Конструктивные особенности
Коробка передач. На всех моделях автомобилей «Урал» применяется трехходовая пятиступенчатая коробка передач ЯМЗ-204У. Все шестерни коробки, кроме шестерен первой передачи, заднего хода и шестерни отбора мощности, косозубые и находятся в постоянном зацеплении. Шестерни второй, третьей и пятой передач свободно вращаются на ведомом валу на игольчатых подшипниках. Шестерня ведущего вала выполнена как одно целое с валом.
Все шестерни промежуточного вала, кроме шестерни первой передачи, напрессованы на вал и фиксируются шпонками. Шестерня первой передачи изготовлена как одно целое с валом.
Рис. 1. Коробка передач:
1 — ведущий вал; 2, 26 — шариковые подшипники; 3 — картер сцепления; 4 — рычаг переключения передач; 5 — фиксатор; 6 — шток; 7 — синхронизатор четвертой и пятой передач; 8— упорная шайба шестерни пятой передачи ведомого вала; 9 — шестерня пятой передачи ведомого вала; 10, 14, 17 — игольчатые подшипники; 10 —верхняя крышка; 12 — шестерня третьей передачи ведомого вала; 13 — вилка переключения второй и третьей передач; 15 — синхронизатор второй и третьей передач; 16 — шестерня второй передачи ведомого вала; 18 — вилка переключения первой передачи и заднего хода; 19 — ось блока промежуточных шестерен заднего хода; 20 — промежуточная втулка; 21 — блок шестерен заднего хода; 22, 32, 42, 45 — роликовые подшипники; 23 — шестерня первой передачи и заднего хода; 24 — картер коробки; 25, 31, 44 — крышки подшипников; 27 , 46 — манжеты; 28 — фланец; 29— гайка; 30 — ведомый вал; 33 — промежуточный вал; 34 — шестерня первой передачи и заднего хода промежуточного вала; 35 — шестерня второй передачи промежуточного вала; 36 — фильтрующая пластина масляного насоса; 37 — шестерня третьей передачи промежуточного вала; 38 — шестерня пятой передачи промежуточного вала; 39 — ведущая шестерня привода отбора мощности; 40 — шпонка упорной шайбы; 41 — шестерня привода промежуточного вала; 43 — масляный насос
Блок промежуточных шестерен заднего хода свободно враoщается на оси на роликовых подшипниках. Одна из шестерен пока находится в постоянном зацеплении с шестерней первой ере чачи промежуточного вала, вторая входит в зацепление с шестерней при включении передачи заднего хода.
Для безударного включения четырех высших передач имеются два конусных синхронизатора инерционного типа. Крышка подшипника промежуточного вала служит кронштейном задней опоры коробки передач.
Механизм переключения передач размещается в верхней крышке.
Рис. 2. Крышка коробки передач в сборе с механизмом переключения:
1 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 2— шток вилки переключения четвертой и пятой передач; 3 — шток вилки переключения второй и третьей передач; 4— головка штока вилки переключения второй и третьей передач; 5 — шток вилки переключения первой передачи и заднего хода; 6 — головка штока вилки переключения первой передачи и заднего хода; 7 —верхняя крышка; S — шарик замка штоков; 9 — штифт замка; 10 — вилка переключения первой передачи и заднего хода; 11 — пружина предохранителя; 12 — рычаг переключения передач; 13 — предохранитель включения первой передачи и заднего хода; 14— промежуточный поводок переключения первой передачи и задето хода; 15 — ось поводка; 16 — вилка переключения второй и третьей передач;
В оси поводка размещается предохранитель случайного включения первой передачи и заднего хода, который постоянно прижат пружиной к рычагу переключения передач. Включить первую передачу или задний ход можно, только преодолев усилие пружины. Фиксация положения штоков, соответствующего включению определенной передачи или нейтральному положению, осуществляется тремя шариковыми фиксаторами с пружинами, размещенными в вертикальных сверлениях крышки.
Для предотвращения одновременного включения двух передач имеется замок, состоящий из четырех шариков и штифта. В нейтральном положении шарики упираются в лунки на штоках, и в цепочке есть зазор. При перемещении одного из штоков зазор выбирается, так как шарик выталкивается из лунки, и два других штока запираются.
Смазка деталей коробки передач осуществляется разбрызгиванием и принудительно под давлением с помощью масляного насоса, установленного на задней стенке картера сцепления и приводимого от промежуточного вала, в торцовый паз которого входит хвостовик валика ведущей шестерни насоса. Масло забирается из поддона, имеющего фильтрующую пластину, и по каналу в картере коробки поступает в насос, оттуда в нагнетательную магистраль крышки, а по каналу ведущего вала в канал ведомого вала и по радиальным сверлениям — к подшипникам шестерен ведомого вала. Насос снабжен предохранительным клапаном, исключающим чрезмерное повышение давления в магистралях.
Коробка отбора мощности предназначена для привода дополнительных агрегатов и обеспечивает длительный отбор мощности до 35 л. с. Она устанавливается на правом (по ходу автомобиля) люке коробки передач и приводится от шестерни отбора мощности промежуточного вала.
Коробка отбора мощности двухскоростная. Передаточные отношения (с учетом коробки передач) при вращении против часовой стрелки 2,99, по часовой стрелке — 1,44. Направление вращения определяется со стороны фланца.
Механизм коробки отбора мощности смонтирован в литом картере и установлен на основании, крепящемся болтами к фланцу люка коробки передач.
Все шестерни механизма прямозубые. Ведущий блок шестерен входит в зацепление с шестерней отбора мощности коробки передач и промежуточным блоком. Для нормальной работы коробки отбора мощности (по шуму) боковой зазор в зацеплении ведущего блока и шестерни отбора мощности коробки передач регулируется в пределах 0,25—0,45 мм регулировочными прокладками.
Изменение направления вращения выходного вала происходит путем зацепления подвижной шестерни с шестерней промежуточного блока или непосредственно с ведущим блоком.
Управление коробкой отбора мощности осуществляется рычагом, расположенным в кабине, справа от водителя. Рычаг перемещает шток с закрепленной на нем вилкой, которая передвигает подвижную шестерню. Положение шестерни фиксируется с помощью шарикового фиксатора и пружины. Для фиксации рычага в нейтральном положении и предотвращения случайного включения передач отбора мощности предусмотрен стопор, установленный на полу кабины.
Рис. 3. Коробка отбора мощности:
1 — картер; 2 — уплотнительные прокладки; 3 — регулировочные прокладки; 4, 6 —болты; 5—основание коробки; 7 — стопор рычага управления; 8 — выходной вал; 9, 18— шариковые подшипники выходного вала; 10, 16 — крышки подшипников; 11— шариковый фиксатор; 12— вилка включения передач; 13 — шестерня выходного вала; 14 — сальник штока; 15 — шток вилки включения передач; 17 — стопорное кольцо; 19 — фланец; 20, 23 — роликовые подшипники; 21 — ось промежуточного блока шестерен; 22 — промежуточный блок шестерен; 24 — ось ведущего блока шестерен; 25 — ведущий блок шестерен
Во избежание затрудненного переключения передач в коробке передач и чрезмерного износа синхронизаторов отбор мощности во время движения автомобиля не допускается.
Смазка деталей коробки отбора мощности осуществляется маслом из коробки передач.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание коробки передач заключается в периодической проверке уровня масла и смене его. Внутри картера имеется перегородка, поэтому масло заливают только через заливную горловину в верхней крышке коробки до уровня контрольного отверстия, расположенного с левой стороны картера. Сливать масло обязательно через два сливных отверстия. Перед установкой пробок сливных отверстий их необходимо тщательно промыть и очистить магниты.
Промывать коробку передач керосином нельзя, так как это может привести к отказу в работе масляного насоса.
При технических обслуживаниях необходимо также проверять надежность крепления крышки заднего подшипника промежуточного вала, служащей кронштейном задней опоры коробки.
Обслуживание коробки отбора мощности заключается в систематической проверке и подтяжке всех креплений.
Ремонт
Коробка передач. Для выяснения причин и устранения неисправностей коробки передач иногда достаточно ограничиться снятием верхней крышки. Если же требуется замена каких-либо деталей внутри картера коробки передач, ее необходимо снять с автомобиля. Для этого следует снять: кожух пола кабины, рычаг переключения передач вместе с опорой, кронштейн с рычагом стояночного тормоза и тягой, кронштейн с рычагами управления раздаточной коробкой, кронштейн с рычагом управления отбором мощности (если он установлен); отсоединить промежуточный карданный вал; зачалить коробку тросом подъемника; отвернуть болты крепления картера сцепления к картеру маховика и коробки передач к поперечине задней опоры; снять поперечину задней опоры коробки; подать коробку передач вместе с картером сцепления назад до выхода шлицевого конца ведущего вала из ступиц ведомых дисков сцепления; опустить коробку на деревянные подкладки.
Рис. 4. Выпрессовка подшипника ведомого вала коробки передач:
1 — подшипник ведомого вала; 2 — рукоятка; 3 — втулка; 4 — винт; 5 — поперечная планка; 6 — продольная планка; 7 — зажимное устройство; 8 — полукольцо
Разборку коробки передач выполнять в следующей последовательности:
— снять верхнюю крышку, стараясь не повредить прокладку, отсоединить пружину от муфты выключения сцепления и скобы, снять картер сцепления вместе с деталями привода сцепления и масляным насосом;
— при помощи болтов-съемников снять крышку ведущего вала в сборе с манжетом и прокладку крышки;
— слегка ударяя молотком по ведущему валу и покачивая его, извлечь вал из гнезда в картере коробки вместе с подшипником; расшплинтовать и отвернуть гайку фланца, универсальным съемником снять фланец с ведомого вала, снять крышку заднего подшипника в сборе с манжетом и распорную втулку ведомого вала;
— съемником выпрессовать задний подшипник ведомого вала, предварительно сняв стопорное кольцо, и проволочными захватами извлечь ведомый вал в сборе с шестернями из картера коробки передач, сняв со шлицев шестерню первой передачи и заднего хода;
— извлечь промежуточный вал аналогичным образом, предварительно сняв крышку заднего подшипника и упорную шайбу, а также задний подшипник;
— извлечь из картера коробки передач ось блока шестерен заднего хода, вынуть блок шестерен, подшипники и промежуточное кольцо.
Рис. 5. Извлечение ведомого вала в сборе с шестернями из картера коробки передач
Рис. 6. Извлечение оси блока промежуточных шестерен заднего хода из картера:
1 — рукоятка: 2 — ручка; 3 — гайка; 4 – винт; 5 — скоба; 6 — ось блока шестерен
Рис. 7. Разборка промежуточного вала:
1 — шток пресса; 2 — оправка; 3— промежуточный вал; 4 — шестерня привода; 5 — шестерня механизма отбора мощности; 6 — шестерня пятой передачи; 7 — шестерня третьей передачи; 8 — шестерня второй передачи
Далее при необходимости разобрать отдельные узлы.
Рис. 8. Разборка ведомого вала:
1 — шток пресса; 2 —-ведомый вал; 3— шестерня третьей передачи; 4 — синхронизатор второй и третьей передач; 5 — шестерня второй передачи; 6 — деревянные подкладки
Разборка ведущего вала состоит из отвертывания кольцевой гайки и спрессования подшипника.
Разборка ведомого вала. Снять со шлиц синхронизатор четвертой и пятой передач, вынуть шпонку упорной шайбы шестерни пятой передачи, развернуть упорную шайбу в канавке и снять ее; снять шестерню пятой передачи и вынуть иглы подшипника с промежуточным кольцом, после чего спрессовать на прессе втулки шестерен третьей и пятой передач и шлицевую втулку синхронизатора второй и третьей передач; снять с вала втулки, шестерни, 332 иглы подшипников шестерен.
Разборку промежуточного вала также выполняют под прессом после снятия маслоотражателя и замочного кольца на переднем конце.
При разборке масляного насоса вынуть из корпуса ведущую шестерню в сборе с осью, спрессовать шестерню с оси и извлечь шарик, после чего вынуть ведомую шестерню и ее ось и разобрать перепускной клапан.
Разборка механизма переключения. Опору рычага переключения передач снимать до снятия коробки с автомобиля; одновременно необходимо извлечь из крышки три пружины фиксаторов. Чтобы освободить рычаг переключения, следует ослабить хомуты крепления защитного колпака, снять колпак вместе с хомутами, вынуть штифт защитной шайбы, снять шайбу и пружину рычага, выбить опорный штифт рычага.
Из опоры рычага извлекают предохранитель включения первой передачи и заднего хода, поводок переключения первой передачи и заднего хода и его ось.
Далее отвернуть стопорные винты вилок и винты головок штоков, затем выбить штоки (по одному) из крышки.
Контроль деталей. После разборки детали промыть в керосине, обдуть сжатым воздухом и осмотреть для определения отсутствия разрывов прокладок, забоин.
У шестерен ведущего и ведомого валов допускается износ зубьев шлицевых муфт по длине с торца включения до 7,5 мм.
При наличии следов от роликов или игл подшипников на ведомом валу или в отверстиях шестерен ведомого вала вал и шестерни заменить.
Износ зубьев каретки синхронизатора не должен превышать: по длине со стороны включения 7,5 мм, по толщине — до 6,25 мм при замере на расстоянии 1,5 мм от вершины.
Для определения степени износа бронзовых конусных колец обойм синхронизаторов пользуются сопрягаемыми с ними конусными поверхностями соответствующих шестерен. При насаживании кольца на вал или шестерню замеряют зазор между торцом шестерни и обоймой синхронизатора, который должен быть не менее указанного на рис. 9.
Износ выемок штоков под шарики и штифты замка проверяют двумя шаблонами, исполнительные размеры которых указаны на рис. 10. Если просвет между шаблоном и плоскостью выемки не превышает 0,5 мм, штоки пригодны для дальнейшей эксплуатации.
Рис. 9. Проверка конусных колец синхронизаторов:
а — прямой передачи; б — пятой передачи; в — третьей передачи; г — второй передачи; 1 — ведущий вал; 2 — обойма конусных колец синхронизатора; 3 — шестерня пятой передачи; 4— шестерня третьей передачи; 5 — шестерня второй передачи
При сборке коробки передач необходимо учитывать следующее:
— момент затяжки кольцевой гайки подшипника ведущего вала должен быть 30—35 кгс-м;
— при сборке ведомого вала иглы подшипников устанавливать на солидоле. Если устанавливается новый игольчатый подшипник для какой-либо шестерни, то его следует комплектовать из игл одной группы (диаметр иглы первой группы 3,000—2,995 мм, второй — 2,995—2,990 мм);
— шлицевая втулка синхронизатора второй и третьей передач своим кольцевым выступом должна быть обращена в сторону переднего конца вала, а длинный конец каретки синхронизатора этих передач — в сторону шестерни третьей передачи;
— продольный люфт обоймы конусных колец синхронизатора второй и третьей передачи должен быть в пределах 3—5 мм;
— зазор между торцами втулки шестерни пятой передачи и упорной шайбы регулируется подбором упорной шайбы 0,02—0,10 мм;
— синхронизатор четвертой и пятой передач устанавливается так, чтобы кольцевая выточка каретки была обращена в сторону шестерни пятой передачи.
Рис. 10. Исполнительные размеры шаблонов для проверки износа выемок под шарики:
0 — фиксаторов; б —замка; 1 — шаблон; 2 — шток
При сборке ведомого вала обратить особое внимание на легкость вращения шестерен и перемещения синхронизаторов. При запрессовке шестерен промежуточного вала учесть, что шестерня привода удлиненной стороной ступицы должна быть обращена в сторону заднего конца вала, остальные шестерни устанавливают удлиненной стороной ступицы вперед.
Сборку механизма переключения передач следует начинать со штока вилки переключения первой передачи и заднего хода. Шток установить в крышке, на нем закрепить вилку и головку и перевести его в нейтральное положение. Через поперечное сечение вложить два шарика замка, затем вставить шток второй и третьей передач со штифтом замка, на нем закрепить соответствующие вилку и головку, продвинуть его в нейтральное положение и через поперечное сверление вложить два других шарика замка. Затем вставить шток четвертой и пятой передач и его вилку. Штоки должны свободно перемещаться под усилием руки. Необходимо проверить, нет ли качания вилок и головок на штоках, а также работу замка штоков: при перемещении одного из них два других должны быть замкнуты в нейтральное положение.
При сборке опоры рычага переключения передач с помощью гайки предохранителя включения заднего хода отрегулировать зазор а между включающей головкой рычага переключения и выступами промежуточного поводка, который должен быть 1,5—2,0 мм.
После установки блока промежуточных шестерен заднего хода проверить легкость вращения блока шестерен на оси. Допустимый осевой зазор блока — 0,7 мм. При больших зазорах для компенсации износа установить шайбы. При установке шестерни первой передачи и заднего хода ведомого вала расположить ее так, чтобы канавка под вилку была обращена вперед.
Момент затяжки гайки фланца крепления карданного вала 25 кгс-м.
Расстояние от торца ведущей шестерни масляного насоса до уступа валика должно быть 13,5—14,5 мм; зазор между привалоч-ным торцом корпуса и шестерней — 0,11—0,20 мм.
Собранную коробку испытывают на стенде без нагрузки при частоте вращения ведущего вала 3000 об/мин. Перед испытанием залить масло в картер до уровня контрольной пробки.
Стуки, резкий неравномерный шум шестерен и течь масла из соединений не допускаются. Включение второй, третьей, четвертой и пятой передач должно быть плавным, без заеданий. Окончательно собранную коробку передач проверяют на герметичность.
При установке коробки передач на автомобиль замерить расстояние А между опорными поверхностями крышки заднего подшипника промежуточного вала и поперечины опоры коробки передач при незатянутых болтах крепления задней опоры двигателя. В зависимости от расстояния А предусмотрена установка регулировочных прокладок толщиной соответственно 4; 2; 1 и 3 мм. Прокладки подобрать таким образом, чтобы обеспечить предварительное сжатие подушки 3 на 5 мм, подушки 2 — на 2 мм.
Коробка отбора мощности. При появлении шумов, стуков во время работы коробку отбора мощности разобрать и заменить поврежденные, изношенные детали.
Порядок разборки коробки отбора мощности:
— отвернуть гайку-барашек стопора рычага и отвести стопор, высвободив рычаг переключения;
— отсоединив рычаг от вилки штока, расшплинтовать ось рычага, снять рычаг с оси, отсоединить картер коробки отбора от основания, отвернуть болт стопора оси промежуточного блока, снять стопор, извлечь ось, а блок промежуточных шестерен опустить на дно картера;
— снять фланец, крышки подшипников выходного вала, стопорное кольцо заднего подшипника, съемником вынуть подшипник;
— постукивая по заднему концу выходного вала медным молотком, выбить вал вместе с передним подшипником, оставив подвижную шестерню в картере. Отвернуть болты крепления упорной шайбы подшипника. Снять подшипник с вала;
— извлечь подвижную шестерню из картера, вынуть блок промежуточных шестерен, снять шток и вилку штока;
— снять основание с коробки, отвернуть стопорный болт оси ведущего блока, выбить ось из проушин основания и отделить ведущий блок.
После разборки детали тщательно промыть и осмотреть для определения наличия повреждений и износов.
Рис. 11. Установка задней опоры коробки передач
Сборку коробки отбора мощности выполнять в последовательности, обратной разборке.
Перед сборкой подобрать по шуму широкий венец ведущего блока и большой венец промежуточного блока шестерен, находящиеся в постоянном зацеплении.
Установить игольчатый подшипник в ведущий блок, завести блок в проушины основания, вставить ось ведущего блока и застопорить ее болтом.
Установить основание на люк коробки передач, отрегулировав боковой зазор в зацеплении ведущего блока с шестерней отбора коробки передач регулировочными прокладками.
Вставить шток в гнездо картера, протянув его через вилку переключения передач.
Застопорить вилку на штоке. Установить шток в нейтральное положение с помощью фиксатора. Заглушить отверстие под фиксатор пробкой.
Установить уплотнение штока,гайку сальника и заглушку штока.
Установить два игольчатых подшипника и дистанционное кольцо между ними в отверстие блока промежуточных шестерен коробки отбора мощности.
Завести блок в картер, а в картер — подвижную шестерню выходного вала. Вставить выходной вал через окна картера и через шестерню.
Установить передний и задний подшипники выходного вала, упорную шайбу переднего подшипника на двух болтах, застопоренных пластиной, крышки подшипников (заднюю в сборе с сальником), фланец выходного вала, гайку фланца (зашплинтовать).
Установить ось промежуточного блока и стопор оси.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Коробка передач и коробка отбора мощности автомобиля "Урал""
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы