Канатное управление состоит из системы блоков, полиспастов одно- или двухбарабанной лебедки. Достоинством такой системы является простота конструкции, недостатками — громоздкость, низкий КПД, а также невозможность принудительного заглубления рабочих органов. Числом управляемых частей рабочего органа определяется число канатов и барабанов на лебедке.
Применяемые в канатных системах управления лебедки можно классифицировать по следующим признакам: – по расположению лебедки на базовой машине — переднее или заднее; – по числу барабанов — одно-, двухбарабанные; – по расположению оси барабанов; – по отношению к продольной оси базовой машины — параллельное (продольное) и перпендикулярное (поперечное) расположение; – по системе включения — ручное, пневматическое, гидравлическое, электрическое.
Однобарабанные лебедки применяют в канатных системах бульдозеров, корчевателей, кусторезов и других машин, двух-барабанные — в канатных системах управления главным образом скреперов.
Лебедка ДЗ-21А устанавливается на бульдозерах ДЗ-53 (Д-686), ДЗ-95 (Д-257Б), ДЗ-24А (Д-251А). Барабан получает вращение через ряд зубчатых передач и фрикционов. Управление коническим фрикционом и тормозной лентой барабана осуществляется с помощью рычага управления, находящегося в кабине трактора.
В поперечно-вальной лебедке ДЗ-10А валы расположены поперечно относительно плоскости движения базовой машины и приводят во вращение барабаны. От вала отбора мощности трактора через соединительный вал приводится во вращение вал-шестерня, которая через шестерню передает вращение валу. Фрикционные муфты смонтированы по бокам корпуса и состоят из ведущего и ведомого дисков. Муфты включаются осевым перемещением дисков и приводят во вращение шестерни. Диски перемещаются бугелями, смонтированными на ступицах дисков. При выключении муфты барабаны стопорятся тормозными лентами. Рычаги управления лебедки размещены в кабине трактора.
—-
Ручные лебедки предназначены для подъема и опускания груза, а также для перемещения его по горизонтальной и наклонной плоскостям на строительных площадках при монтажных и погрузочно-разгрузочных работах. Лебедки ТЛ-2 (Т-68Б) грузоподъемностью 1,25 т, TЛ-3 (Т-69В) грузоподъемностью 3,2 т, ТЛ-5 (Т-102Б) грузо-подъемностью 5 т и ТЛ-4 (Т-78Б) грузоподъемностью 8 т по конструкции аналогичны и отличаются одна от другой лишь технической характеристикой.
Двухскоростные ручные лебедки (рис. 11.1) состоят из станины, барабана, системы зубчатых передач, грузоупорного тормоза и приводных рукояток. Боковины лебедок соединены между собой тремя стяжными болтами.
Рис. 11.1. Ручная лебедка TJ1?5 (Т-102Б) грузоподъемностью 5 т
Рабочий механизм состоит из двух параллельных валов и оси барабана Валы передач вращаются в подшип. никах скольжения, закрепленных в боковинах лебедки. Барабан вращают вручную через систему зубчатых колес. Канат для перемещения груза крепится к ушку барабана.
Дисковый грузоупорный тормоз состоит из храпового механизма и блока шестерен. Тормоз обеспечивает остановку барабана при прекращении вращения рукояток.
Для работы на первой скорости зубчатое колесо промежуточного вала надо ввести в зацепление с блоком шестерен и закрепить стопорный винт. Для работы на второй скорости следует ввести кулачки зубчатого колеса промежуточного вала в отверстие между спицами зубчатого колеса и закрепить стопорный винт.
Электрические лебедки ТЛ-14 (Т-66Е) с тяговым усилием 0,32 тс, ТЛ-1 (Т-66Д) и ТЛ-10 (С-929) с тяговым усилием 0,5 тс, ТЛ-9 (Т-224В) с тяговым усилием 1,25 тс предназначены для подъемно-транспортных работ, монтажа строительного и технологического оборудования и комплектации строительных и подъемных устройств. Фрикционная лебедка ТЛ-6 (Т-136) с тяговым усилием 1,25 тс предназначена для сваебойных работ и комплектации копровых установок, лебедка ТЛ-7 (Т-145Г) с тяговым усилием 5 тс применяется для подъемно-транспортных работ при монтаже металлоконструкций и оборудования, а маневровая лебедка ТЛ-8 (Т-139Б) с тяговым усилием 5/0,5 тс предназначена для передвижения железнодорожных платформ на прирельсовых складах.
Лебедка TJI-14 (Т-66Е) с тяговым усилием 0,32 тс (рис. 11.2) состоит из следующих основных узлов: рамы, барабана, редуктора, электродвигателя, колодочного тормоза, выносной опоры и электропусковой аппаратуры. Рама лебедки — сварной конструкции.
Рис. 11.2. Приводная лебедка TЛ-14 (Т-66Е) с тяговым усилием 0,32 тс
Вращение от электродвигателя к редуктору передается через упругую муфту. Ведомый шкив полумуфты охватывает колодки гидравлического тормоза, шарнирно закрепленные на рычагах. При затормаживании под действием сжатой пружины рычаги поворачиваются на пальцах и прижимают колодки к поверхности тормозного шкива. При этом электрогидро-толкатель не работает, шток его находится в нижнем положении. При включении толкателя поршень выдвигает шток вверх, и рычаги, освободившись от действия пружины, расходятся, растормаживая шкив.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Лебедки, применяемые в дорожностроительных машинах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы