Цементобетонную смесь перевозят к месту укладки в дорожное покрытие автосамосвалами, автобетоносмесителями или автобетоновозами.
Автосамосвалами транспортируют свыше 80% всей смеси. Такой способ отличается существенными недостатками: происходит утечка смеси через щель между днищем и задним бортом кузова; бетонная смесь расслаивается, т. е. цементное тесто всплывает, а тяжелые фракции щебня и песка осаждаются на днище; незначительный угол опрокидывания кузова не обеспечивает полной выгрузки смеси. Это вынуждает отказываться от применения автосамосвалов для перевозки бетонной смеси на дальние расстояния. В них можно перевозить смеси без ухудшения качества не более чем на 5—8 км.
Автобетоносмесители используют при транспортировании сухой и готовой смеси на большие расстояния.
Автобетоносмесители загружают на цементобетонной заводе от-дозированными сухими составляющими и приготовляют бетонную смесь в пути следования машины к месту укладки. При транспортировании готовой бетонной смеси барабан автобетоносмесителя должен все время вращаться, чтобы смесь не расслаивалась.
В качестве базовых машин для автобетоносмесителей используют автомобильные шасси общего назначения. Технологическое оборудование состоит из рамы, смесительного барабана, привода, загрузочно-разгрузочного устройства, вододозировочного устройства и системы управления автобетоносмесителем.
Смесительный барабан может приводиться в действие от двигателя автомобиля или самдстоятельного двигателя, установленного между кабиной водителя и смесительным барабаном. При использовании двигателя автомобиля снижается масса машины, )Д|рощается управление агрегатами, уменьшается расход горючего. Однако частота вращения барабана таких автобетоносмесителей зависит от скорости движения автомобиля, а в особо трудных дорожных условиях мощность двигателя может оказаться недостаточной и вращение барабана приходится прекращать. При вращении барабана от самостоятельного двигателя бетоносмеситель работает независимо от режима работы автомобиля.
Технические характеристики автобетоносмесителей с приводом смесительного барабана от самостоятельного двигателя (СБ-92 на шасси автомобиля КрАЗ-258 и СБ-69 на шасси автомобиля МАЗ-503Б^ ппивелены ниже.
На рис. 32 представлены конструктивная и кинематическая схемы автобетоносмесителя СБ-92.
Автобетоносмеситель СБ-92 состоит из шасси автомобиля, рамы, смесительного барабана, загрузочно-разгрузочного устройства, бака для воды с системой подачи и дозирования воды в смесительный барабан, привода 6 смесительного барабана с механизмами управления.
Все технологическое оборудование автобетоносмесителя смонтировано на раме, укрепленной на шасси автомобиля с помощью хомутов. Рама представляет собой сварную конструкцию из профильного проката.
Смесительный барабан (рис. 33) представляет собой емкость из двух усеченных конусов, вращающуюся вокруг своей оси, наклоненной к горизонту под углом 15°. Передняя коническая часть барабана, обращенная к кабине водителя, имеет глухое днище, в которое введена цапфа, и приводную звездочку. Смесительный барабан в передней части опирается через цапфу на головной опорный подшипник, в задней части со стороны загрузочного отверстия — через бандаж на два опорных ролика. Внутри барабан оборудован двумя винтовыми лопастями, смешивающими исходные материалы при вращении барабана в одну сторону и разгружающими готовую смесь при вращении барабана в противоположную сторону.
В передней части рамы приварена стойка, в которой закреплен подшипник, а на задних стойках — два опорных ролика смесительного барабана. К задним стойкам прикреплено также заг-рузочно-разгрузочное устройство, состоящее из загрузочной воронки и раздаточного лотка.
Рис. 32. Автобетоносмеситель СБ-92:
а — конструктивная схема, б— кинематическая схема; 1 — шасси автомобиля, 2 — бак для воды, 3 — смесительный барабан, 4— загрузочно-разгрузочное устройство, 5 —рама, 6 — привод смесительного барабана, 7 — бандаж, 8 — опорный ролик, 9 — цепная передача, 10 — подшипник, 11 — редуктор, 12 — карданный вал, 13 — муфта сцепления, 14 — двигатель
Привод смесительного барабана (см. рис. 32) состоит из двигателя 14, муфты сцепления 13, карданного вала 12, реверсивного редуктора 11. Крутящий момент передается цепной передаче 9, ведомая звездочка которой жестко прикреплена к смесительному барабану 3, последний вращается в одном подшипнике 10 и опирается на два опорных ролика 8 через бандаж 7.
Система подачи воды состоит из бака, центробежного насоса ^Ко, водопровода, дозатора и насадки, направляющей струю воды внутрь барабана.
Полный цикл работы автобетоносмесителя состоит из загрузки барабана заполнителями и цементом, заливки воды, смешивания или побуждения смеси при движении машины или по прибытии на место укладки, выгрузки бетонной смеси и промывки барабана при обратном рейсе машины. Автобетоносмеситель ставят под загрузку так, чтобы отверстие загрузочной воронки находилось под загрузочным устройством для сыпучих составляющих смеси, и загружают их при вращении барабана.
В зависимости от дальности транспортирования бетонную смесь можно загружать двумя способами: одновременной загрузкой всех составляющих, включая воду (смешивание длится в течение всего пути следования и составляет не более 30 мин), раздельной подачей — сначала сыпучих составляющих, а по прибытии на место укладки или несколько раньше — подачей воды. Второй способ применяют при транспортировании смеси на дальние расстояния. В этом случае смешивание начинается с таким расчетом во времени, чтобы получить готовую смесь к моменту прибытия на место укладки.
Перед выгрузкой раздаточный лоток устанавливают на угол, достаточный для свободного выхода бетонной смеси, и включают привод барабана в противоположную сторону на разгрузку.
По окончании разгрузки барабан переключают на наибольшую частоту вращения и подают в него оставшуюся воду для промывки, а затем обратным вращением удаляют воду из барабана.
Автобетоновоз предназначен для перевозки готовой смеси и представляет собой автомобиль со специальным кузовом обтекаемой формы. От обычных автосамосвалов он отличается большим углом подъема кузова, благодаря чему быстро и полно выгружается смесь. В некоторых автобетоновозах установлены лопастные валы для перемешивания смеси в процессе транспортирования.
Автобетоновоз СБ-113 с кузовом вместимостью 1,6 м3 выпускают на базе гидрофицированного шасси ЗИЛ-ММЗ-555К. Кроме того, автобетоновоз включает в себя опорную раму, механизм подъема и встряхивания кузова и систему управления.
Автомобильное шасси является транспортным средством и базой для монтажа технологического оборудования.
Опорная рама представляет собой металлоконструкцию из проката, оборудованную опорным устройством для установки двух гидроцилиндров. В верхней части опорной рамы находятся два шарнира, вокруг которых поворачивается кузов при его подъеме на 100°.
Рис. 33. Смесительный барабан:
1 — загрузочная воронка, 2 — раздаточный лоток, 3 — опорный ролнк, 4— стойка, 5 — опорный подшипник, 6 — опорная цапфа, 7 —звездочка, 8 — лопасти, 9 — бандаж
Емкость имеет сферическую форму. Внутренняя и наружная стенки емкости изготовлены из листовой стали. Между стенками образуются замкнутые полости, которые заполняют термоизоляционным материалом. Сверху емкость закрывают крышкой.
Механизм подъема состоит из коробки отбора мощности, гидронасоса, двух гидроподъемников, гидропрерывателя и системы управления гидравлическим оборудованием. С помощью гидропривода можно поднимать кузов до предельного угла, останавливать его в любом промежуточном положении, опускать и встряхивать.
Автобетоновозы — наиболее эффективный вид автотранспорта для перевозки бетонной смеси на расстояние 10—40 км. Стоимость перевозок автобетоновозами несколько выше, чем при использовании автосамосвалов, но значительно ниже, чем автобетоносмесителей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Машины для транспортирования цементобетонной смеси"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы