Рабочие органы лапчатых (вилочных) грузозахватных устройств располагают непосредственно под грузом или они проходят в монтажные петли, отверстия груза или поддона, на котором лежит груз.
По способу подведения лап (вил) под груз или его элементы различают грузозахватные устройства с неповоротными, горизонтально- и вертикально-поворотными лампами. Применяют грузозахватные устройства, в которых лапы выполнены в виде коромысла поворотными как вокруг вертикальной, так и горизонтальной оси. Лапчатые поддерживающие грузозахватные устройства в зависимости от назначения могут иметь различное конструктивное исполнение, они приспособлены для подхвата грузов, лежащих на подкладках, в зазор между которыми заводят лапы настолько, чтобы центр тяжести груза находился на одной вертикали с точкой подвеса и предотвращалось самопроизвольное спадение груза с лап. Кроме того, их можно использовать для подхвата грузов, имеющих полости. В первом случае грузозахватные устройства выполняют сдвоенными или с большим числом лап при работе с длинномерными грузами, при этом лапы укрепляют на траверсе. Целесообразно точку подвеса лап размещать так, чтобы ненагруженная лапа имела наклон вперед к свободному концу для удобства заведения ее в паз груза или между подкладками и выведения из них, а нагруженная имела наклон назад в сторону спинки для обеспечения устойчивости положения груза на лапе.
Для обеспечения горизонтального положения лап при заводке порожнего и подъема груженого грузозахватного Устройства необходимо перемещать точку подвеса так, чтобы она оставалась всегда под центром тяжести грузозахватного устройства. Для уравновешивания грузозахватного устройства применяют различные приспособления.
Дистанционное управление подхватами и поддерживающими рабочими органами осуществляется как электромеханическими устройствами, так и при помощи гидравлических или пневматических устройств.
Управление крановым лапчатым грузозахватным устройством упрощается при наличии на кране двух механизмов подъема. В этом случае лапы прикрепляют шарнирно к траверсе, подвешиваемой на крюк основного механизма подъема, а их стенки соединяют второй легкой траверсой, которая управляется вторым, с меньшей грузоподъемностью, механизмом подъема.
Крановые грузозахватные устройства с поворотными лапами (вилами) в вертикальной плоскости предназначены в основном для перегрузки укрупненных пакетов тарно-штучных грузов на поддонах или пакетов длинномерных грузов, а также отдельных единиц груза. Широко распространены вилочные консольные грузозахватные устройства С-образной формы.
Помимо необходимости самоуравновешивания важно обеспечить точность наводки грузозахватного устройства под транспортируемый груз. На рис. 2 приведены основные типы вилочных поворотных грузозахватных устройств для штучных грузов, размещенных на поддонах. Крановое грузозахватное устройство с управляемым наклоном вил для перегрузки пакетов штучных грузов на плоских поддонах состоит из траверсы, соединенной с вилами тягами так, что вилы, тяги и траверса образуют шарнирные параллелограммы. На концах тяг установлены противовесы каждой вилы. В подвешенном состоянии порожнего грузозахватного устройства подхваты вил расположены горизонтально. Ограничение хода вил вниз осуществляется ломаной тягой. К траверсе шарнирно прикреплены серьги, верхние концы которых соединены с крюком крана. На опорах траверсы установлен вал, один конец которого жестко соединен с серьгой, а другой шарнирно с рычагом. Последний тягой связан с угловым рычагом, установленным на вилах. Второй конец углового рычага соединен стержнем с рукояткой управления, установленной на лапе.
Грузозахватное устройство работает следующим образом. Когда оно без груза висит на крюке, вилы противовесами удерживаются в верхнем положении. Если к рукоятке управления усилие не приложено, серьга расположена вертикально, а подхваты вил — горизонтально. Краном опускают грузозахватное устройство так, чтобы вилы установились несколько выше пазов поддона, одновременно поворотом рукоятки управления отклоняют серьгу от вертикального положения в нужную сторону на угол а. При этом вилы отклоняются от горизонтали на угол р. Отклоняя вилы на угол, равный углу наклона поддона относительно своей продольной оси, вилы вводят в пазы, после чего освобождают рукоять управления. При подъеме груженого захвата серьга вновь устанавливается вертикально, а подхваты — горизонтально.
Конструкция кранового вилочного грузозахватного устройства (рис. 46, а) позволяет обеспечить уплотненную укладку пакетов в складах. Устройство состоит из двух вил, жестко закрепленных на соединенных между собой двух вертикальных балках. К горизонтальной балке шарнирно прикреплен канат и тяга. На серьге шарнирно закреплен балансир с противовесом. Для удобства наведения грузозахватного устройства на груз между вертикальными балками имеется рукоятка. В загруженном состоянии грузо-захватное устройство висит на канате с серьгой, а противовес находится в крайнем верхнем положении. В порожнем состоянии оно висит на тяге, а канат ослаблен. Порожнее грузозахватное устройство уравновешено противовесом и может быть перемещено по вертикали на 400 мм усилием рук.
Грузозахватное устройство (рис. 3, б) состоит из рамы, которая образована двумя парами полос, связанных трусами, а также листом, образующим упорную стенку для груза. Между полосами каждой пары уложены прокладки. Снизу к раме приварены вилы. Рама связана тягами с другой рамой, сваренной анологично первой из полос, разделенных прокладками и попарно связанных трубой и полосой. В совокупности обе рамы с тягами образуют шарнир с противовесом на конце.
Масса контргруза и размеры шарнирного четырехзвен-ника подобраны так, что в порожнем и груженом состояниях рама остается в вертикальном положении. В обоих случаях общий центр тяжести вил с грузом оказывается на линии, проходящей через крюк. Манипулирование грузозахватными устройствами в вертикальной плоскости путем простого его смещения вверх и вниз позволяет завести его под груз, находящийся в штабеле или в ячейке стеллажа. Для предотвращения смещения и расстроповки слоев перегружаемого пакета разработаны лапчатые грузозахватные устройства с прижимным устройством.
Грузозахватное устройство, приведенное на рис. 4, а, используют для транспортирования и складирования горячих болванок, в частности для перевозки блюмов. Оно состоит из подвески, двух щек, передней и задней пластин и двух лап. Грузозахватное устройство работает следующим образом. Краном его подвозят к холодильнику (оборудованию прокатных цехов, на котором охлаждается металл после прокатки) с блюмами, при этом ось подвески находится в положении А, обеспечивающем равновесие грузозахватного устройства без груза (внутренняя поверхность-лап параллельна полу).
Введя лапы в проемы между стойками холодильника, поднимают ими пачку блюмов. Одновременно с этим при опускании грузозахватного устройства ось подвески краном переводят в положение Б, обеспечивающее равновесие грузозахватного устройства с грузом. Затем краном поднимают груз и подводят его к штабелю. Грузозахватное устройство опускают на верхний ряд блюмов и ось подвески с помощью крана заводят в положение В, обеспечивающее наклон грузозахватного устройства за счет смещения его центра тяжести от положения равновесия. Блюмы начинают скатываться по наклонной плоскости на штабель, а кран по мере разгрузки постепенно отъезжает назад. Закончив разгрузку, кран с грузозахватным устройством подводят к холодильнику и опускают на пол для перемещения оси подвески в положение А, а затем в положение Б. Далее процесс повторяется. При помощи грузозахватного устройства можно перевозить одновременно 4—6 блюмов длиной 3—5,5 м, сечением 320X320—360X360 мм и массой до 13 т.
Траверса с грузозахватным механизмом для транспортирования и погрузки пакетов проката массой до 8 т, длиной 5—7 м показана на рис. 47, б. К траверсе скобой шарнирно прикреплены две серьги, соединенные между собой поперечиной. Каждая серьга имеет прорезь Д с концевыми отверстиями Г и Е, в которой перемещается палец скобы. К серьгам с помощью тяг шарнирно подвешены С-образ-ные лапы. Траверсу навешивают на крюк крана. Для захвата связки металла устройство опускают до упора лап. В это время палец скобы размещен в гнезде Е, которое располагается выше гнезда Г, а лапы в связи с этим опрокинуты. При дальнейшем опускании траверсы палец, опускаясь по прорези Д, переходит из положения Е в положение Г. Затем траверса поднимается, серьги разворачиваются. Лапы в это время заходят под связку металла и подхватывают его. Груз поднимают и транспортируют. Разгрузку осуществляют в обратном порядке.
Грузозахватные устройства для сортового проката (рис. 4,в) можно использовать для транспортирования сортового металла в пакетах прямоугольной и круглой формы. Оно состоит из траверсы, грузовых лап, фиксирующих скоб (на рисунке не показаны), сталкивающих рычагов с гидротолкателями. Для захвата груза под пакет подводят грузовые скобы и для предотвращения скатывания груза поворачивают фиксирующие скобы на угол 5°. При разгрузке пакета фиксирующие скобы опускают и рычаги сталкивают пакет с грузовых скоб. При помощи грузозахватного устройства можно транспортировать пакеты массой до 10 т, длиной более 4 м.
Грузозахватные устройства с вертикально-поворотными лапами используют обычно для оперирования с пакетированными грузами, уложенными на подставки. Широко применяют для перемещения пакетов металла и других грузов грузозахватные устройства с автоматическим поворотом лап коническими передачами при подъеме.
Автоматическое грузозахватное устройство портального типа ЗП-2 для пакетированных материалов (рис. 5, а) в качестве рабочего органа имеет четыре вертикально-поворотных вилочных подхвата. Устройство состоит из рамы, траверсы, к которой прикреплен ползун, механизма фиксации со стойкой и четырех тяг, шарнирно соединенных с четырьмя рычагами горизонтальных валов. На последних закреплены конические зубчатые шестерни, входящие в зацепление с шестернями, расположенными на верхних концах вертикальных штанг. К ползуну прикреплен упор, а к стойке — звездочка, которые, взаимодействуя между собой, периодически сцепляют траверсу с рамой.
Когда траверса сцеплена с рамой, вилочные подхваты располагаются параллельно оси пакета материалов так, чтобы они не мешали опусканию грузозахватных устройств на пакет. После упора рамы в верх пакета траверса с ползуном опускается до тех пор, пока упор ползуна не повернет звездочку. При подъеме грузозахватного устройства звездочка занимает положение, при котором ползун и стойка расцепляются. Траверса поднимается, увлекая за собой тяги и связанные с ними рычаги. Последние через коническую передачу поворачивают вертикальные валы на 90°, и подхваты оказываются под пакетом. При опускании пакета на подкладки траверса с ползуном приближается к раме до тех пор, пока упор ползуна не коснется звездочки. Затем тяги, опускаясь, поворачивают рычаги и связанные с ними через зубчатую передачу вертикальные валы с подхватами в исходное положение. Теперь при подъеме звездочка поворачивается так, что ползун сцепляется со стойкой, и грузозахватное устройство освобождается от груза. Применяется аналогичное же устройство ЗВ-З, снабженное механизмом для прижима груза.
Другое исполнение имеет грузозахватное устройство в виде подвешиваемой на кране квадратной или прямоугольной траверсы, в углах которой размещены поворотные лапы с хвостовыми концами, выполненными в виде цапф, вращающихся в подшипниках, укрепленных в траверсе. Привод лап групповой от одного электродвигателя, чтобы обеспечить синхронность их вращения. Для поворота лап можно применять также гидравлические или пневматические толкатели. Благодаря малому углу поворота целесообразно использовать поворотно-лопастные гидротолкатели.
Насос с приводом от электродвигателя и все гидрооборудование обычно размещают на траверсе, чтобы траверса была связана с кабиной крановщика только электропроводами. При крайних положениях лап (закрытом, открытом) в кабине крановщика должен зажигаться световой сигнал. Не нагруженные лапы должны вращаться свободно, что предопределяет небольшую мощность двигателя.
Одной из разновидностей грузозахватного устройства с вертикально-поворотными лапами, обеспечивающими захват и транспортирование пакетов штучных грузов различной высоты, является устройство с ручным приводом поворота лап. Оно состоит из прямоугольной рамы со скобой для навешивания на подъемный механизм и полых стоек с поворотными захватными органами. Последние вмонтированы в стойки с возможностью поворота относительно вертикальных осей телескопических штанг, снабженных в нижних частях подхватными лапами. Верхние части штанг связаны между собой общим цепным приводом. На стойках закреплены под углом 90° друг относительно друга ограничители поворота валов.
Привод состоит из установленных на каждой штанге звездочек, охваченных перекрестно цепью. Последняя перемещается рукояткой, закрепленной на одной из штанг.
Грузозахватное устройство с вертикально-поворотными лапами для транспортирования тяжелых труб большого диаметра выполнено в виде навешиваемой на крюк крана траверсы, оборудованной горизонтальными опорами, которыми грузозахватное устройство опирается на трубу. На торцах траверсы размещаются подвижные в направляющих ползуны, в которых вращаются вертикальные поворотные стойки с лапами. Ползун перемещается штоком гидротолкателя, а стойка вращается при помощи кривошипа гидротолкателем. Перемещение ползуна обеспечивает возможность оперирования с трубами, различными по длине. Насосная установка, включая золотники с электромагнитным приводом, размещается в центре траверсы и связана с кабиной крана только электропроводами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Лапчатые поддерживающие грузозахватные устройства"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы