Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Основы бурения

Публикация:
   Ликвидация аварий на сважинах

Читать далее:




Ликвидация аварий на сважинах

Аварией при бурении называется непредвиденное прекращение углубления скважины, вызванное нарушением нормального состояния скважины или находящегося в ней бурового инструмента.

Для вращательного бурения наиболее характерны аварии: с бурильными трубами:
1) обрыв и развертывание их при бурении;
2) падение части колонны в скважину при спуско-подъемных операциях;
с колонковым снарядом:
1) развинчивание и оставление в скважине;
2) прихваты и затяжки при извлечении из скважины;
с породоразрушающими инструментами:
1) оставлений в скважине;
2) разрушение алмазосодержащей матрицы;
3) прижог коронки;
с обсадными трубами:
1) развинчивание в процессе бурения нижней части колонны;
2) падение части колонны в скважину при ее спуске;
3) обрыв колонны при извлечении из скважины (редко при спуске);
4) протертость труб в результате трения о них бурильной колонны;
связанные с падением в скважину мелких инструментов или посторонних предметов.

Во избежание аварий с бурильными трубами необходимо:

1) во время каждого подъема систематически осматривать бурильную колонну и своевременно выбраковывать ее части, имеющие дефекты или чрезмерный износ;
2) учитывать продолжительность работы труб, не включать в колонну трубы различного качества;
3) применять бурильные трубы, диаметр которых наиболее близок диаметру скважины, использовать резиновые кольца-протекторы, что позволяет уменьшить изгибающие колонну напряжения;
4) правильно отрабатывать бурильные трубы в процессе бурения, чтобы износ был равномерным по всей длине колонны;
5) следить за состоянием резьбовых соединений, трубы свинчивать до отказа, смазывать резьбу графитовой смазкой;
6) для улучшения условий работы нижней части бурильной колонны применять УБТ;
7) принадлежности для спуско-подъемных операций содержать в постоянной исправности.

Для предупреждения прихватов бурового снаряда в скважине шламом, кусками породы или отделившейся от стенок глинистой корки нужно:
1) не оставлять его на забое без подачи промывочной жидкости в скважину;
2) при внезапном прекращении циркуляции промывочной жидкости приподнимать снаряд над забоем на 1,5—3 м;
3) применять промывочную жидкость, качество которой соответствует характеру буримых пород;
4) содержать в чистоте забой скважины.

Кроме обязательной промывки скважины, в конце каждого рейса перед подъемом снаряда нужно периодически производить специальную очистку скважины снарядом, состоящим из короткой колонковой и длинной шламовой труб.

Для предупреждения разрушения алмазсодержащей матрицы коронок необходимо:
1) очищать забой скважины от кусков породы и металлических частиц перед спуском снаряда;
2) соблюдать оптимальные осевые нагрузки на породоразру-шающий инструмент;
3) тщательно осматривать алмазную коронку перед каждым спуском ее в скважину, отбраковывать коронку при наличии в матрице значительных трещин, глубоких размывов, следов начавшегося разрушения матрицы или корпуса;
4) включать в состав снаряда алмазный калибровочный расширитель, а в случае его отсутствия соблюдать очередность работы коронками в соответствии с их диаметрами;
5) принимать меры по предупреждению вибрации снаряда;
6) при бурении по сильнотрещиноватым и разрушенным породам снижать осевую нагрузку на коронку и частоту вращения снаряда.

Для предупреждения прижога коронки, т. е. спекания ее с горной породой на забое, необходимо следить за работой промывочного насоса, контролировать количество закачиваемой в скважину жидкости, а также исключить возможность ее потерь при движении по бурильной колонне. Резьбовые соединения бурильной колонны должны быть герметичными, для чего следует применять уплотнительную смазку. С повышением давления промывочной жидкости нужно снижать осевую нагрузку на коронку. При подклинивании керна необходимо прекратить бурение и поднять снаряд на поверхность.

Чтобы обсадные трубы, установленные в скважине, при бурении не развинчивались, рекомендуется перед их свинчиванием резьбовые соединения смазывать разогретой смолой, которая, застыв, исключает развинчивание труб, а низ колонны тампонировать.

Падение в скважину мелких инструментов и посторонних предметов можно не допускать, закрывая во время бурения устье скважины металлическим диском с отверстием для бурильной трубы, а после извлечения снаряда из скважины — деревянной пробкой.

Для предупреждения обрыва канатов следует:
1) осуществлять за ними надлежащий уход;
2) следить за их правильной укладкой на барабанах лебедок;
3) не допускать их перегрузки.

Аварию в скважине важно своевременно обнаружить, чтобы предупредить ее осложнение. Так, если бурильщик не заметил обрыв бурильных труб и продолжает бурение, верхний конец оборвавшейся колонны может быть сбит в сторону и деформирован. Кроме того, из-за нарушения циркуляции промывочной жидкости в скважине оборванная часть снаряда может оказаться прихваченной оседающими частицами шлама. Ликвидировать такую аварию значительно сложнее, чем простой обрыв бурильной колонны. Поэтому мастер обязан внимательно следить за работой поверхностного оборудования и бурового снаряда в скважине.

Обрыв бурильных труб может быть замечен по следующим признакам:
1) облегчается работа бурового насоса, уменьшается давление на его нагнетательной линии;
2) снижается вес бурильной колонны, легче вращается снаряд в скважине; 3) при бурении с догрузкой происходит внезапный провал снаряда, а при бурении с разгрузкой уменьшается давление масла в гидросистеме;
4) прекращается углубление скважины.

Установив, что в скважине произошел обрыв бурильных труб, бурильщик должен немедленно прекратить бурение и поднять на поверхность верхнюю часть оборвавшейся колонны. Длина поднятых бурильных труб позволяет выявить местонахождение верхнего конца оставленного в скважине снаряда. По нижнему концу поднятой части колонны устанавливается характер обрыва и подбирается ловильный инструмент.

Положение и форма верхнего конца оборванного снаряда могут быть определены по отпечатку на аварийной печати, опускаемой в скважину на бурильных трубах и представляющей собой короночное кольцо, в которое снизу забита деревянная пробка. Торцовая поверхность пробки покрыта воском, парафином или мастикой.

Ловильный инструмент опускают в скважину на бурильных трубах, не доходя 1 —1,5 м до места обрыва, промывают метчик (колокол) и осторожно на 3—4 нитки резьбы соединяют его с верхним концом находящегося в скважине снаряда. Затем, закачивая в скважину промывочную жидкость для удаления осевшего шлама, пытаются приподнять снаряд с помощью гидравлической системы станка. После того как удается стронуть снаряд с места, ввинчивают в него до отказа ловильный инструмент и извлекают из скважины.

Наиболее распространенные при вращательном бурении аварии— прихваты снаряда—в большинстве случаев требуют применения сложных и трудоемких способов ликвидации.

Первоочередные мероприятия в случае прихвата бурового снаряда — его расхаживание с помощью лебедки или гидравлической системы станка и восстановление циркуляции промывочной жидкости, если она оказалась нарушенной.

При нарушении циркуляции промывочной жидкости, как правило, происходит завал снаряда обвалившейся породой, его прихват осевшим шламом или сорванной со стенок скважины глинистой коркой, а также прижог коронки. Давление на нагнетательной линии насоса при этом сильно повышается, вплоть до срабатывания предохранительного клапана.

Отличительные признаки прихвата снаряда — свободная циркуляция промывочной жидкости без повышения давления на буровых насосах из-за прилипания к глинистой корке стенок скважины, а также его затяжка в узкие желоба, образующиеся в местах резких перегибов ствола скважины.

В случае прихвата снаряда осевшим на него сверху шламом или обвалившейся породой необходимо, прежде всего, восстановив циркуляцию, размыть шламовую пробку. Если циркуляция полностью нарушена и восстановить ее не удается, размывают завал сверху. Для этого промывочную жидкость закачивают через бурильные трубы, опущенные рядом с находящейся в скважине бурильной колонной, или через обсадные трубы, надетые на нее. Промывочные трубы по мере размывания шламовой пробки постепенно опускают. После того как шлам будет размыт до переходника колонкового снаряда, последний обычно легко извлекается из скважины.

Аварии, вызванные боковым прихватом колонкового набора, заклиниванием его на керне, а также прижогом коронки, ликвидируют выбиванием снаряда вибратором. Поверхностным вибратором удается выбить снаряд, прихваченный на глубине не более 50 м.

Для ликвидации прихвата на большей глубине необходимо применение скважинного вибратора.

При работе со скважинным вибратором колонну бурильных труб или часть ее удаляют из скважины, а вибратор присоединяют к аварийному снаряду с помощью метчика, колокола или труболовки, устанавливая его на минимально возможном расстоянии от места прихвата.

Если извлечь прихваченный снаряд описанными выше способами не удается, развинчивают и поднимают на поверхность всю бурильную колонну. Для этого применяют левый ловильный инструмент (метчик, граненую пику, колокол), опускаемый в скважину на левой колонне бурильных труб.

Дальнейшее продолжение ликвидации аварии зависит от размеров оставшегося в скважине снаряда и условий, в которых он находится.

Если прихват снаряда произошел на небольшом удалении от места смены диаметра бурения и предыдущий интервал не закреплен обсадными трубами, аварийный колонковый набор обуривают снарядом, диаметр которого равен диаметру предыдущего интервала скважины, заклинивают его и извлекают на поверхность.

Если обуривание невозможно, следует вывинтить или разбурить переходник колонковой трубы и при небольшой длине последней уничтожить ее фрезами. При значительной длине колонковую трубу разрезают труборезом и по частям извлекают из скважины.

В некоторых случаях целесообразно после удаления переходника аварийной колонковой трубы продолжать бурение внутри нее снарядом меньшего диаметра. После разбуривания керна и углубления на 5—10 м ниже коронки прихваченного снаряда в скважину опускают труболовку или метчик, соединяют с аварийной колонковой трубой и извлекают ее на поверхность.

Отвинчивание правого снаряда левым при ликвидации описанных выше аварий — весьма трудоемкая операция. Поэтому при бурении скважин в условиях возможных осложнений в состав снаряда между колонковой трубой и бурильной колонной следует включать отсоединительный переходник.

Работа отсоединительного переходника основана на том, что резьба, соединяющая ниппель с муфтой, благодаря опорным выступам не затягивается в процессе бурения так, как все другие соединения бурильной колонны, и при левом вращении колонны с одновременным ее натяжением развинчивается в первую очередь.

Рис. 1. Отсоединительный переходник

Наиболее распространенная авария с колонной обсадных труб — отвинчивание ее нижней части. При этом низ колонны может осесть и сместиться относительно оси скважины.

Если верх нижней части колонны не поврежден, можно попытаться соединить трубы, совместив их оси с помощью направляющей конусной пробки. Если соединить трубы не удалось, поднимают верхнюю часть колонны на поверхность, а затем, используя труболовку и вибратор, извлекают из скважины остальные трубы. После этого, заменив испорченные трубы исправными, обсадную колонну опускают в скважину. Если нижнюю часть колонны извлечь не удается или невозможно из-за неустойчивости пород, отвинчивают ее верхнюю трубу, затем опускают верхнюю часть колонны, низ которой снабжен деревянной конической пробкой, и свинчивают ее с нижней. При невозможности отвинтить верхнюю трубу нижней части колонны приходится опускать в скважину обсадную колонну следующего, меньшего диаметра.

Ликвидация аварии должна вестись под руководством бурового мастера.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Основы бурения

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Ликвидация аварий на сважинах"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства