Краны КБ-100 выпускаются в двух исполнениях: решет чатом (КБ-100.0) и трубчатом (КБ-100.1). На базе унифи цированных узлов разработано целое семейство эта кранов: КБ-100.0М и КБ-100.2 — для 9-этажного строительства, КС-100 — для работ по нулевому цикл; КП-100 — для погрузочно-разгрузочных работ на скл; дах, КБ-100.1С — для работы в условиях Крайне!” Севера, КБк-100.1 — кран с балочной стрелой. В 1967 было начато серийное производство крана С-981 н 100 тс. м, отвечающего требованиям нового ГОСТ; 13555—68, на базе которого намечается также, освоение ряда моделей.
Кран КБ-100, ОО
Кран (рис. 11, а) по своей конструкции аналогичен крану КБ-60. Ходовая рама выполнена сварной, квадратного коробчатого сечения. Сверху к ней приварено собранное из сегментов кольцо, с помощью которого рама соединяется с опорно-поворотным шариковым кругом.
К ходовой раме по углам шарнирно крепятся с помощью цапф поворотные флюгера, опирающиеся на ходовые двухколесные балансирные тележки грузоподъемностью 40 тс. Флюгера фиксируются в рабочем положении с помощью пальцев, вставляемых в отверстия проушин флюгера и ходовой рамы. При перевозке для уменьшения транспортных габаритов вынимаются фиксирующие пальцы и флюгера могут быть сведены к продольной оси рамы.
Поворотная платформа выполнена в виде сварной прямоугольной конструкции с приваренными снизу сегментами кольца для крепления шарикового круга. Круг выполнен ненормализованным и имеет наружное зацепление (в кранах первых лет выпуска — с зацеплением Новикова, в последнее время — с эвольвентным зацеплением).
На платформе размещены механизмы: грузовая лебедка (Л-500), стреловая (Л-450), механизм поворота, шкаф электрооборудования и плиты противовеса.
Башня и стрела крана выполнены решетчатыми из уголков, сечение башни 1,4 X 1,4 м. Лестница для подъема в кабину расположена внутри башни. Башня в вертикальном положении зафиксирована на высоте 3,4 ж с помощью подкосов. Оголовок башни имеет шарнир, относительно которого он поворачивается вбок для уменьшения транспортной длины крана при перевозке. Стрела состоит из четырех секций: основания, двух промежуточных и головки.
Рис. 11. Общие виды кранов:
а — КБ-100.0; б — КБ-ЮО.ОМ
Головка стрелы закреплена к промежуточным секциям с помощью шарнира, относительно которого она складывается при демонтаже. Остальные секции стрелы стыкуются с помощью фланцев. Поперечное сечение промежуточных секций — 750 X 900 мм.
Рис. 12. Схемы запасовки:
а — грузового каната на кранах КБ-100.0, KB-1Q0-QM, КБ-IOO.l, КБ-100.2; б – стреловых канатов на кранах КБ-100.0, КБ-100.1, КБ-100.2; 1 — канат грузовой; 2 – грузовая лебедка; 3 — канат стреловой; 4 — стреловая лебедка; 5 — канат оттяжки распорки; 6 — канат стрелового расчал
Для обеспечения горизонтального хода груза при изменении вылета на кране применена схема запасовки канатов по системе соединенных полиспастов (рис. 12). При этом один из концов грузового каната закреплен на барабане стреловой лебедки.
На кране КБ-100 при использовании стреловой лебедки Л-450.2 отклонение груза от горизонтали составляет 1,3. л, а максимальный угол наклона траектории — 8,5°.
Для разгрузки башни от изгиба стреловой канат за-пасован на блоки распорки, образуя четырехкратный разгрузочный полиспаст.
Кран КБ-100.ОМ
Кран КБ-100.ОМ (рис. 11, б), предназначенный для строительства крупнопанельных 9-этажных зданий, создан на базе серийновыпускаемого крана КБ-100.0.
В конструкции крана КБ-100.ОМ сохранены основные узлы крана КБ-100.0 со следующими изменениями:
1. Для увеличения высоты подъема башня имеет большую длину за счет введения девятиметровой дополнительной секции.
2. Для повышения устойчивости крана вес противовеса увеличен с 26 до 30 т, а на ходовой раме уложены три блока балласта: один (весом 2,5 т) внутри рамы и два (весом по 3,8 т каждый) на консольно закрепленных балках спереди и сзади рамы.
3. Для обеспечения равномерной навивки каната грузовая лебедка Л-500 выполнена с канатоукладчиком.
4. Для удобства работы машиниста кабина выполнена переставной вдоль башни. С этой целью сбоку к башне прикреплены направляющие уголки, по которым движутся ролики и салазки кабины при ее перестановке по высоте.
Кабина поднимается с помощью грузовой лебедки и специального каната, который на период подъема кабины пропускается через два блока, расположенных на верху башни и на путях, икрепится к крюковой подвеске крана (схема запасовки дана на рис. 13). Кабина может устанавливаться в трех местах: в верхней, средней и нижней частях башни. В месте установки кабина крепится к башне болтами и присоединяется к электропроводке крана с помощью штепсельных разъемов.
5. Для снижения нагрузок на лебедку при монтажном подъеме башни на кране применена новая схема запасовки канатов (рис. 14).
Канатная анкерная тяга, связанная с неподвижной обоймой стрелового полиспаста, при монтаже огибает неподвижный блок на. поворотной платформе и крепится KfiB^PxY башни. В этом случае при монтаже крана обе °ооимы стрелового полиспаста являются подвижными.
При такой схеме запасовки нагрузка на канаты и скорость подъема башни снижается почти в 2 раза, что повышает плавность движения и уменьшает потребную мощность привода.
Рис, 13. Схема запасовки каната подъема кабины крана КБ-100.ОМ:
1 — кабина; 2—крюковая подвеска
Рис. 14. Схемы запасовки стреловых канатов крана КБ-100.ОМ:
Для уменьшения нагрузок на башню при монтаже несколько изменена (по сравнению с краном КБ-100.0) и запасовка стрелового расчала. Конец каната стрелового расчала, который при работе непосредственно крепления к головке стрелы, перед началом монтажа башни предварительно запасовывается на блоки, установленные в основании башни, и только после этого закрепляется за головку. Такая запасовка позволяет увеличить момент на башню со стороны стрелы, обеспечив большую степень разгрузки башни от изгибающих нагрузок.
При работе крана схема запасовки канатов та же, что и на кране КБ-100.0.
6. В механизме поворота выходная шестерня так же, как и зубчатый венец шарикового круга выполнена с эвольвентным косозубым наружным зацеплением.
Кран КБ-100.1
Кран КБ-100.1 имеет те же параметры, что и кран КБ-100.0 и предназначается для тех же целей.
Отличие заключается в конструктивных особенностях (рис. 15). Трубчатое исполнение башни и стрелы, а также исполнение ходовой рамы и поворотной платформы в виде кольца, позволяют легко перейти на автоматическую сварку при изготовлении, а следовательно, являются более технологичными.
Ходовая рама состоит из центральной кольцеобразной коробчатого сечения рамы и четырех диагонально расположенных флюгеров.
Поворотная платформа имеет приваренные продольные балки для размещения механизмов: грузовой (Л-500) и стреловой (Л-450) лебедок и механизма поворота П-3 (рис. 16).
Башня крана выполнена из трубы 0 920 X 5. Вверху башня заканчивается коническим оголовком. К нижней части башни приварены две ноги с проушинами для крепления к поворотной платформе. Башня на высоте 4,25 м закреплена телескопическими подкосами. Лестница для подъема в кабину расположена внутри башни. Вход в башню осуществляется через свободный нижний раструб. Для выхода из башни в ней в месте установки кабины предусмотрен “овальный люк.
Распорка выполнена из трубы 0 127 X 4 мм со связями.
Стрела на кранах первых лет выпуска изготовлялась из труб, в последние годы стрелы начали изготовлять изогнутого профиля. Конструктивно стрела состоит из двух секций: основания и головки, соединенных с помощью болтов и шарнира для складывания стрелы при демонтаже. При изготовлении стрелы из труб основание выполнялось из обечайки переменного сечения и двух труб 0 426 X 4 мм, связанных между собой тремя перемычками-из труб того же размера.
Рис. 15. Общий вид крана КБ-100.1
Рис. 16. Расположение механизмов поворотной платформе крана КБ-100.1:
1 — противовес; 2 — шкаф электрооборудования; 3 — стреловая лебедка; 4 — грузовая лебедка; 5 — механизм поворота
Головка состоит из одной трубы 0 426 X 4 мм и примыкающей к ней обечайки переменного сечения.
При изготовлении стрелы из гнутого профиля основание состоит из двух расходящихся балок, соединенных пятью перемычками. Каждая балка имеет замкнутое сечение, так как она образована из двух U-образных элементов из гнутого профиля, сваренных по всей длине. Головка стрелы состоит из двух частей. Хвостовая часть является как бы продолжением основания стрелы и состоит из двух балок. Остальная часть головки выполнена в виде оболочки, состоящей из двух раздвинутых гнутых профилей, соединенных сверху ц снизу накладками.
Схема запасовки канатов крана КБ-100.1 (см. рис. 12) аналогична со схемой запасовки крана КБ-100.0.
Наибольшее вертикальное перемещение груза при изменении вылета — 1,3 м, максимальный угол наклона траектории к горизонтали — 8°.
Кран КБ-100.2.
Кран КБ-100.2 (рис. 17, а) для возведения 9-этажных крупнопанельных зданий создан на базе выпускаемого серийно крана КБ. 100.1 и в нем сохранены все основные узлы крана КБ-100.1. При установке с двух сторон здания краны КБ-100.2 имеют возможность возводить здания высотой до 12 этажей.
Отличительной особенностью нового крана от крана КБ-100.1 является конструкция башни, которая для увеличения высоты подъема выполнена телескопической из двух секций. Внутренняя верхняя секция изготовлена из трубы диаметром 920 X 5, наружная — из трубы диаметром 1020 X 5.
Наличие телескопической башни позволяет крану работать с двумя высотами подъема: 21 м (при вдвинутой башне) и 31 м (при выдвинутой башне). Телескопическая конструкция позволяет также уменьшить и транспортные габариты крана по длине.
Для повышения устойчивости крана на ходовой раме по бокам укладываются блоки балласта общим весом 5 т. Балласт размещен между флюгерами таким образом, что он не препятствует их перемещению при движении крана по кривым. Кроме того, на кране увеличен вес противовеса с 24,4 до 29,4 т.
Башня крана выдвигается грузовой лебедкой с помощью монтажного полиспаста (рис. 18).
В остальном конструкция крана не отличается от конструкции крана КБ-100.1.
Рис. 17. Общий вид кранов: а — КБ-100.2; 6 — КБк-100.1
Рис. 18. Схема запасовки каната выдвижения башни крана КБ-100.2:
1 — грузовая лебедка; 2 — канат выдвижения башни
Кран с балочной стрелой КБк-100.1
Кран КБк-100.1 (рис. 17, б) выполнен на базе узлов крана КБ-100.1 за исключением подъемной стрелы, которая заменена балочной.
Стрела выполнена в виде трехгранной фермы. Два нижних пояса стрелы, по, которым передвигается грузовая тележка, сделаны из швеллеров, обшитых листом, верхнии пояс — из трубы. На головке стрелы размещается устройство для закрепления тележки (при работе стрелой под углом).
Рис. 19. Схемы запасовки канатов крана КВк-100.1:
а — грузового, б — стреловых, в — тележечного; 1 —стреловая лебедка; 2 — грузовая лебедка; 3 — грузовая тележка; 4 — тележечная лебедка; 5 —натяжное устройство
В основном исполнении крана наибольший вылет составляет 20 м. Кран КБк-100.1 может работать и со стрелой со вставкой, обеспечивающей наибольший вылет 25 м. При этом грузоподъемность при вылете 25—18 м составляет 3,5 тс, а. при вылете 18—3,5 м—5 тс. При работе с закрепленной тележкой и изменении вылета путем подъема стрелы грузоподъемность из всех вылетов при стреле со вставкой составляет 3,5 тс.
Кран стреловой КС-100
Кран КС-100 (рис. 20, а), предназначенный для выполнения монтажных операций при производстве работ по нулевому циклу, выполнен на базе крана КБ-100.1 и отличается от него отсутствием башни. Стрела опирается на проушины, приваренные спереди к поворотной платформе. Поскольку эти проушины расположены ближе к оси крана, чем опорный шарнир стрелы для башни, наибольший вылет крана оказывается примерно на 0,5 м меньше, чем у крана КБ-100.1. Для уменьшения усилий в стреле и стреловых канатах на поворотной платфоргле закреплена рабочая стойка длиной 6 м, удерживаемая канатом анкерной тяги.
Кабина размещена на поворотной платформе слева.
В остальном конструкция крана практически ничем не отличается от конструкции крана КБ-100.1.
Кран-погрузчик КП-100.1
Кран-погрузчик КП. 100.1 (рис. 20, б) предназначен для обслуживания складов, полигонов и заводов железобетонных изделий, а также может найти применение и при строительстве путепроводов, шахт метрополитена и других объектов.
Кран-погрузчик выполнен на базе узлов башенного крана КБ-100.1, что упрощает его освоение на заводах вследствие полной унификации всех механизмов, металлоконструкций и электрооборудования, за исключением ходовой части крана.
Кран состоит из следующих основных узлов: портала с ходовыми тележками; поворотной платформы, на которой размещены механизмы крана, опорно-поворотный шариковый круг, кабина, стойка и плиты противовеса. Габариты портала приняты, исходя из обеспечения габаритов «С» приближения строений по ГОСТу 9238—59, что позволяет осуществлять беспрепятственный пропуск железнодорожных составов в пределах габарита.
Рис. 20. Общие виды кранов: а — КС-100; б — КП-100.1
Это позволяет использовать кран-погрузчик также для обслуживания станционных площадок и складов.
Ноги представляют собой сплошностенчатую листовую конструкцию прямоугольного сечения. Снизу ноги, расположенные под общим рельсом, связываются продольной балкой. Для передвижения используются унифицированные двухколесные балансирные ходовые тележки грузоподъемностью 40 тс. Две ходовые тележки являются ведущими.
Рис. 21. Схемы запасовки канатов кранов КС-100 и КП-100:
а — грузового; б — стреловых; 1 — блок ограничителя грузоподъемности; 2 — канат стреловой; 3 — стреловая лебедка; 4 — грузовая лебедка; 5 —
канат грузовой; 6 — канат стрелового расчала
Для подъема на кран на одной из ног портала имеется лестница, заканчивающаяся на верху портала переходной площадкой.
Поворотная платформа почти полностью унифицирована с платформой крана КБ-100.1 и представляет собой также кольцевую сварную раму, к которой сзади приварены продольные балки для размещения плит противовеса. На поворотной платформе размещаются кабина, шкаф электрооборудования и механизмы: грузовая (Л-550) и стреловая (Л-450) лебедки и механизм поворота П-3.
Стрела крепится к проушинам, приваренным Спереди к боковой поверхности кольцевой рамы. Проушины, служащие на кране.КБ-100Л для крепления башни, используются на кране-погрузчике КП-100.1 для крепления стойки с балками.
Эта стойка для повышения жесткости выполнена составной. Нижняя часть жестко соединена тягой с верхним концом двуногой стойки, закрепленной на поворотной платформе.
Верхняя часть стоики в рабочем положении удерживается с помощью канатных тяг.
На верху стойки размещаются пять блоков для пропуска грузовых и стреловых канатов. Для обслуживания и ухода за блоками вдоль стоики проложена лестница.
Стрела крана полностью унифицирована со стрелой крана КБ-100.1 за Исключением серьги, приваренной снизу на головке стрелы и предназначенной для закрепления крюковой подвески на период работы крана с четырехкратной запасовкой каната. Схема запасовки канатов приведена на рис. 21.
При двухкратной запасовке для подъема груза используется обычная крюковая подвеска грузоподъемностью 5 т. При четырехкратной запасовке для подъема тяжелых грузов используется крюковая подвеска грузоподъемностью 10 т. При этом 5-тонная подвеска закрепляется своим крюком к серьге под стрелой. Время на изменение кратности запасовки полиспаста не превышает 30 мин.
Кран КБ-306 (С-981)
Кран КБ-306 (рис. 22) выполнен в соответствии с требованиями нового ГОСТа 13555—68 и соответствует крану 3-й размерной группы, т. е. крану КБ-3, предназначенному для механизации строительства крупноблочных и крупнопанельных девятиэтажных зданий. По конструктивной схеме аналогичен со всеми кранами типа КБ, за исключением способа наращивания башни.
Конструкция крана, помимо основной сборки, соответствующей параметрам крана КБ-3 по ГОСТу 13555—68, позволяет получить пять дополнительных моделей, отличающихся высотой башни и длиной стрелы в зависимости от числа секций башни и стрелы.
Ходовая рама выполнена в виде сварной кольцевой оалки коробчатого сечения с четырьмя проушинами для крепления флюгеров. Все флюгера при работе скреплены с центральной рамой жесткими тягами. Ведущие тележки размещены на разных рельсах по диагонали. К одному из крайних блоков балласта прикреплена лестница для подъема машиниста на поворотную платформу крана. При транспортировке крана флюгера сводятся к продольной оси крана и закрепляются в этом положении с помощью тех же жестких тяг.
Рис. 22. Общий вид крана КБ-306 (С-981)
Поворотная платформа представляет собой плоскую сварную раму, состоящую из кольцевой балки коробчатого сечения и консольной части, выполненной в виде сварных двутавров. На поворотной платформе размещаются: грузовая (Л-500) и стреловая (Л-450) лебедки, механизм поворота П-3, плиты противовеса, закрепленные канатной тягой, и шкаф электрооборудования.
Плиты противовеса выполнены двух типов: 5 шт. — более мелких, весом по 4430 кг и двух верхних весом по 5040 кг. Отклонение по суммарному весу балласта и противовеса допускается в пределах ±400 кг.
Башня крана состоит из следующих основных узлов: основания, называемого на кране «порталом», монтажной люльки, трех промежуточных секций, оголовка, распорки и телескопических подкосов. Конструктивно портал башни представляет собой пространственную П-образную (в поперечном сечении) металлоконструкцию, связанную двумя (нижней и верхней) рамами коробчатого сечения.
Портал служит для закрепления в нем башни и выдвижения ее при наращивании. Башня устанавливается на диагональные балки, опирающиеся на углы нижней рамы портала, имеющей коробчатые сечения, и крепится к, этим балкам болтами. При заведении внутрь портала очередной секции для наращивания башни диагональные балки отводятся на шарнирах в сторону, чтобы не мешать проходу секций. Закрепление башни в этот момент осуществляется с помощью выдвижных замков — штырей, управляемых с помощью рукоятки и системы рычагов. Для поддержания башни в вертикальном положении в процессе выдвижения как на нижней, так и на верхних рамах установлены по четыре направляющих ролика, на которые опираются поясные уголки выдвигаемых секций. Направляющие ролики установлены на эксцентриковых осях, что позволяет регулировать их положение относительно поясных уголков башни. Нормальный зазор при выдвижении принимается равным 3 мм.
Для выдвижения башни используется шестикратный монтажный полиспаст, образованный монтажным канатом, запасованным на блоки, закрепленные на верхней раме и на подвижной люльке. Выдвижение башни происходит с помощью грузовой лебедки, с которой предварительно снимается грузовой канат.
Для обслуживания замков, диагональных балок, эксцентриковых роликов на портале предусмотрена откидная монтажная площадка. Сбоку портала закреплена лестница и переходная площадка для прохода внутрь башни, так как лестница в промежуточных секциях размещена внутри этих секций. Размеры секций: длина — 5,6 м; поперечное сечение 1,4 X 1,4 м.
Оголовок башни, можно представить себе состоящим из двух частей: нижняя — квадратного поперечного сечения — представляет собой продолжение собственной башни и верхняя — в виде усеченной пирамиды, основание которой расположено в месте крепления стрелы и распорки. Сбоку к оголовку крепится кабина.
Лестница для подъема в кабину проходит внутри оголовка и дает возможность доступа обслуживающего, персонала на распорку и стрелу. Для прохода к кабине в башне сделан прямоугольный люк-проем.
Стрела состоит из четырех секций: головки, двух промежуточных секций и основания. Конструкция стрелы позволяет производить ее сборку без одной или без обеих промежуточных секций с целью изменения величины наибольшего вылета. Секции стрелы сварены из уголков и имеют в средней части поперечное сечение 0,75 X 0,9 м. Стыкуются секции между собой с помощью откидных болтов и штырей.
На головке стрелы смонтировано устройство для изменения кратности грузового полиспаста. При работе крана с максимальной грузоподъемностью 5 тс грузовой полиспаст выполнен двухкратным.
При необходимости перехода на четырехкратную запа-совку грузового полиспаста крюковая -подвеска поднимается до упора в головку стрелы. Тяга среднего блока крюковой подвески входит в гнезда головки стрелы и фиксируется в этом положении. При опускании крюковой подвески средний блок остается закрепленным за-стрелу, а грузовой полиспаст при этом превращается из двухкратного в четырехкратный.
Обратный переход на двухкратный полиспаст возможен при новом подходе крюковой подвески и освобождении тяги среднего блока от закрепления с помощью электромагнита. В этом случае средний блок сядет в свое гнездо на крюковой подвеске, которая при этом окажется подвешенной уже на двух ветвях грузового каната.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Кран Кб-100 и его исполнения"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы