Ходовая часть комбайна состоит из мостов ведущих и управляемых колес. Мост ведущих колес комбайнов «Дон-1500» оснащается только гидроприводом, а «Дон-1200» — гидравлическим и механическим.
Мост ведущих колес состоит из балки, бортовых редукторов к коробки диапазонов скоростей. Вращение от последней на бортовые редукторы передается с помощью полуосей, соединенных с ведущими валами редукторов посредством втулок. Соединительные муфты на полуосях упрощают демонтаж коробки диапазонов скоростей и бортовых редукторов.
На балке предусмотрены кронштейны, буксирные кронштейны и опорные площадки для домкратов.
Дисковые тормоза используются как при работе, так и на стоянке комбайна.
Мост ведущих колес бывает двух модификаций: с гидроприводом и с механическим приводом. В первом случае вращение на коробку диапазонов скоростей передается через гидромотор, во втором — сцепление, получающее вращение от ведомого шкива вариатора скорости движения через приводной вал.
Бортовые редукторы закреплены на фланцах балки и предназначены для увеличения крутящего момента, передаваемого на ведущие колеса комбайна. Каждый из редукторов включает: корпус, ведущий вал, зубчатое колесо, водило с сателлитами, коронно-зубчатое колесо и ось ведущего колеса, вращающегося на двух конических подшипниках.
При вращении вала зубчатое колесо посредством зубчатой втулки приводит в движение солнечное зубчатое колесо, находящееся на оси в зацеплении с тремя сателлитами. Последние обкатываются по колесу, увлекая за собой водило и соединенную с ним шлицами ось.
Бортовые редукторы могут размещаться в двух положениях, позволяющих изменить высоту расположения оси ведущего колеса относительно балки моста. Это дает возможность сохранить высоту комбайна при монтаже различных по диаметру колес. Для перестановки редукторов на его корпусе предусмотрены две группы отверстий, а также два резьбовых отверстия (закрыты пробками).
Дисковые тормоза с раздельным гидроприводом расположены на бортовых редукторах. Они передают тормозной момент на ведущие валы. Каждый тормоз состоит из корпуса, фрикционных и нажимных дисков, между которыми в каплевидных лунках помещены шарики.
Диски имеют тяги, которые шарнирно соединены с общей вилкой. Последняя связана посредством шпильки и рычага с толкателем рабочего гидроцилиндра.
При нажатии на педаль толкатель посредством рычага, шпильки и тяг поворачивает диски относительно друг друга в противоположном направлении. Шарики перекатываются в лунках, раздвигают диски и прижимают фрикционные диски к корпусу тормоза, останавливая ведущий вал редуктора.
При износе фрикционных накладок поршень перемещает упорное разрезное кольцо (кольцо запрессовано в гидроцилиндр с заданным натягом) в новое исходное положение. Когда фрикционные диски износятся до толщины 9,5 мм (толщина новых дисков 12 мм), тормоз разбирают и переставляют шарики в более мелкие лунки на дисках. Если их толщина будет 7 мм и менее, то диски заменяют новыми. В период между разборкой тормоза и заменой фрикционных дисков тормоза не регулируют.
Порядок разборки тормоза и замены фрикционных дисков заключается в следующем. Снимают пружинные стопорные кольца, удерживающие соединительную втулку, и сдвигают ее на полуось. Отпускают болты муфты и перемещают муфту на полуось, которую затем снимают. Откручивают гайку и контргайку. Далее отъединяют тягу привода стояночного тормоза от рычага. Отвинчивают болты крепления корпуса тормоза и демонтируют корпус и диски. Устанавливают новые фрикционные диски. При этом шарики размещают в глубоких лунках.
Закручивают гайку с крутящим моментом 20 Н м (2 кгс м) так, чтобы поршень уперся в дно гидроцилиндра. Затем отпускают гайку на 4…5 оборотов (ход шпильки должен быть 5…7 мм). Завинчивают контргайку. Регулируют длину тяги привода стояночного тормоза так, чтобы зазор А между осью и пазом рычага составил 3…5 мм при отпущенной рукоятке стояночного тормоза. Прокачивают систему гидропривода. Стояночный тормоз представляет собой те же самые дисковые рабочие тормоза, привод! мые в действие с помощью троса и рычажной системы.
Коробка диапазонов скоростей ведущего моста с гидроприводом закреплена на балке моста и предназначена для изменения крутящего момента и скорости движения комбайна. Она включает: разъемный корпус, первичный, промежуточные валы, установленные на подшипниках. Подвижные зубчатые колеса, расположенные на валах, включают одну из трех передач для движения передним или задним ходом.
Для получения первой передачи зубчатое колесо вводят в зацепление с большим зубчатым колесом дифференциала. При этом вращение передается от малого зубчатого колеса первичного вала на большое зубчатое колесо верхнего промежуточного вала и зубчатого колеса на большое зубчатое колесо дифференциала.
Для получения второй передачи малый Венец зубчатых колес зацепляется с большим зубчатым колесом дифференциала. Вращение передается от большого зубчатого колеса первичного вала на зубчатое колесо нижнего промежуточного вала и от малого венца зубчатых колес на большое зубчатое колесо дифференциала.
При третьей передаче большой венец зубчатых колес введен в зацепление с малым зубчатым колесом дифференциала. Вращение передается от большого зубчатого колеса первичного вала на зубчатое колесо нижнего промежуточного вала и от большого венца зубчатых колес на малое зубчатое колесо дифференциала.
Внутри коробки диапазонов скоростей расположен конический двухсателлитный дифференциал, который распределяет крутящий момент при передаче его на левый и правый бортовые редукторы. Он состоит из корпуса, размещенного на шарикоподшипниках и вращающегося совместно с большим и малым зубчатыми колесами. В корпусе находится ось с двумя коническими сателлитами, входящими в зацепление одновременно с левой и правой коническими шестернями соответствующих полуосей.
При прямолинейном движении комбайна по ровной поверхности все конические шестерни вращаются совместно с корпусом дифференциала. На повороте, а также на неровной дороге, когда ведущие колеса проходят разный путь, сателлиты начинают проворачиваться относительно своей оси, замедляя или увеличивая частоту вращения соответствующих конических шестерен левой и правой полуосей.
Коробка диапазонов скоростей оснащена механизмом переключения передач и системой блокировки пуска двигателя. Для определения скорости движения комбайна на ней установлен первичный преобразователь (датчик) электронного указателя.
Механизм переключения передач состоит из корпуса, валика переключения передач с рычагом, штоков переключения, вилок переключения, фиксаторов и деталей блокировки.
Передача включается за счет поворота и осевого перемещения валика вместе с рычагом, который своей сферической головкой входит в зацепление с одной из вилок. В середине нейтрального положения рычаг удерживается подпружиненными штифтами.
Блокировочное устройство коробки диапазонов скоростей моста с гидроприводом состоит из трех видов блокировки.
Блокировка от одновременного включения передач. В нее входят штыри и шарики. При любой включенной передаче шарики и штыри перемещаются и замыкают другой шток в нейтральном положении, не допуская его смещения и одновременного включения двух передач.
Блокировка от самовыключения передач представляет собой валик, который под действием пружин замыкает фиксаторы в пазах штоков. Осевое перемещение последних (выключение или включение передач) возможно только при нажатой педали гидропривода.
В этом случае шток гидроцилиндра передвигает валик, сжимая пружины, и освобождает фиксаторы и штоки переключения.
Блокировка пуска двигателя состоит из толкателя и взаимодействующего с ним выключателя. При любой включенной передаче шток посредством шариков и толкателя нажимает на кнопку выключателя, который размыкает электрическую цепь пуска двигателя.
Коробка диапазонов скоростей ведущего моста с механическим приводом закреплена на балке моста и предназначена для изменения крутящего момента, скорости и направления движения комбайна. Она состоит из разъемного корпуса, первичного и промежуточных валов. Подвижные зубчатые колеса, расположенные на валах, включают одну из четырех передач для движения передним ходом и одну для движения задним ходом. К корпусу крепят одноступенчатый цилиндрический редуктор и механизм переключения передач.
Для получения первой передачи необходимо малый венец зубчатых колес ввести в зацепление с большим зубчатым колесом дифференциала. При этом вращение передается от малого зубчатого колеса первичного вала на большое зубчатое колесо верхнего промежуточного вала У и от малого венца зубчатых колес на большое зубчатое колесо дифференциала.
Для получения второй передачи следует большой венец зубчатых колес зацепить с малым зубчатым колесом дифференциала.
При этом вращение передается от малого зубчатого промежуточного вала и от большого венца зубчатых колес на малое зубчатое колесо дифференциала.
Для получения третьей передачи нужно малый венец зубчатых колес ввести в зацепление с большим зубчатым колесом дифференциала. При этом вращение передается от большого зубчатого колеса первичного вала на малое зубчатое колесо нижнего промежуточного вала и от малого венца зубчатых колес на большое зубчатое колесо дифференциала.
Для получения четвертой передачи надо большой венец зубчатых колес ввести в зацепление с малым зубчатым колесом дифференциала. При этом вращение передается от большого зубчатого колеса первичного вала на малое зубчатое колесо нижнего промежуточного вала и от большого венца зубчатых колес на малое зубчатое колесо дифференциала.
Чтобы получить задний ход, необходимо зубчатое колесо ввести в зацепление с большим зубчатым колесом дифференциала. При этом вращение передается от зубчатого колеса на большое зубчатое колесо дифференциала.
Внутри коробки диапазонов скоростей расположен дифференциал, конструкция которого и назначение такое же, как и для коробки с объемным гидроприводом.
Коробка диапазонов скоростей оснащена тормозком первичного вала и системой блокировки пуска двигателя комбайна. Для определения скорости движения комбайна на ней установлен первичный преобразователь (датчик) электронного указателя.
Сцепление расположено на коробке диапазонов скоростей и служит для кратковременного разъединения, плавного соединения и передачи крутящего момента. В него входит: разъемный корпус, ведущая ступица, ведомый диск, нажимной диск, выжимной подшипник, диафрагменная пружина и механизмы управления. Ступица вращается с помощью приводного вала, установленного на балке моста и соединенного с валом фланцем.
В нормальном положении сцепление постоянно включено. Ведомый диск усилием диафрагменной пружины зажат между нажимным диском и ступицей. Для выключения сцепления используют гидропривод, состоящий из главного и рабочего гидроцилиндров, трубопроводов и выжимного рычага. При вращении вала выжимной подшипник постоянно вращается, упираясь своей ступицей в пружину с усилием, создаваемым пружиной.
При постепенном износе фрикционных накладок ведбмого диска диафрагменная пружина передвигает выжимной подшипник и выжимной рычаг, который устанавливает плунжер в новое исходное положение. Когда толщина фрикционных накладок ведомого диска уменьшится до 3 мм и менее, их необходимо заменить.
В процессе эксплуатации и после замены накладок сцепление не регулируют. Для осмотра его на корпусе предусмотрены два люка с крышками, под которыми находятся резиновые прокладки. Нарушение их герметичности приводит к проникновению в полость сцепления пыли и пожнивных остатков. Последние могут стать причиной уменьшения передаваемого крутящего момента или полного отказа сцепления. При прокачке гидросистемы сцепления воздух удаляют через клапаны.
Тормозок первичного вала коробки диапазонов скоростей сокращает время остановки вращающихся шестерен после выключения сцепления. Он состоит из: корпуса (рис. 152), ведущего диска с фрикционными накладками, ведомых дисков, нажимного диска с пальцами, пружинами и упорными кольцами. Сжатие дисков и торможение первичного вала происходят под действием поршня, который посредством толкателя воздействует на нажимной диск.
По мере износа фрикционных накладок упорные кольца пальцами перемещаются поршнем в новое исходное положение. Тем самым достигается заданный зазор между дисками тормозка и их свободное вращение относительно друг друга при выключенном сцеплении. В процессе эксплуатации и после замены накладок тормозок не регулируют.
Распределитель гидроцилиндра тормозка исключает бесполезную работу тормозка в гидросистеме. При выключенном сцеплении и любой включенной передаче он отключает гидроцилиндр тормозка, Приводя его в нерабочее состояние. В распределитель входят: корпус, золотник, пружины и втулки. Последние в совокупности с другими деталями образуют нагнетательный и сливной клапаны, которыми управляет золотник. Толкатель перемещает золотник настолько, что клапан закрывается, тормозок отключается, а жидкость из его гидроцилиндра поступает через клапан и переливается в бачок главного гидроцилиндра сцепления.
Механизм переключения передач состоит из: корпуса, валика переключения передач с рычагом, штоков, вилок, фиксаторов и деталей блокировок. Одна из передач включается за счет поворота и осевого перемещения валика вместе с рычагом, который своей сферической головкой входит в зацепление с одной из вилок. При включении заднего хода поворот валика не требуется. В середине нейтрального положения рычаг удерживается подпружиненными штифтами.
Блокировочное устройство коробки диапазонов скоростей моста с механическим приводом состоит из четырех блокировок.
Блокировка от одновременного включения передач представляет собой штыри и шарики, входящие в отверстия и пазы штоков и отверстия корпуса. При любой передаче они перемещаются и фиксируют два других штока в нейтральном положении, не допуская их смещения и одновременного включения двух или трех передач.
Блокировка от самовключения передач имеет валик, который под действием пружин замыкает фиксаторы в пазах штоков. Осевое перемещение штоков возможно только при выключенном сцеплении. В этом случае шток гидроцилиндра блокировки передвигает валик, сжимая пружины, и освобождает фиксаторы и штоки.
Блокировка безударного включения шестерен предотвращает включение передачи при вращающихся шестернях первичного и промежуточного валов коробки диапазонов скоростей. В нее входят: плунжер, пружина и шарик.
Во время выключения сцепления и работы тормозка тяга, соединенная шарнирно со ступицей ведомых дисков, передает реактивный крутящий момент посредством рычага на толкатели. Последний из толкателей нажимает на плунжер, который выталкивает шарик и запирает штоки переключения передач аналогично блокированию одновременного включения. Как только вращение шестерен коробки диапазонов скоростей прекращается, детали возвращаются в исходное положение. Плунжер под действием пружин освобождает шарик и штоки. В этот момент можно включить любую передачу.
Блокировка пуска двигателя состоит из толкателя И и взаимодействующего с ним выключателя. При любой передаче шток посредством шариков и толкателя нажимает на кнопку выключателя, который размыкает электрическую цепь пуска двигателя.
—
Мост ведущих колес состоит из муфты сцепления, коробки передач с тормозом, дифференциала, двух бортовых редукторов и ведущих колес с колодочными тормозами.
Муфта сцепления смонтирована в приемном шкиве, ступица которого установлена на двух подшипниках приводного вала коробки передач. Ступица ведомого диска сидит на шлицах приводного вала. Нажимной диск с помощью двенадцати пружин прижимает ведомый диск к внутренней торцевой поверхности шкива. Для выключения сцепления имеются три оттяжных рычага. Когда муфта выключения с упорным подшипником перемещается влево, то она надавливает на концы рычагов и оттягивает нажимной диск. Ведомый диск освобождается и не передает вращение на вал коробки передач. Для нормальной работы сцепления зазор между концами рычагов и муфтой выключения устанавливают в пределах 3—4 мм за счет изменения длины тяги, идущей от педали выключения сцепления. Оттяжные рычаги должны быть расположены в одной плоскости. При этом расстояние от рычагов до торца горловины корпуса сцепления должно быть 19—33,5 мм, что обеспечивается регулировочными гайками. Если расстояние от рычагов до корпуса меньше 19 мм, то переклепывают фрикционные накладки.
Коробка передач имеет три вала с набором шестерен. На шлицах приводного вала сидят две каретки (подвижные шестерни). Первая служит для включения первой передачи и заднего хода. Вторая каретка имеет два венца: — для включения второй передачи и — для включения третьей передачи.
На передаточном валу насажены шестерня третьей передачи, шестерня второй передачи, шестерня привода дифференциала и шестерня первой передачи.
На промежуточном валу размещены две шестерни. Кроме того, в коробке установлена промежуточная шестерня, которая всегда сцеплена с шестернями. Промежуточная шестерня имеет широкий венец, который с левой стороны постоянно зацеплен с шестерней, а с правой стороны может входить в зацепление с шестерней при включении заднего хода.
Рис. 1. Ходовая часть комбайна
После включения передач шестерни фиксируются с помощью механизма блокировки, установленного в крышке коробки передач.
На приводном валу закреплен выносной тормозок, а на передаточном валу — тормозной шкив. Тормозок служит для остановки вала при включении сцепления. В результате этого удается бесшумно включить необходимую передачу и избежать износа торцов зубьев шестерен.
Дифференциал представляет собой коробку, которую образуют ведомая шестерня и две чашки. В коробке установлены две конические шестерни с полуосями и крестовина с сателлитами.
Бортовой редуктор смонтирован в корпусе, собранном из двух полукартеров — основного и съемного. В основном полукартере запрессована шестерня. Шестерни полуосей входят в зацепление с тремя сателлитами, свободно вращающимися на осях водила.
Шестерни полуосей вращают сателлиты, которые одновременно перекатываются по зубьям неподвижной шестерни. В результате этого скорость вращения водил в 5,6 раза меньше скорости вращения полуосей, поэтому крутящий момент на колесах также увеличивается в 5,6 раза.
Мост управляемых колес включает в себя балку с поворотными кулаками, колеса, рулевую трапецию и гидроцилиндр.
В наконечниках балки шарнирно закреплены полуоси колес с помощью шкворней. Ступицы колес установлены на конических подшипниках полуосей, которые регулируют стяжной гайкой.
Рис. 2. Узлы ходовой части
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Мост ведущих колес комбайна"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы