированной клеммой, провод от которой соединен с сигнальной лампой, расположенной на щитке приборов. При нормальной температуре воды контакты прерывателя разомкнуты. При нагревании воды до 96—107 °С контакты замыкаются, включая сигнальную лампу.
Указатель уровня топлива
Указатель уровня топлива — электромагнитный, состоит из двух частей: датчика, установленного в топливном баке, и указателя, расположенного на щитке приборов. Корпус датчика закреплен в верхней стенку бака, а рычаг с поплавком входит внутрь бака, и поплавок нахо-дптся на поверхности топлива. Контактная пластина рычага соединена с массой и соприкасается с обмоткой сопротивления реостата. Один конец сопротивления соединен при помощи винта с массой, а другой — с изолированной клеммой, провод от которой присоединен к клемме указателя. В указателе имеются корпус с изоляционной пластиной и шкалой, два элгктромагнита с катушками и железными сердечниками, стрелка с якорьком и противовесом, установленная на оси. На оси стрелки свободно установлен маховичок, служащий гасителем колебаний стрелки.
Концы левой катушки присоединены к двум клеммам. Один конец правой катушки присоединен к клемме, а второй конец — на массу. Клеммы датчика шунтируются сопротивлением. Клемма указателя проводом соединена через выключатель зажигания с батареей, а клемма — с клеммой датчика. Для устранения влияния колебаний температуры на показания прибора на левой катушке сверху имеется полюсной наконечник в виде изогнутой пластинки, изготовленной из термокомпенсирующего железо-никелевого сплава с магнитной проводимостью, изменяющейся с изменением температуры.
При включении зажигания цепь указателя уровня топлива замыкается, и он начинает работать.
Когда топлива в баке мало, поплавок опущен и сопротивление не включено. При этом правая катушка обоими концами обмотки
Сигнализатор температуры воды состоит из датчика и сигнальной лампы, включаемых в сеть при включении зажигания. В латунной гильзе датчика, завернутого в стенку верхнего бачка радиатора, расположены два контакта. Неподвижный контакт замкнут на массу, а подвижный закреплен на изолированной биметаллической пластине, соединенной с наружной изолированной клеммой, провод от которой соединен с сигнальной лампой, расположенной на щитке приборов. При нормальной температуре воды контакты прерывателя разомкнуты. При нагревании воды до 96—107 °С контакты замыкаются, включая сигнальную лампу.
Указатель уровня топлива
Указатель уровня топлива — электромагнитный, состоит из двух частей: датчика, установленного в топливном баке, и указателя, расположенного на щитке приборов: Корпус датчика закреплен в верхней стенку бака, а рычаг с поплавком входит внутрь бака, и поплавок находится на поверхности топлива. Контактная пластина рычага соединена с массой и соприкасается с обмоткой сопротивления реостата. Один конец сопротивления соединен при помощи винта с массой, а другой — с изолированной клеимой, провод от которой присоединен к клемме указателя. В указателе имеются корпус с изоляционной пластиной и шкалой, два электромагнита с катушками и железными сердечниками, стрелка с якорьком и противовесом, установленная на оси. На оси стрелки свободно установлен маховичок, служащий гасителем колебаний стрелки.
Концы левой катушки присоединены к двум клеммам. Один конец правой катушки присоединен к клемме, а второй конец — на массу.
Клеммы датчика шунтируются сопротивлением. Клемма указателя проводом соединена через выключатель зажигания с батареей, а клемма — с клеммой датчика. Для устранения влияния колебаний температуры на показания прибора на левой катушке сверху имеется полюсной наконечник в виде изогнутой пластинки, изготовленной из термокомпенсирующего железо-никелевого сплава с магнитной проводимостью, изменяющейся с изменением температуры.
При включении зажигания цепь указателя уровня топлива замыкается, и он начинает работать.
Когда топлива в баке мало, поплавок опущен и сопротивление не включено. При этом правая катушка 8 обоими концами обмотки замкнута на массу, и ток в указателе проходит только через левую катушку по цепи: плюсовая клемма батареи — замок зажигания — провод — клемма — левая катушка — клемма указателя — провод — клемма — контактная пластина реостата — масса — минусовая клемма батареи. Катушка, намагничиваясь, притягивает якорек, отклоняя стрелку влево к цифре.
При полном баке поплавок всплывает, и сопротивление включается в цепь. Дополнительное сопротивление цепи на левую катушку возрастает и становится больше сопротивления правой катушки, поэтому ток в указателе проходит последовательно через обе катушки по цепи: плюсовая клемма батареи — замок зажигания — провод — клемма — левая катушка — клемма — правая катушка — масса — минусовая клемма батареи. При этом магнитное поле, создаваемое правой катушкой, изменяет направление результирующего магнитного потока, вызывая отклонения якорька со стрелкой вправо в букве П (полный) шкалы. При промежуточных уровнях топлива сопротивление реостата изменяется, вследствие чего регулируются ток в катушках и степень их намагниченности. При этом стрелка устанавливается в промежуточных положениях, показывая количество топлива в баке.
Кроме рассмотренного устройства указателя, для измерения уровня топлива в баке применяется также магнито-электрический указатель такого же типа, как и для измерения воды. Данный указатель включается последовательно с реостатом поплавкового датчика, расположенного в баке. Действие указателя аналогично действию указателя, рассмотренному выше.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Контрольные приборы с электрическим питанием"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы