Для передвижения кранов по строительной площадке укладывают крановый рельсовый путь. Устраивают и эксплуатируют пути в соответствии с «Инструкцией по монтажу и эксплуатации крана», составленной с учетом «Инструкции по устройству, эксплуатации и перебазированию подкрановых путей для строительных башенных кранов» Госстроя СССР СН 78—73.
Крановый рельсовый путь (рис. 6) имеет нижнее и верхнее строения.
В скальных грунтах площадку можно делать горизонтальной. При ширине колеи более 4 м устраивают два водоотвода. Размеры криволинейного и прямолинейных участков земляного полотна должны быть одинаковыми.
При выполнении полотна из насыпного грунта запрещается применять водонепроницаемый грунт или грунт с примесью строительного мусора, льда, снега либо дерна, укладывать мерзлый грунт, выполнять работы при сильном снегопаде.
Рис. 6. Крановый путь:
а — при ширине колеи А меньшей или равной 4 м, б — при укладке пути возле откоса котлована, в — при укладке пути с боковым ограждением балластной призмы, г — при ширине колеи большей 4м; 1— земляное полотно, 2 — балластная призма, 3 — шпала, 4 — рельс, 5 — стяжка, 6 — водоотвод, 7 — ограждение балластной призмы
Земляное полотно укладывают слоями толщиной не более 200—300 мм с обязательным уплотнением каждого слоя. Уплотняют грунт до 1,5—1,66 т/м3 для четырехколесных кранов и 1,6—1,7 т/м3 для восьмиколесных. При этом меньшее значение принимается при устройстве полотна из глины, большее — из супеси. Боковые стенки водоотводов устраивают так, чтобы исключить возможность их обрушения или обсыпания.
Верхнее строение состоит из балластного слоя в виде призмы 2, опорных элементов — шпал 3, рельсов 4, рельсовых скреплений и тупиковых упоров. Размеры верхнего строения пути приведены в табл. 3. Для обеспечения постоянной ширины колеи параллельные.
Балластную призму отсыпают на подготовленную площадку. Откосы боковых сторон призмы должны составлять 1 : 1,5—1 : 2 из песка или шлака и 1:1 — из щебня и гравия. При колее более 4 м устраивают раздельные призмы. При устройстве кранового пути у края котлована боковые откосы котлована делают 1 : 1,5 для песчаных и супесчаных грунтов и 1 : 1 для глинистых грунтов. Балластную призму равномерно уплотняют по всей площади.
Рельсы обычно применяют длиной 12,5 м. Допускается применение старогодных (т.е. уже бывших в эксплуатации) рельсов. В качестве опорных элементов под рельсы используют шпалы 1-го и 2-го сортов по ГОСТ 78—65.
Рельсы укладывают на шпалах на плоские металлические подкладки и крепят шурупами или костылями (рис. 7, а, б). В первом случае используют прижимы. Во избежание угона (сдвига) одного рельса в продольном направлении по отношению к другим при движении крана рельсы скрепляют между собой накладками с двух сторон стандартными железнодорожными 4 либо специальными 6. Накладки соединяют с рельсами на болтах, которые проходят через отверстия в стенках и накладках. При использовании откидных или полуавтоматических раздвижных захватов ЦНИИОМПТ применяют железнодорожные наклддки, располагаемые над шпалами, а клещевых захватов, постоянно подведенных под головку рельса — накладки, размещаемые на дополнительной шпале, заглубленной в балластный слой. В захватах конструкции ЦНИИОМТП губки захватов подведены под головку рельса, а при проходе накладок (в процессе движения крана) губки, наезжая скосами на накладки, поворачиваются относительно шарнира (рис. 7, в, положение Я).
Величина откоса характеризуется отношением высоты боковой стороны призмы к ее горизонтальной проекции.
Рис. 7. Элементы верхнего строения кранового пути:
а — крепление рельса шурупами, б — костылями, в — железнодорожными накладками с полуавтоматическими клещевыми захватами, г — накладками ВНИИстройдормаш, д — лоток для кабеля; 1 — шуруп, 2 — прижим, 3 — костыль, 4 — железнодорожная накладка, 5 — полуавтоматический захват, б — накладка конструкции ВНИИстройдормаш, 7 — клещевой захват конструкции ВНИИстройдормаш (1 — положение губки захвата при движении крана вдоль рельсов.вне накладок, 11 — при прохождении накладки)
Рис. 8. Тупиковый упор:
1 – амортизатор, 2 – ролик, 3 – болт 4 клин, 5 — захват
Рис. 9. Инвентарные крановые пути:
а – на железобетонных балках, б — из деревометаллических секций, в — на деревянных полушпалах; ( — железобетонная балка, 2 — стяжка, 3 — рельс
Для стоянки крана в нерабочем состоянии предусматривается стояночное звено с уклонами, не превышающими 0,003.
Для обеспечения безопасности работы крана на расстоянии не менее 1,5 м от концов рельсов устанавливают инвентарные тупиковые упоры (рис. 8). Путь передвижения крана перед упорами ограничивают линейками для концевых выключателей механизма передвижения. Место установки линеек выбирают таким образом, чтобы в момент отключения двигателя механизма передвижения при наезде на линейку расстояние от крана до тупиков было не менее 1,5 м. Длину выключающей линейки следует выбирать в зависимости от пути торможения крана. Если в паспорте крана отсутствует указание о пути торможения, эту длину принимают равной 1,2 м.
Во избежание быстрого износа кабеля, питающего электроэнергией кран, вдоль пути планируют грунт или устанавливают деревянный лоток (см. рис. 7, д).
Складирование строительных материалов, размещение временных сооружений и оборудования на путях, проезд через пути автотранспорта и других машин не допускается.
Облегчение и ускорение укладки крановых путей достигается при использовании инвентарных готовых звеньев.
Пути на железобетонных балках (рис. 9, а) изготовляют звеньями длиной 6250 мм под нагрузку до 28 тс на колесо. Рельсы закрепляют на продольных железобетонных балках с помощью прижимов. Масса звена с рельсами Р50—3,4 т.
Пути издеревометал ли ческих секций (рис, 9, б) также выполняются из звеньев 6250 мм. Для создания большой жесткости и облегчения перебазировки концы шпал связывают швеллерами или уголками. Масса звена с рельсами Р43 — 1 т. При давлении на колесо от 25 до 28 тс устанавливают рельсы Р50.
Пути на деревянных полушпалах (рис. 9, в) изготовляют длиной 12500 мм с рельсами Р43 и Р50. Масса звена с рельсами Р43 — 1,7 т.
Для облегчения разборки пути зимой нижние и (юковые поверхности опорных элементов (шпал или опорных балок) смазывают консистентными смазками либо укладывают под опорные элементы изолирующие прокладки из рубероида, толя и других материалов, пропитанных битумом или маслом.
За состоянием крановых путей ведут постоянное наблюдение, так как плохое состояние кранового пути может привести к аварии.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Крановые пути"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы