Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Управление автомобилем

Публикация:
   Маневр обгона

Читать далее:




Маневр обгона

Обгон — один из самых ответственных маневров ‘(если не самый ответственный). Он требует от водителя очень правильной оценки обстановки и четких, грамотных действий. Ошибки водителей при обгоне довольно часто создают аварийную ситуацию или приводят к дорожно-транспортному происшествию. Статистические данные показывают, что у нас в стране примерно 10% дорожно-транспортных происшествий совершаются при обгоне, а 90% из них — из-за явных ошибок водителей.

Обгон выполняется обычно на высокой скорости, а нередко и с определенным риском. Установлено, что каждый четвертый водитель, совершивший ДТП при обгоне, превышал при этом скорость. Вот почему последствия ДТП при обгоне, как правило, крайне тяжелые, ведь они часто являются результатом либо столкновения, либо опрокидывания.

Рассмотрим схему обгона (рис. 1). Она в принципе такая же, как и схема объезда, только здесь все совершается в динамике. Обгону также предшествует разведывательный выезд из занимаемого ряда на полосу встречного движения. Сам обгон начинается с догона и опережения обгоняемого транспортного средства заканчивается въездом вновь в занимаемый до обгона ряд.

Рис. 1. Схема обгона: 1 — обгоняющий автомобиль; 2 — обгоняе-емый автомобиль

Примем, что для выезда на полосу встречного движения и просмотра дороги перед обгоняемым, как и при объезде, потребуется 5 с. Путь, пройденный автомобилем за это время, составит зону А (назовем ее зоной разведки). Зону догона и опережения обгоняемого транспортного средства обозначим зоной Б. Начало ее определяется из условия, чтобы она была не менее пути, который потребуется обгоняющему для снижения скорости до скорости обгоняемого, если на дороге вдруг будет обнаружен встречный автомобиль или иное препятствие, делающие обгон невозможным. Этот путь, как и при объезде, принимаем равным двум остановочным путям, причем за скорость движения здесь считаем относительную скорость между обгоняющим и обгоняемым, т. е. ту скорость, которую надо погасить, чтобы обеспечить возвращение обгоняющего на правую сторону дороги без наезда на обгоняемого. В этих условиях водитель может, погасив скорость, при необходимости продолжать движение вслед за обгоняемым с его скоростью. В зону Б включается и длина обгоняемого транспортного средства.

Наконец, величину зоны В (зоны возвращения на свою полосу движения после обгона) примем равной расстоянию, которое пройдет обгоняющий, чтобы выдвинуться вперед обгоняемого на 20 м.

Руководствуясь этими исходными данными, определяем величины зон А, Б я В при различных скоростях движения обгоняющего и обгоняемого на сухом асфальтобетонном покрытии при длине обгоняемого транспортного средства 10 м.

Зоной обгона следует считать путь, пройденный обгоняющим автомобилем по полосе встречного движения при догоне и опережении обгоняемого и возвращении на свою полосу, т. е. сумму зон Б и В. Но водителей также интересует и расстояние до обгоняемого транспортного средства, на котором следует перестроиться на полосу встречного движения для просмотра дороги впереди обгоняемого. Из схемы (см. рис. 29) видно, что это расстояние равно сумме зон А и Б (назовем его расстоянием перестроения).

При больших абсолютных скоростях обгоняющего и обгоняемого зона обгона увеличивается и достигает довольно большой величины. Например, при скорости обгоняемого 80 км/ч, а обгоняющего 90 км/ч зона обгона достигает 340 м. При большой относительной скорости между обгоняющим и обгоняемым зона обгона уменьшается. Ну и, конечно, при обгоне транспортных средств большой длины (например, автопоездов) зона обгона увеличивается.

Сближение встречных транспортных средств происходит со скоростью, равной сумме их скоростей. Правилами дорожного движения установлено, что на загородных дорогах предельные скорости движения для грузовых автомобилей составляют 70 км/ч, для легковых — 90 км/ч. При небольшой интенсивности движения и хорошем покрытии дороги автомобили двигаются, как правило, на пределе этих ограничений, и скорость сближения встречных машин бывает очень высока. Если встречный транспорт движется со скоростью обгоняющего автомобиля, то для обеспечения безопасности в момент начала обгона впереди не должно быть встречного транспорта на расстоянии не менее двух зон обгона. Если же скорость встречного транспорта выше скорости обгоняющего, то для безопасного обгона надо более двух зон обгона.

Прежде чем начинать обгон, водитель должен быть твердо уверен, что он необходим. Обгон, не вызываемый необходимостью, а совершаемый просто для утверждения своего превосходства, следует считать лихачеством. Обгон может быть оправданным только тогда, когда дорожные условия, установленный на дороге скоростной режим и интенсивность движения позволяют обгоняющему двигаться после обгона с более высокой скоростью, а идущее впереди с малой скоростью транспортное средство мешает этому. В обгоне нет необходимости, если идущее впереди транспортное средство двигается и без того достаточно быстро, и чтобы его обогнать, необходимо развить предельно допустимую на дороге скорость или превысить ее. Такой обгон и крайне опасен, так как дорога довольно длительное время будет занята двумя транспортными средствами, двигающимися на высокой скорости.

Наконец, обгон просто не нужен, если заведомо известно, что сразу после обгона обгоняющему предстоит остановиться или делать поворот.

Большое значение имеет выбор момента для обгона. Для этого необходимо учитывать целый ряд указанных в Правилах обстоятельств, при которых обгон возможен и не приведет к созданию аварийной ситуации.

Кроме того, обгон можно начинать только при условии хорошей видимости дороги и отсутствии на ней препятствий, стоящих транспортных средств. Очень рискуют водители, которые начинают обгон перед закрытым поворотом дороги или перед вершиной подъема. Это все равно, что обгонять вслепую. Если даже водитель догнал здесь тихоходное транспортное средство, он должен следовать за ним, не обгоняя, пока тот не перевалит за вершину подъема или не пройдет поворот.

Не следует обгонять перед перекрестком. Правда, Правила не запрещают обгон на дороге, являющейся главной по отношению к пересекаемой. Но при этом надо быть готовым к появлению транспортных средств на таком перекрестке.

Вот пример. Водитель автомобиля 1, двигаясь по главной дороге, перед нерегулируемым перекрестком начал обгонять автомобиль 2 и выехал на полосу встречного движения. В это время по пересекаемой второстепенной дороге на главную выезжает с правым поворотом автомобиль 3. Увидев на дороге автомобиль, водитель автомобиля 3 уже ничего сделать не может, чтобы избежать столкновения, кроме как остановиться. Теперь быть или не быть происшествию зависит только от водителя автомобиля 1, от его реакции и мастерства. Он должен применить экстренное торможение и по возможности уйти вправо.

Обгон лучше не начинать, если по левой стороне дороги идут пешеходы в попутном направлении. Они могут и не подозревать, что обгоняющий автомобиль выехал на левую сторону дороги и даже часто не реагируют на звуковые сигналы, подаваемые у них за спиной. Такие пешеходы спокойно идут по краю проезжей части (как это и предусмотрено Правилами), не зная о нависшей угрозе.

Рис. 2. Аварийная ситуация при обгоне, когда из бокового Поезда на полосу встречного движения выезжает транспортное средство 3: 1 – обгоняющий автомобиль; 2 — обгоняемый автомобиль

Нельзя начинать обгон вслед за идущим впереди транспортным средством, которое также совершает обгон. Дорога впереди за ним, особенно за фургоном, не просматривается, а там могут быть встречные транспортные средства, которые имеют преимущественное право на движение (рис. 3). Если же водитель впереди идущего транспортного средства завершает обгон с риском, резко переходит на правую сторону дороги, то водитель следующего за ним автомобиля внезапно оказывается непосредственно перед встречными транспортными средствами. Такие «встречи» нередко заканчиваются лобовым столкновением с очень тяжелыми последствиями. В этой ситуации с началом обгона спешить нельзя и начинать его лишь тогда, когда водитель впереди идущего транспортного средства закончит обгон.

Обгон по времени и расстоянию должен быть как можно короче. Это достигается прежде всего за счет большой относительной скорости между обгоняющим и обгоняемым. Опыт показывает, что при обгоне скорость обгоняющего должна быть больше скорости обгоняемого не менее чем на 15—20 км/ч. При меньшей относительной скорости обгон затягивается, обе стороны дороги продолжительное время заняты двигающимися на высокой скорости транспортными средствами, а это очень опасно. Тяжелые грузовые автомобили рекомендуется обгонять во время набора ими скорости после остановки или снижения скорости по каким-либо причинам, а также на длинных подъемах.

Рис. 3. Обгон недопустим вслед

Рассмотрим технику обгона. При обгоне в режиме работы двигателя должен всегда оставаться запас мощности. Это обеспечивается при средней частоте вращения коленчатого вала. На дорогах с усовершенствованным покрытием такой режим позволяет производить обгон на высшей передаче в коробке передач. На песчаной, заснеженной или иной дороге с большим сопротивлением качению колес, а также на подъеме следует переходить на пониженную передачу. Но иногда даже и на хороших дорогах для уверенного обгона включается пониженная передача, особенно когда обгон начинается при малой скорости обгоняющего (40—45 км/ч). В этом режиме двигатель не способен на высшей передаче придать автомобилю необходимое ускорение, а следующая пониженная обеспечит быстрый разгон. Обгон с выключенной передачей (накатом) недопустим.

Приняв решение на обгон, водитель включает левый указатель поворотов и, осмотревшись, еще раз убеждается, что не создаст помех другим транспортным средствам.

При обгоне очень опасно съезжать на левую обочину, особенно если она сырая. Съезд на обочину, которай лежит уступом ниже твердого покрытия дороги, вообще недопустим. На сырой дороге, покрытой грязью или мокрым снегом, даже при отсутствии осадков обгон совершается при работающем стеклоочистителе, который включается заранее, одновременно с принятием решения на обгон. В это же время, если надо, включается и пониженная передача в коробке передач. В период опережения обгоняемого, т. е. в зоне Б, водитель уже не должен ничего включать или переключать, обе его руки должны твердо управлять рулевым колесом.

Кажется, все просто. Но водители совершают при обгоне множество ошибок, на которых следует остановиться. Прежде всего — об ошибках, которые допускают обгоняющие.

Наиболее частая из них — это начало обгона непосредственно «из-под кузова» обгоняемого транспортного средства, т. е. при игнорировании зоны разведки. Вначале он догоняет обгоняемого, приближается к нему на близкое расстояние и некоторое время идет на одинаковой с ним скорости, затем выезжает на полосу встречного движения и производит обгон. Во-первых, выезд на полосу встречного движения непосредственно из-за обгоняемого транспортного средства не обеспечивает необходимой видимости и поэтому далеко небезопасен. Во-вторых, начало обгона при нулевой относительной скорости затягивает обгон по времени, что также опасно.

Второй, не менее частой ошибкой начинающих водителей является затягивание обгона по времени. Они считают, что обгонять надо не спеша, медленно продвигаясь вперед относительно обгоняемого. Иногда это бывает просто из-за нехватки мощности.

Следующая ошибка — обгон без предупредительного сигнала. Ведь обгоняемый может совершить маневр Вле во (например, для объезда неровности дороги) или сам начать обгон.

Нередко водители неправильно выбирают момент начала обгона, не видя всей зоны обгона, не рассчитывают обгон по времени и расстоянию при наличии на дороге встречных машин и т. д. Увы, расплата за это очень сурова. Но бывает, что водитель, действуя при обгоне правильно, оказывается в аварийной ситуации из-за неправильных действий других водителей.

Например, водитель начал обгон и уже поравнялся с кузовом обгоняемого автомобиля, а тот в это время включил указатель левого поворота и стал перестраиваться на полосу встречного движения. Единственным правильным решением здесь должен быть отказ от обгона, для чего надо уменьшить скорость и возвратиться на свою полосу движения. Бессмысленно сигналами требовать от обгоняемого, чтобы он прекратил свой маневр и уступил дорогу.

Очень нервная обстановка создается, когда водитель начал обгон, а обгоняемый вдруг увеличил скорость и на левой стороне дороги показался встречный грузовик. Здесь, если обгоняющий еще не поравнялся с обгоняемым, лучше затормозить и возвратиться на свою полосу движения. Если же он уже выдвинулся вперед относительно обгоняемого на половину корпуса машины и его автомобиль еще имеет достаточный запас мощности, он может резко увеличить скорость и закончить обгон. При этом при перестроении на свою полосу движения включается правый указатель поворотов. Водителю встречного грузовика станет ясно, что обгон заканчивается и его полоса движения освобождается.

А как должен действовать водитель, когда он сам оказывается в роли обгоняемого? Находятся водители, которые очень не хотят бывать в этой роли и каждый обгон их другими автомобилями воспринимают чуть ли не как оскорбление. Они тут же бросаются вдогонку и норовят обязательно обогнать «обидчика». О таких водителях можно лишь сказать, что они еще не мастера вождения, а самолюбивые мальчишки. Возмущаться нечего, обгон должен восприниматься спокойно, и обгоняемый должен способствовать ему.

Иногда и в безобидной обстановке на пустой дороге лихой водитель, обогнав другого, резко и непосредственно перед ним перестраивается на свою полосу движения. Обгоняемому ничего не остается, как замедлить движение и при необходимости принять вправо.

Сложнее и опаснее, когда навстречу, занимая обе полосы движения, идут два. транспортных средства, один из которых обгоняет другого, и обгон затянулся. Надо «моргнуть» им дальним светом, снизить скорость и быть готовым к торможению, а может быть, даже и к выезду на обочину, иначе дело может кончиться весьма печально.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Маневр обгона"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства