Известно несколько типов мостовых кранов-штабелеров для длинномерных грузов. Для механизации крупных складов металла применяют специализированные мостовые краны-штабелеры с многосекционными телескопическими колоннами, оборудованными траверсами с вилочными захватами. На рис. 1 показан мостовой кран-штабелер для длинномерных грузов грузоподъемностью на вилах 5 т, на крюке 12,5 т, изготовляемый объединением TAKRAF (ГДР).
Кран-штабелер имеет мост опорного типа, по которому перемещается тележка с вращающейся четырехсекционной телескопической колонной, оборудованной траверсой с четырьмя вилами для захвата пакетов с металлопрокатом массой до 5 т. В нижней части траверсы имеется крюк, служащий для подъема грузов массой до 12,5 т. На траверсе установлена кабина оператора.
Колонна крана-штабелера состоит из трех подвижных секций и одной (верхней) неподвижной секции, закрепленной на поворотной платформе тележки. К нижней секции колонны жестко крепится траверса с вилами. На концах траверсы установлены два блока для грузовых канатов. Вилочные захваты расположены симметрично относительно блоков, благодаря чему при подъеме и перевозке грузов оба грузовых каната загружаются равномерно. При подъеме траверсы, вначале поднимается соединенная с ней жестко нижняя секция колонны, затем одновременно нижняя и средняя секции и, наконец, поднимаются все три секции одновременно. Все три секции входят внутрь верхней, неподвижной, секции и в таком виде колонна имеет небольшую длину.
Рис. 1. Мостовой кран-штабелер для длинномерных грузов, изготовляемый объединением TAK.RAF (ГДР) грузоподъемностью 5 т на вилах и 12,на крюке;
а — общий вид грузоподъемника; б — тележка с крдонцдй
Телескопическая конструкция колонны позволяет крану-шта-белеру перемещаться над штабелями и производить погрузку и разгрузку на транспортные средства, в том числе на железнодорожные платформы и полувагоны. С помощью крюка из вагонов можно извлекать связки металла массой до 12,5 т, которые затем укладывают на полу склада, оборудованном специальным настилом. Далее связки делят на пакеты массой до 5 т и укладывают в ложементы, придающие пакетам необходимую форму для последующей укладки в стеллажи. Затем пакеты увязывают и с помощью вилочных захватов крана-штабелера помещают в стеллаж.
Кран-штабелер TAK.RAF является универсальным. Им можно укладывать в стеллажи пакеты с металлом, нагружать и разгружать автомобили, железнодорожные платформы и полувагоны, используя при этом вилочные захваты или крюк. К недостаткам следует отнести большую массу крана и недостаточно высокий коэффициент использования складского объема. Так, размеры проходов между стеллажами, обслуживаемыми краном-штабелером TAKRAF составляют 2,4 м, а высота укладки груза в стеллажах 7,0 м при высоте помещения 15 м. Кран-штабелер имеет оригинальную систему, обеспечивающую безопасность крановщика при превышении допустимой скорости опускания подъемной траверсы. Кабина крана свободно устанавливается на под-емной траверсе. При превышении допустимой скорости опускания траверсы (при обрыве канатов или выходе из строя механизма подъема) кабина отделяется от траверсы и повисает на собственных несущих канатах.
Мостовые краны-штабелеры с многосекционными телескопическими колоннами применяются также на складах готовой продукции металлургических заводов, на крупных складах металла, где металл хранят в пакетах, уложенных в штабеля. Между пакетами размещают прокладки для прохода вилочных захватов. На рис. 2 показан мостовой кран-штабелер для длинномерных грузов, оборудованный трехсекционной телескопической колонной и траверсой с четырьмя вилами, вращающимися в горизонтальной плоскости. При взятии груза из штабеля вилы повертывают вдоль траверсы. Грузовой захват опускается в проход между пакетами, после чего вилы поворачивают на 90° и располагают поперек пакетов. Далее груз подхватывают всеми четырьмя вилами, поднимают и переносят на грузовые автомобили или железнодорожные платформы. Там пакет укладывают на прокладки, вилы вновь поворачивают параллельно траверсе и грузоподъемник поднимают и перемещают за следующим пакетом. Приводы вращения вил и контрольные приборы, фиксирующие положение вилочных захватов, находятся на траверсе грузоподъемника. Механизмы вращения колонн мостовых кранов-штабелеров для длинномерных грузов выполняют Достаточно мощными, чтобы они могли производить разворот полноразмерных пакетов.
Рис. 2. Мостовой кран-штабелер для длинномерных грузов, оборудованный многосекционной телескопической колонной и грузовой траверсой с вращающимися вилами
Мостовые краны-штабелеры для длинномерных грузов, оборудованные двумя жесткими неповоротными колоннами, между которыми перемещается грузовая платформа с телескопическими захватами, являются узкоспециализированными кранами, предназначенными для укладки в стеллажи однотипных грузов в связках или поддонах. Применение телескопических захватов позволяет в максимальной степени увеличить использование складских объемов, так как размеры проходов для штабелирования равны ширине телескопических захватов (пакетов). Краны-штабелеры такого типа изготовляют для переработки металлопроката длиной до 12 м. Дальнейшее увеличение длины хранимого металлопроката влечет за собой значительное возрастание массы грузовой платформы, увеличение количества грузовых захватов и, как следствие этого, повышение мощности привода подъема, массы тележки и массы всего крана.
В зависимости от длины перерабатываемого груза телескопических захватов может быть два-четыре. При длине проката до 6 м устанавливают два телескопических захвата, при длине 7—8 м — три и при длине 9—10 м — четыре телескопических захвата. На рис. 48 и 49, а показаны мостовые краны-штабелеры для длинномерных грузов грузоподъемностью 3,5 т фирмы Pianelli Traversa (Италия), предназначенные для переработки проката длиной до 6 м. Кран-штабелер имеет грузовую платформу, оборудованную двумя телескопическими захватами, работающими от одного привода. Платформа с помощью гидроцилиндра перемещается между колоннами крана-штабелера. При своем движении она подхватывает кабину оператора, которая перемещается по направляющим, выполненным из труб. Колонны соединены между собой снизу, сверху они жестко крепятся к тележке крана.
Мост крана-штабелера отличается широко раздвинутыми главными балками, между которыми расположены колонны. Конструктивное исполнение основных узлов крана-штабелера, в том числе телескопических захватов, аналогично таким же узлам кранов-штабелеров для тарно-штучных грузов. Кран-штабелер перерабатывает прокат черных и цветных металлов, увязанный в пакеты. С помощью телескопических захватов пакеты снимают с загрузочных устройств и укладывают в стеллажи с консольными полками. Расстояние между стеллажами не превышает 1 м, благодаря чему достигается высокая степень использования объема склада.
Краны-штабелеры рассматриваемого типа эффективно применять на складах металла со значительным грузооборотом и номенклатурой хранимых грузов.
На рис. 3 показаны четыре основные схемы мостовых двухколонных кранов-штабелеров. Три из них снабжены колоннами, не соединенными в нижней части. Конструкция кранов-штабелеров, предлагаемая фирмой Sepa Ievage (Франция), снабжена двухъярусной подъемной клетью.
Рис. 3. Схемы мостовых кранов-штабелеров для длинномерных грузов с двумя колоннами, расположенными:
а – внутри балок моста (фирмы PIANELLI TRAVERSA); б – внутри балок моста с подъемной двухъярусной клетью (фирмы SEPA LEVAGE); в – снаружи балок моста и снабженные в нижней части направляющими роликами (фирмы DEMAG)- г — снаружи балок моста, их крепление усилено фермой (Кадиевского машиностроительного завода)
Наиболее перспективны краны-штабелеры, изготовляемые Кадиевским машиностроительным заводом. Они включают преимущества указанных конструкций, но являются более легкими и жесткими.
Общий вид крана-штабелера, изготовляемого Кадиевским машиностроительным заводом, конструкция которого разработана ЦКБА, показан на рис. 4.
Рис. 4. Мостовой кран-штабелер для длинномерных грузов грузоподъемностью 5 т (КМЗ)
Мост крана-штабелера состоит из двух полумостов, шарнирно соединенных между собой продольными тягами. Каждый из полумостов (которыми служат главные балки серийных мостовых крюковых кранов общего применения) опирается на концевые балки, оборудованные ходовыми колесами, причем на одном из полумостов концевые балки имеют только холостые колеса, на другом одно холостое, другое приводное. Приводы моста раздельные, состоят из крановых электродвигателей с фазным ротором, редукторов серии Ц2 и колодочных тормозов. Приводной полумост оборудован рабочими площадками и проходной галлереей. Преимущество конструкции моста, состоящей из двух полумостов, в том, что нагрузка на ходовые колеса уменьшается, и это позволяет применять такие краны-штабелеры на складах, допускающих относительно небольшие нагрузки на крановые пути. Кроме того, уменьшается масса моста по сравнению с таким же краном, имеющим четырехколесную схему, в результате меньшей массы концевых балок. Значительно упрощается монтаж моста благодаря тому, что полностью собранные полумосты (с концевыми балками, ходовыми колесами и приводами) устанавливают на подкрановые пути и затем соединяют шарнирными тягами. Чтобы облегчить совпадение шарниров в тягах, в последних предусмотрен монтажный сварной стык.
Тележка крана-штабелера вместе с двумя жесткими колоннами образует П-образную раму, охватывающую мост снаружи, в отличие, например, от крана-штабелера фирмы Pianelli Traversa, в котором колонны расположены между балками моста. Конструкция тележки, в которой колонны находятся снаружи балок моста, позволяет значительно уменьшить общую длину крана при прочих равных условиях и уменьшить подходы крана к торцам пролета. При этом уменьшается также масса металлоконструкций.
Тележка состоит из двух сваренных между собой балок, опирающихся на две концевые балки обычной конструкции. На концах тележки установлены шарниры для подвешивания колонны крана. Снизу, между балок моста, к тележке крепится сварная ферма. Ферма усиливает горизонтальную жесткость балок тележки и создает узел жесткости для дополнительного крепления колонн. Последние соединены с фермой шарнирными, регулируемыми по длине тягами, проходящими под главными балками моста. Фермы и тяги улучшают условия монтажа колонн и усиливают заделку колонн в продольном направлении.
Трудность монтажа колонн заключается в обеспечении их строго вертикального положения и параллельности между собой. При больших размерах крана (длине тележки 11 м, длине колонн до 12 м) решение этих вопросов средствами технологии на заводе-изготовителе связано со значительными трудностями и влечет за собой увеличение себестоимости кранов. В описываемой конструкции параллельность колонн легко обеспечивается при монтаже. Колонны навешивают на тележки с помощью монтажных шарнирой, затем путем регулирования длины тяг проверяют их установку по вертикали и относительно одна другой. После выверки положения колонн заваривают верхний узел соединения колонн с тележкой. Жесткая заделка конца колонны в тележке и дополнительная установка продольных тяг, соединяющих колонну с фермой тележки, на расстоянии от узла заделки 1,5—2 м, увеличивают жесткость всей П-образной рамы в продольном направлении, что позволяет отказаться от горизонтальной связи между нижними концами колонн, влекущей за собой некоторую потерю полезной высоты склада.
Грузовая платформа представляет собой балку, соединенную с двумя каретками, перемещающимися по колоннам. На балке установлены телескопические захваты. Так как кран-штабелер предназначен перерабатывать длинномерные грузы в поддонах или пакетах длиной до 9 м, то на платформе установлено четыре телескопических захвата, три из которых соединены одним валом и работают от одного привода, четвертый имеет самостоятельный привод. Это сделано для того, чтобы кран-штабелер мог работать в одном складе с пакетами длиной до 9 м (при этом включаются одновременно все четыре захвата) и с поддонами длиной до 7 м (при этом работают соединенные между собой одним приводом три телескопических захвата).
Необходимо обращать внимание на следующее. Платформы подвешиваются на двух канатах. После монтажа и регулировки канатов платформы сохраняют строго горизонтальное положение незначительное время. Из-за неравномерной вытяжки канатов грузовая платформа отклоняется от горизонтального положения и длительное время работает с определенным (впрочем допустимым) перекосом. Колонны также отклоняются от вертикальности и параллельности между собой (в допустимых пределах). Ввиду этого в конструкции ходовой части грузовой платформы должны быть предусмотрены элементы, компенсирующие отклонения от номинальных положений платформы и колонн в пределах допусков на изготовление и монтаж. В описанном кран-штабелере фирмы Pianelli Traversa это сделано так.
Платформа жестко соединена с двумя каретками, имеющими по четыре поперечных ролика, воспринимающих поперечную нагрузку, возникающую преимущественно при выдвинутых захватах, и по два продольных ролика, воспринимающих значительную продольную инерционную нагрузку, возникающую при неустановившемся движении крана-штабелера. Между продольными роликами и колоннами предусмотрены зазоры, достаточные для компенсации отклонений от вертикальности колонн и грузовой платформы. Направляющие для поперечных роликов имеют достаточную ширину, и при выборе продольного зазора в одну сторону поперечные ролики смещаются по направляющим, не выходя из нужного контакта. Преимуществом конструкции является ее простота. Однако она имеет весьма существенный недостаток.
Рис. 5. Схемы установки грузовых платформ на мостовых кранах-штабелерах для длинномерных грузов с жесткими колоннами:
а — кран-штабелер, изготовляемый фирмой PIANELLI TRAVERSA; б — кран-штабелер, выпускаемый Кадиевским машиностроительным заводом; 1 — колонна; 2 — направляющая колонна; 3 — поперечный ролик; 4 — продольный ролик; 5 — грузовая платформа; 6 — телескопический захват; 7 — рычаг; 8 — шарнир; 9, 10 — каретки; 11 — направляющие для перемещения кабины
заключающийся в том, что в результате зиакопеременности инерционной нагрузки платформа при выборе зазоров ударяет то в одну, то в другую колонну. При этом ролики интенсивно изнашиваются.
На кране-штабелере, выпускаемом Кадиевским машиностроительным заводом, грузовая платформа устанавливается иначе. Она шарнирно соединена с одной из кареток, к другой подвешивается на двух рычагах. Шарниры и рычаги имеют необходимую жесткость в поперечной плоскости. Продольные и поперечные ролики охватывают направляющие колонны с зазорами, не выходящими за пределы допуска на обработку колонн по ходовой посадке и обеспечивают точное направление кареток по колоннам. Непараллельность последних компенсируется рычагом. Поперечные нагрузки, возникающие при выдвинутом грузе или при неустановившемся движении тележки или захватов, воспринимают две колонны. Продольную нагрузку воспринимает одна колонна. При этом какие-либо удары исключены.
Телескопические захваты по конструкции аналогичны захватам, применяемым на кранах-штабелерах для тарно-штучных грузов. Захваты трехсекционные, перемещаются под действием зубчато-реечного механизма.
Кабина оператора выполнена с учетом всех требований по обеспечению хороших условий работы обслуживающего персонала. Обзорность достигается достаточно большой площадью остекления и увеличением размеров кабины по ширине; количество приборов и рукояток управления сведено к минимуму. В частности, электросхемой предусмотрено автоматическое включение сопротивлений в цепях управления электродвигателями приводов. Кабина имеет теплоизоляцию и звукоизоляцию, а также электрообогрев, так как кран-штабелер рассчитан на использование в отапливаемых и в холодных складах (при температуре до —40 °С).
Рис. 6. Кабина оператора мостового крана-штабелера для длинномерных грузов, изготовляемого Кадиевским машиностроительным заводом
Кабина перемещается по направляющим колонны отдельно от грузовой платформы, но не имеет самостоятельного привода. Она подхватывается платформой и затем перемещается вместе с ней. Свободный ход платформы относительно кабины составляет 0,6 м. На кабине установлены ловители, срабатывающие при возрастании скорости опускания сверх номинальной. Для контроля скорости опускания на кране-штабелере предусмотрен стандартный лифтовый центробежный ограничитель скорости.
Наибольшее распространение на складах металла получили мостовые краны-штабелеры общего назначения с телескопическими колоннами, оборудованные специальными вилочными захватами для длинномерных грузов. Такие захваты имеют большую ширину, чем захваты для тарно-штучных грузов, и оборудованы несколькими вилами. Преимуществом мостовых кранов-штабелеров общего назначения, применяемых для переработки длинномерных грузов, является их универсальность и возможность производить погрузку и разгрузку транспортных средств, а также относительно низкая стоимость изготовления, так как краны штабелеры производят серийно в достаточно большом количестве.
На рис. 7 показан мостовой подвесной кран-штабелер, используемый для укладки в стеллажи круглого проката. На кране-штабелере используется вилочный захват для тарно-штучных грузов. Чтобы увеличить устойчивость пакета с длинномерными грузами на вилах, поддоны, в которые уложены грузы, имеют гнезда для вил. Такой кран-штабелер может перерабатывать длинномерные (уложенные в поддоны) и тарно-штучные грузы.
Рис. 7. Подвесной кран-штабелер для длинномерных грузов, выпускаемый фирмой Cleveland Tramrail
Чаще всего мостовые краны-штабелеры имеют специальные захваты для длинномерных грузов, позволяющие перерабатывать грузы в поддонах, связках или в отдельных прутках. На рис. 54 показан мостовой кран-штабелер общего назначения грузоподъемностью 5,0 т, выпускаемый КМЗ и использованный для переработки длинномерных и листовых материалов. Он оснащен специальным грузоподъемником с четырьмя вилами, расстояние между которыми регулируется в зависимости от размеров перерабатываемого груза.
При использовании мостовых кранов-штабелеров общего назначения для переработки длинномерных грузов необходимо учитывать, что при этом:
1) грузоподъемность кранов-штабелеров снижается, так как масса захватов для длинномерных грузов больше, чем масса захватов для тарно-штучных грузов;
2) длинномерные грузы создают больший момент инерции при вращении колонны, чем тарно-штучные грузы той же массы; поэтому при использовании мостовых кранов-штабелеров общего назначения на складах металла рекомендуется ограничивать длину перерабатываемого металла (6—7 м) и вести технологический процесс обработки грузов на складе так, чтобы разворот грузов краном-штабелером не производился, а поворот колонны выполнялся без груза;
3) зазоры между краном и стеллажами должны быть увеличены.
Рис. 8. Мостовой кран-штабелер общего назначения грузоподъемностью 5 т, используемый для переработки листовых и длинномерных грузов
Возможность переработки длинномерных грузов всегда оговаривается в паспортах кранов-штабелеров.
—
Мостовые специализированные краны-штабелеры по техническим параметрам и конструктивному исполнению во многом однотипны. Грузоподъемность их составляет 3—5 т, высота подъема груза — 6—10 м. Краны-штабелеры выпускают для обслуживания складов с пролетами до 24 м.
Мосты кранов-штабелеров, как правило, разрабатывают и изготовляют на базе мостовых кранов общего применения и они имеют увеличенные размеры базы (до 10—12 м). Это объясняется назначением кранов-штабелеров — для переработки длинномерных грузов. При этом мосты выполняют или по обычной четырехколесной схеме, с увеличенными по длине и сечению концевыми балками, или из двух полумостов, в которых обе главные балки опираются на концевые балки, оборудованные ходовыми колесами, и шарнирно соединены между собой с помощью тяг.
Рис. 9. Схемы мостовых кранов-штабелеров для длинномерных грузов с двумя колоннами, расположенными:
а — внутри балок моста; б — внутри балок моста с подъемной двухъярусной грузовой платформой; е — снаружи балок моста и снабженные в нижней части направляющими роликами; г — снаружи балок моста, их крепление усилено фермой
Одним из наиболее сложных узлов в конструкции кранов-штабелеров является тележка, оборудованная вертикальными колоннами. Ввиду относительно больших высоты колонн (10—12 м) и расстояния (8—10 м) между ними от конструктивного исполнения тележки в значительной степени зависит масса всего крана-штабелера, а также его надежность.
Схемы наиболее характерных конструкций тележек приведены на рис. 9. Кран-штабелер фирмы «Пианелли траверса» имеет тележку, выполненную в виде балки, на которой вертикально установлены две колонны, нижние концы которых соединены продольной балкой (рис. 3.2, а). Соединение нижних концов колонн между собой позволяет увеличить продольную жесткость колонн, так как при этом образуется замкнутая прямоугольная рама, хорошо работающая при продольных нагрузках, возникающих при пусках и торможении крана-штабелера. Колонны проходят межлу балок моста. Однако существенным недостатком такой конструкции является увеличение нижней мертвой зоны, так как грузовая платформа вместе с продольной балкой занимают большую высоту (1,2—1,5 м), которая не используется для установки грузов.
Расположение колонн внутри балок моста также нельзя считать рациональным, так как при большом расстоянии между колоннами, определяемом длиной перерабатываемого груза, увеличивается ширина моста, а также его масса.
Кран-штабелер фирмы «Зепа леваж» имеет тележку, выполненную в виде балки с двумя колоннами, проходящими между балок моста. Грузовая платформа двухъярусная и имеет два назначения: два ее яруса создают замкнутую пространственную прямоугольную раму, достаточно жесткую в продольном и поперечном направлениях; на верхнем ярусе платформы можно Перевозить и устанавливать в стеллаж грузы. Недостатком конструкции грузовой платформы является уменьшение высоты подъема груза краном-штабелером вследствие установки второго яруса, увеличение собственной массы грузовой платформы, усложнение конструкции. Для создания необходимой жесткости колонн необходимо в продольном направлении усиливать их сечение, а также сечение верхней балки тележки, что существенно увеличивает массу всей конструкции тележки.
Кран-штабелер фирмы «Демаг» имеет тележку, выполненную в виде балки, по концам которой вертикально установлены две колонны, охватывающие главные балки моста снаружи. При этом существенно уменьшаются габариты и масса моста. Как и в предыдущем варианте, необходимо усилить сечения колонн и верхней балки тележки с целью создания требуемой жесткости колонн в продольном направлении. Колонны для увеличения поперечной жесткости снабжены направляющими роликами, которые катятся вдоль направляющих путей, расположенных на полу склада, вдоль межстеллажных проходов. При таком решении увеличивается расход металла (наличие направляющих) и создаются определенные сложности при въезде крана-штабелера в межстеллажный проход.
Наиболее перспективна конструкция крана-штабелера Стахановского машиностроительного завода, который имеет тележку в виде балки, по концам которой вертикально установлены две колонны, охватывающие главные балки моста снаружи. Сохраняя преимущества Предыдущей схемы, кран-штабелер не имеет ее недостатков. Усиление заделки колонн к балке тележки достигается установкой под балкой тележки дополнительной фермы, соединенной шарнирными тягами с колоннами непосредственно под балками моста. При такой конструкции достигается минимальный расход металла, а также не уменьшается высота подъема груза.
Рис. 10. Мостовой кран-штабелер типа ()КД-5,0
Мостовой кран-штабелер ОКД-5,0 грузоподъемностью 5 т Стахановского машиностроительного завода состоит из моста, тележки и грузовой платформы, связанной с подъемной кабиной оператора. Мост крана-штабелера состоит из двух полумостов, шарнирно соединенных между собой продольными тягами. Каждый из полумостов (главные балки мостовых крюковых кранов общего применения) опирается на концевые балки, оборудованные ходовыми колесами, причем на одном из полумостов концевые балки имеют только холостые колеса, на другом — одно холостое, другое приводное. Приводы моста раздельные, состоят из крановых электродвигателей с фазовым ротором, редукторов серии Ц2 и колодочных тормозов. Приводной полумост оборудован рабочими площадками и проходной галереей. При такой конструкции моста нагрузка на ходовые колеса уменьшается, и это позволяет уменьшить диаметр ходовых колес и применять эти краны-штабелеры на складах, допускающих относительно небольшие нагрузки на крановые пути. Кроме того, уменьшается масса моста по сравнению с таким же краном, имеющим четырехколесную схему, в результате меньшей массы концевых балок. Значительно упрощается монтаж моста благодаря тому, что собранные полумосты (с концевыми балками, ходовыми колесами и приводами) устанавливают на подкрановые пути и затем соединяют шарнирными тягами.
Чтобы облегчить совпадение шарниров в тягах, в последних предусмотрен монтажный сварной стык.
Тележка крана-штабелера вместе с двумя колоннами образует П-образную раму, охватывающую мост снаружи.
Тележка состоит из двух сваренных между собой балок, опирающихся на две концевые балки. На концах тележки установлены шарниры для подвешивания колонн крана. Снизу между балок моста к тележке крепят сварную ферму, которая усиливает горизонтальную жесткость балок тележки и создает узел жесткости для дополнительного крепления колонн. Последние соединены с фермой шарнирными, регулируемыми по длине тягами, проходящими под главными балками моста. Фермы и тяги улучшают условия монтажа колонн и усиливают заделку колонн в продольном направлении.
При монтаже колонн трудно обеспечить их строго вертикальное положение, особенно при больших длинах тележки (11 м) и колонн (до 12 м), а также параллельность между собой. Параллельность же колонн легко обеспечивается при монтаже. Колонны навешивают на тележки с помощью монтажных шарниров, регулируя длины тяг, проверяют их установку по вертикали и относительно одна другой. После выверки положения колонн заваривают верхний узел соединения колонн с тележкой. Жесткая заделка конца колонны в тележке и дополнительная установка продольных тяг, соединяющих колонну с фермой тележки, на расстоянии 2 м от узла заделки увеличивают жесткость всей П-образной рамы в продольном направлении. Это позволяет отказаться от применения горизонтальной связи между нижними концами колонн, влекущей за собой недоиспользование полезной высоты склада. Пространство сварной фермы используют для установки шкафов с электроаппаратурой, к которым удобно подойти с галлереи моста, расположенных с внутренней стороны балок моста.
Грузовая платформа представляет собой балку, соединенную с двумя каретками, перемещающимися по колоннам. На балке установлены телескопические захваты. Кран-штабелер предназначен перерабатывать длинномерные грузы в поддонах или пакетах длиной до 9 м, поэтому на платформе установлено четыре телескопических захвата, три из которых соединены одним валом и работают от одного привода, четвертый имеет самостоятельный привод. Это позволяет крану-штабелеру работать в одном складе с пакетами длиной до 9 м (включаются одновременно все четыре захвата) и с поддонами длиной до 7 м (работают соединенные между собой одним приводом три телескопических захвата).
Рис. 11. Тележка крана-штабе-лера ОКД-5,0:
1 — балка; 2 — дополнительная ферма; 3 — шкаф с электроаппаратурой; 4 — привод передвижения тележки левый; 5 — клеммная ко-робка;6 — ограничитель грузоподъемности левый; 7 — привод подъема; 8 — площадка; 9 — клеммная коробка; 10 — ограничитель грузоподъемности правый; 11 — привод передвижения правый; 12 — кронштейны для крепления колонны; 13 — отклоняющие блоки
Если платформы подвешивают на двух канатах, то после монтажа и регулировки канатов они сохраняют строго горизонтальное положение незначительное время. В результате неравномерного удлинения канатов грузовая платформа отклоняется от горизонтального положения и длительное время работает с определенным (допустимым) отклонением. Колонны также имеют отклонения (в допустимых пределах) от вертикальности и параллельности. Ввиду этого в конструкции направляющих роликов грузовой платформы должны быть предусмотрены элементы, компенсирующие отклонения от номинальных положений платформы и колонн.
В кране-штабелере фирмы «Пианелли траверса» это выполнено следующим образом. Грузовая платформа жестко соединена каретками, имеющими по четыре поперечных ролика, которые воспринимают поперечную нагрузку, возникающую при выдвижении телескопических захватов, и по два продольных ролика, которые воспринимают продольную инерционную нагрузку, возникающую при пусках и торможении крана-штабе-лера. Между продольными роликами и колоннами предусмотрены зазоры, достаточные для компенсации отклонений от вертикальности колонн и горизонтальности грузовой платформы. Направляющие для поперечных роликов имеют достаточную ширину, и при выборе продольного зазора в одну сторону поперечные ролики смещаются по направляющим, не выходя из требуемого контакта. Преимуществом конструкции является ее простота. Однако она имеет существенный недостаток, заключающийся в том, что в результате знакопеременности инерционной нагрузки платформа ударяет то в одну, то в другую сторону. При этом ролики интенсивно изнашиваются.
На кране-штабелере, выпускаемом Стахановским машиностроительным заводом, грузовую платформу устанавливают иначе. Она соединена с одной из кареток шарнирно, с другой — двумя рычагами. Шарниры и рычаги имеют необходимую жесткость в поперечной плоскости. Продольные и поперечные ролики охватывают направляющие колонны и обеспечивают точное движение каретки по ним. Зазоры не выходят за пределы допуска на обработку колонн по ходовой посадке.
Рис. 12. Схемы установки грузовых платформ на мостовых кранах-штабелерах для длинномерных грузов с жесткими колоннами:
а — кран-штабелер, изготовляемый фирмой «Пианелли траверса»; б — кран-штабелер, выпускаемый Стахановским машиностроительным заводом; 1 — колонна; 2 — направляющая колонна; 3 — поперечный ролик; 4 — продольный ролик; 5 — грузовая платформа; 6 — телескопический захват; 7 — рычаг; 8 — шарнир; 9, 10 — каретки; И — направляющие для перемещения кабины
Отклонение колонн от параллельности компенсируется рычагом. Поперечные нагрузки, возникающие при выдвинутом грузе и при неустановившемся движении тележки или захватов, воспринимают две колонны. Продольную нагрузку воспринимает одна колонна — левая. При этом какие-либо удары исключены.
Телескопические захваты по конструкции аналогичны захватам, применяемым на кранах-штабелерах для тарно-штучных грузов. Захваты трехсекционные, перемещаются под действием зубчато-реечного механизма.
Кабина оператора выполнена с учетом всех требований по обеспечению необходимых условий работы обслуживающего персонала. Обзорность достигается большой площадью остекления и увеличением кабины по ширине; число приборов и рукояток управления сведено к минимуму. В частности, электросхемой предусмотрено автоматическое включение сопротивлений в цепях управления электродвигателями приводов. Кабина имеет теплоизоляцию и звукоизоляцию, а также электрообогрев, так как кран-штабелер рассчитан на использование в отапливаемых и в холодных складах (при температуре до —40 °С).
Кабина перемещается по направляющим колонны отдельно от грузовой платформы, но не имеет самостоятельного привода. Для этого колонна имеет специально обработанные направляющие, а кабина — четыре пары продольных и две пары поперечных роликов. На кабине установлены упоры, взаимодействующие с кронштейнами, укрепленными на грузовой платформе. При подъеме грузовой платформы кабина остается неподвижной до тех пор, пока кронштейны грузовой платформы не подхватят упоры кабины.
Рис. 13. Кабина оператора мостового крана-штабелера СЖД-5,0 для длинномерных грузов грузоподъемностью 5 т
Дальнейший подъем грузовой платформы и кабины производится совместно. Свободный ход грузовой платформы составляет 600 мм. При этом недоиспользование высоты подъема минимально.
Кабина оператора оборудована ловителями, которые работают от центробежных ограничителей скорости, срабатывающих при увеличении скорости опускания на 25—40 % от номинальной. Предусмотрены блокировки, отключающие приводы крана-штабелера при открывании двери кабины и при срабатывании ограничителей грузоподъемности и ослабления каната.
Мостовыми кранами-штабелерами для длинномерных грузов, как правило, управляют операторы из кабины. Однако известны краны-штабелеры и с автоматическим управлением, например кран-штабелер для длинномерных грузов с автоматическим управлением (грузоподъемностью 5 т), изготовленный фирмой «Пианелли траверса» для склада металла. Кран-штабелер имеет мост пролетом 22,5 м, перемещающийся по подкрановым путям, расположенным на высоте 8,15 м от уровня пола. Мост состоит из двух полумостов, шарнирно соединенных между собой тягами. Тележка представляет собой замкнутую прямоугольную раму, колонны которой расположены между балками моста. Грузовая платформа также выполнена в виде прямоугольной рамы, на нижней балке которой установлены два телескопических захвата, рассчитанные на переработку металлопроката длиной до 9 м. Управление краном-штабелером осуществляется оператором из кабины или автоматически. Для этого на средней части (по высоте) одной из колонн установлена стационарная кабина оператора, которая представляет собой открытую платформу с боковыми ограждениями. Вход в кабину — по лестнице. Над кабиной установлена площадка, служащая для технического обслуживания привода подъема. Система автоматического управления позволяет по команде оператора со стационарного пульта устанавливать или извлекать грузы из стеллажей. Кран-штабелер с автоматическим управлением существенно дороже, чем подобные краны-штабелеры с ручным управлением. Экономический эффект достигается в результате увеличения производительности, связанного с более четкой работой механизмов при автоматическом управлении, и улучшения условий работы оператора.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Мостовые краны-штабелеры"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы