Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Устройство мотоциклов

Публикация:
   Кривошипно-шатунный механизм мотоцикла

Читать далее:




Кривошипно-шатунный механизм мотоцикла

Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейное возвратно-поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.

Кривошипно-шатунный механизм состоит из цилиндра, поршня с кольцами, поршневого пальца, шатуна, коленчатого вала и картера.

Цилиндр является одной из основных частей двигателя, внутри которого происходят все процессы рабочего цикла. Кроме того, он служит для направления движения поршня.

К прочности, жесткости и износоустойчивости цилиндров предъявляются повышенные требования, поскольку в них в процессе работы развиваются высокие давление и температура, а также возникают большие силы трения на соприкасающихся поверхностях поршней и цилиндров.

Материал, из которого изготовляется цилиндр, а также форма и число ребер охлаждения должны обеспечить интенсивный отвод тепла, чтобы исключить перегрев двигателя, приводящий к ненормальной работе и потере мощности.

Долгое время цилиндры отливали целиком из специального чугуна. Но на современном уровне он не может удовлетворить конструкторов, так как слишком утяжеляет двигатель и не обеспечивает охлаждения при возросших мощностях.

Поэтому сейчас практически везде цилиндры делают «слоеными»: гильза отливается из высокопрочного износостойкого чугуна, а рубашка — из алюминия. Так сделаны цилиндры двигателей на мотоциклах «Иж», «Восход», «Ява» и многих других.

Как уже отмечалось выше, на конструкции цилиндров решающим образом сказывается характер рабочего процесса. В четырехтактных двигателях цилиндры предельно простые, гладкие. (Вспомните: газораспределением «заведует» специальный механизм.) На двухтактных — напротив. Головка очень простая, а цилиндр, который является и одним из элементов газораспределения, имеет сложную конструкцию с системой окон и каналов.

Внутренняя поверхность цилиндра, по которой скользит поршень (зеркало), шлифуется до высокой степени чистоты.

Существуют две основные системы газораспределения четырех-актных двигателей: нижне- и верхнеклапанная. При первой распределительный вал с кулачками находится в блоке (картере) двигателя и непосредственно на профили кулачков опираются длинные толкатели клапанов. На современных быстроходных двигателях эта конструкция не применяется, поскольку клапаны имеют знaчитeльнyю массу, инерцию и не обеспечивают четкой работы двигателя. Широкое распространение получило верхнеклапанное газораспределение, при котором клапаны с короткими стержнями находятся в головке, где размещены и управляющие ими кулачки.

Рис. 1. Кривошипно-шатунный механизм:
1 — головка цилиндра; 2 — поршневое кольцо; 3 — цилиндр; 4 — поршневой палец; 5 — поршень; 6 — шатун; 7 — подшипник; 8 — картер; 9 — коленчатый вал

Рис. 2. Цилиндр двухтактного двигателя:
1 — впускной канал; 2 — выпускной патрубок; 3 — перепускной (продувочный) канал (справа показана схема продувки)

Рис. 3. Цилиндр, прокладка и головка цилиндра четырехтактного двигателя с нижними клапанами:
1 — клапанная коробка цилиндра; 2 — цилиндр; 3 — седло клапана; 4 — прокладка; 5 — головка цилиндра; 6 — рабочая поверхность цилиндра (зеркало)

Головка цилиндра. Внутренняя полость ее образует камеру сгорания, в которой имеется отверстие для свечи зажигания. Головка отливается из алюминиевого сплава и имеет развитое оребрение для отвода тепла. По форме бывает сферическая и Г-образная.

Для герметизации стыка между головкой и цилиндром прежде, на всех мотоциклах устанавливались прокладки. Сейчас они ставятся лишь на четырехтактных двигателях. На двухтактных, где головка очень простая и потому достаточно жесткая, уплотнение достигается хорошей обработкой поверхностей соприкосновения.

Поршень воспринимает нагрузки от давления газов и передает их через палец шатуну во время рабочего хода, а в двухтактном двигателе также выполняет функции клапанов при вспомогательных тактах (впуск, сжатие, выпуск).

Поршень состоит из головки и юбки. Верхняя плоскость головки (днище) ограничивает рабочую полость цилиндра и непосредственно воспринимает давление газов. В головке поршня имеются канавки для поршневых колец.

Поршневые компрессионные кольца уплотняют зазор между поршнем и цилиндром. Они изготавливаются из специального чугуна и для упругости имеют разрез (замок) с зазором 0,2—0,5 мм.

Рис. 4. Виды камер сгорания:
а — сферическая; б — Г-образная

Рис. 5. Поршень и поршневые кольца:
а — поршень с выпуклым днищем; б — с плоским; в — поршневые кольца; г — типы замков; 1 — поршневые кольца; 2 — днище; 3 — головка? 4 — поршневой палец; 5 — стопорное кольцо; 6 — юбка; 7 — бобышка; 8 — шатун; 9 — компрессионное кольцо; 10 — маслосъемное кольцо

У четырехтактных двигателей ставят еще маслосъемные кольца для снятия излишка масла со стенок цилиндра. При установке на поршень компрессионные кольца четырехтактного двигателя должны быть повернуты замками в разные стороны для уменьшения пропуска газов.

В двухтактном двигателе кольцо фиксируется на поршне в строго определенном положении специальным штифтом, который не дает возможности повернуться кольцу, предохраняя его таким образом от неизбежного западания в одно из окон и от дальнейшей поломки. Юбка, соприкасаясь со стенками цилиндра, направляет движение поршня. В средней части поршня имеются приливы-бобышки — для установки поршневого пальца, шарнирно соединяющего поршень с верхней головкой шатуна. Осевому перемещению пальца препятствует стопорное кольцо.

Шатун служит для передачи усилия от поршня кривошипу. Чаще всего это стальной стержень двутаврового или эллиптического сечения. Малая головка шатуна соединяется с поршневым пальцем (чаще всего через бронзовую втулку, но иногда и через игольчатый подшипник), а большая — с кривошипным пальцем коленчатого вала (чаще всего с помощью роликового подшипника, но иногда и подшипника скольжения).

Рис. 9. Шатуны:
а — с неразъемной нижней головкой; б — с разъемной нижней головкой; 1 —верхняя головка; 2 — бронзовая втулка; 3 — стержень; 4 — нижняя головка; 5 — сепаратор

Рис. 10. Коленчатые валы мотоциклов:
а — «Урал», К-750; б — «Днепр»; 1—коренная шейка; 2 — задняя щека; 3 — средняя щека; 4 — шатун; 5 — ведущая шестерня распределения; 6 — маслоуловитель; 7 — передняя щека; 8—роликовый подшипник; 9 — шатунная шейка (палец кривошипа); 10 — разъемный шатун; 11 — вкладыш

Коленчатый вал воспринимает усилия от поршня через шатун, преобразует их в крутящий момент и передает на трансмиссию. Эти усилия передаются с помощью кривошипа, который состоит из кривошипного пальца (шатунной шейки, охватываемой головкой шатуна), двух щек с противовесами и двух коренных пальцев или шеек, на которых кривошип вращается в подшипниках. У двухтактных двигателей шатунная шейка или щеки с двух сторон ее образуют своего рода маховик, который обеспечивает равномерное вращение коленчатого вала, облегчает пуск двигателя и трогание с места за счет накопленной при вращении кинетической энергии.

Коленчатый вал двухцилиндрового двигателя Кж-ЮЗ состоит из двух валов, соединенных выносным маховиком. Коленчатый вал четырехтактных двухцилиндровых двигателей имеет два колена, расположенных в одной плоскости под углом 180°, и состоит из двух Цапф с коренными шейками. Коленчатый вал установлен на подшипниках в картере двигателя.

Маховик обеспечивает равномерное вращение коленчатого вала, облегчает раскручивание его, помогает преодолевать сопротивление сжатию в цилиндре во время пуска двигателя.

В двухтактных двигателях маховик—составная часть коленчатого вала, в четырехтактных отечественных — это чугунный Диск, в котором размещается сцепление.

Картер — основание, на котором крепят все основные детали двигателя. Картер изготовляют из алюминиевого сплава. Пространство картера, в котором вращаются щеки коленчатого вала и шатун, называется кривошипной камерой.

Кривошипная камера четырехтактного двигателя сообщается с атмосферой, о чем подробно будет сказано ниже.

В двухтактном же двигателе, как уже отмечалось, кривошипная камера герметична, поскольку является своего рода насосом, где происходит предварительное сжатие свежей смеси и откуда она затем перепускается в надпоршневое пространство.

Двухтактные двигатели имеют общий картер с коробкой передач и сцеплением. Как правило, картер состоит из двух половин с разъемом в продольной вертикальной плоскости.

Рис. 11. Картер двухтактного двигателя:
1 — отсек коробки передач; 2 — отсек кривошипной камеры; 3 — продувочные каналы картера; 4 — правая половина картера

У четырехтактного двигателя в передней части картера находится йоробка распределительных шестерен: в верхней части — расположен распределительный (кулачковый) вал, закрепленный подшипниками. Снизу картер закрыт штампованной крышкой — поддоном. Между картером и поддоном установлена прокладка.

Во время работы двигателя часть рабочей смеси и отработавших газов прорывается в картер через зазоры и неплотности поршневых колец. Кроме того, при движении поршня к нижней мертвой точке объем картера уменьшается, находящиеся в полости картера газы сжимаются и под их давлением масло может выжиматься наружу через соединения картера с крышками и сальники. Чтобы этого избежать, применена принудительная вентиляция картера. Для соединения внутренней полости его с атмосферой при движении поршня вниз и изоляции ее от атмосферы при движении поршня вверх предназначен сапун, который устанавливается в центральном отверстии крышки распределительной коробки. При избыточном давлении пружинка клапана сапуна сжимается и сапун пропускает газы в атмосферу.

В кривошипно-шатунном механизме могут возникать неисправности из-за образования нагара и износа деталей механизма. В таких случаях появляются посторонние шумы и стуки. Может произойти заедание поршня из-за перегрева двигателя, падение мощности двигателя из-за износа поршней, поршневых колец, пальцев.

Кривошипно-шатунный механизм нуждается в постоянном техническом обслуживании. При ежедневном осмотре необходимо очищать картер цилиндра и головки от грязи и пыли, поскольку они ухудшают охлаждение двигателя. Периодически необходимо подтягивать гайки крепления головки, крышек картера, следить за отсутствием подтеканий и подсосов воздуха в соединениях. Периодически по графику очищать камеру сгорания от нагара.

При износе колец и поршней номинальных размеров их заменяют на ремонтные. Цилиндр при большом износе растачивается и шлифуется под поршень ремонтного размера.

Может произойти также закоксовывание поршневых колец в канавках поршня вследствие отложения нагара и смолистых веществ, содержащихся в топливе. Удаляют нагар обломком старого кольца либо острым шабером. Нагар предварительно размягчается смесью керосина и денатурированного спирта или бензином.

При эксплуатации четырехтактных двигателей необходимо следить за состоянием сапуна. В выходящих через сапун из картера газах имеются пары воды. Поэтому при эксплуатации в зимнее время в резиновой трубке, соединяющей сапун с воздушным фильтром, может образоваться ледяная пробка. Она будет препятствовать выходу газов из картера и вызывать течь масла через уплотнительные сальники. Зимой эту трубку лучше снимать.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Устройство мотоциклов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Кривошипно-шатунный механизм мотоцикла"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства