Требования безопасности, предъявляемые к кранам-штабелерам различных типов и исполнений, в основном одинаковы, с некоторыми различиями, вызванными специфическими особенностями конструкций кранов-штабелеров.
Металлоконструкции, детали и узлы механизмов кранов-штабелеров должны быть изготовлены из материалов, обеспечивающих их надежную работу при температуре окружающей среды, указанной в технической характеристике.
Все подъемные соединения, применяемые в кранах-штабелерах, должны быть предохранены от самопроизвольного развинчивания или разъединения. Широко
используемые для этой цели пружинные шайбы не гарантируют надежной работы соединения, поэтому ответственные резьбовые соединения, например, крепления колонны к поворотному кругу, соединения элементов металлокон-, струкций между собой, должны быть законтрены с помощью шплинтов и т. п. Особенно необходимо надежное стопорение разъемных соединений в местах, доступ к которым для осмотра и подтяжки затруднен. Обязательно стопорить с помощью шплинтов все резьбовые соединения, связанные с креплением элементов механизма подъема, приборов безопасности, кабин операторов. Разъемные, соединения должны иметь противокоррозийные покрытия,/ а перед установкой должны быть смазаны тонким слоей—-густого смазочного материала.
Ко всем механизмам, устройствам безопасности, электрооборудованию должен быть обеспечен безопасный доступ. С этой целью на кранах-штабелерах устанавливают площадки для обслуживания механизмов.
На мостовых кранах-штабелерах опорного типа, управляемых из кабины, для безопасного и удобного обслуживания механизмов и электрооборудования предусматривают галереи или площадки с удобным выходом и доступом ко всем механизмам крана и электрооборудованию. Ширина свободного прохода по галерее для кранов-штабелеров с трансмиссионным приводом моста должна составлять не менее 500 мм, с бестрансмис-сионным приводом — не менее 400 мм.
На галерее, предназначенной для расположения троллейных проводов, ширина прохода между перилами и устройствами, поддерживающими троллеи, а также токосъемниками должна быть не менее 400 мм.
Выходить на галереи мостовых кранов-штабелеров следует с галерей, проходящих вдоль подкрановых путей,
или со специальных площадок, располагаемых на уровне подкрановых путей. Настил галереи и посадочных площадок, изготовленный из рифленых или перфорированных стальных листов, должен быть металлический по всей их длине и ширине.
Площадки и галереи, установленные на мостовых кранах-штабелерах, концевые балки мостов, торцевые стороны опорных тележек должны иметь перила высотой 1 м со сплошным ограждением по низу на высоте не менее 100 мм. На тележках перила могут быть уменьшены, если размеры здания не позволяют устанавливать перила высотой 1 м.
Лестницы для доступа с пола на посадочные ремонтные площадки и галереи для прохода вдоль крановых путей должны быть расположены так, чтобы исключалась возможность зажатия находящихся на них людей движущимся краном или его кабиной. Угол наклона лестницы к горизонту не должен превышать 60°. Лестницы (ширина не менее 600 мм) должны иметь перила, ширина плоских ступеней, выполненных из стальных рифленых листов, должна быть не меньше 150 мм.
Мостовые краны-штабелеры опорного типа (кроме кранов, оборудованных подвесными тележками) должны быть оборудованы кабинами для обслуживания главных троллейных проводов и токоприемников, если последние расположены ниже настила галереи моста.
На стеллажных кранах-штабелерах площадки устанавливают в тех случаях, когда необходим доступ к механизмам и электрооборудованию, установленному на высоте от пола свыше 1,0—1,2 м. Площадки оборудуют ограждениями и лестницами, выполняемыми с учетом тех же требований, что и на мостовых кранах-штабелерах.
Важным элементом обеспечения безопасной работы является окраска кранов-штабелеров, которая, помимо защитно-декоративных, имеет также предупредительные функции. Как правило, краны-штабелеры окрашивают в желтый или оранжевый цвет, контрастирующий с более темным цветом стеллажей (серый, голубой, зеленый) и тары, лежащей в стеллажах (красный, зеленый, голубой). Элементы кранов-штабелеров, перемещающиеся в зоне, в которой может быть расположен обслуживающий персонал, например, кабины и грузоподъемники, ходовые балки стеллажных кранов-штабелеров и т. п., должны иметь предупредительную окраску, выполненную в виде черных полос, нанесенных на желтом (оранжевом) фоне соответствующих элементов. Какие-либо дополнительные устройства, предупреждающие о приближении крана-штабелера (например, звуковые сигналы, проблесковые маячки) на кранах-штабелерах не применяют. Первые — в связи с необходимостью уменьшить уровень шума, вторые — в связи с малой эффективностью.
Все механизмы кранов-штабелеров и, прежде всего, механизмы подъема передвижения должны быть оборудованы автоматическим нормально закрытыми тормозами. Тормоз механизма подъема рассчитывают из условия, чтобы грузоподъемник с грузом в любых условиях эксплуатации надежно затормаживался и удерживался. Наименьший коэффициент запаса торможения механизма подъема, работающего по 1—3-й группам режима, должен быть равен 1,5, по 4-й — 1,75, по 5-й — 2,0 и по 6-й — 2,5.
Коэффициенты запаса торможения механизмов передвижения определяют исходя из заданных технических параметров кранов-штабелеров и, в частности, из максимально допустимых замедлений, возникающих при торможении кранов-штабелеров соответствующих типов.
В качестве несущих органов на кранах-штабелерах применяют стальные канаты или пластинчатые цепи по ГОСТ 588—81. Коэффициент запаса прочности стальных канатов и пластинчатых цепей должен быть соответственно не менее 9 и 6, если кабина (грузоподъемник) не оборудована ловителями, и соответственно не менее 6 и 5, если кабина оборудована ловителями. Канаты, используемые только для подъема груза, должны иметь запас прочности не менее 6.
Канаты, используемые для подъема груза с кабиной оператора или отдельно кабины оператора, должны иметь грузолюдское исполнение (ГЛ). Диаметр каната, используемого при подъеме груза с кабиной или отдельно кабины, должен быть не менее 7 мм.
Кабина оператора должна быть оборудована ловителями, приводящимися в действие ограничителем скорости. Во всех случаях неисправности механизма подъема, когда скорость опускания кабины превышает допустимую величину, кабина затормаживается на колонне (садится) с помощью механических ловителей различной конструкции: клиновых, роликовых, эксцентриковых и др.
Например, роликовый ловитель кабины применяют на мостовых кранах-штабелерах. На каретке грузоподъемника предусмотрен горизонтальный шарнир. Относительно этого шарнира может поворачиваться рычаг 2 с закрепленным на нем блоком, через который проходит канат механизма подъема. Свободный конец рычага связан пружиной с одним концом двуплечего рычага, в корпус которого вмонтирован центробежный
ограничитель скорости. Другой конец двуплечего рычага соединен тягой с роликом. В рабочем положении пружина под действием массы грузоподъемника деформирована и ролик свободно катится по направляющим колонны. При обрыве подъемного каната двуплечий рычаг 5 под действием пружины 3 поворачивается, ролик поднимается и заклинивается между направляющим рельсом и клиновым пазом грузоподъемника, останавливая движение грузоподъемника вниз. То же самое происходит при превышении допустимой скорости опускания грузоподъемника. Вращающиеся грузы центробежного ограничителя скорости расходятся и поворачивают двуплечий рычаг.
На кранах-штабелерах отечественного производства применяют клиновые ловители и центробежные ограничители скорости, полностью заимствованные из конструкции выпускаемых серийно пассажирских лифтов. При посадке кабин на ловители среднее значение замедления не должно быть более 30 м/с2. Для привода ловителей кабин применяют механические ограничители скорости, которые должны срабатывать при скорости опускания 1,15—1,4 от номинальной, но не менее 0,7 м/с.
В качестве тягового органа ограничителя скорости следует применять стальной канат или струну диаметром не менее 6 мм. Если канат используют также и для создания тормозного усилия, то его диаметр должен быть не менее 8 мм. Крепление стального каната привода ограничителя скорости должно выполняться способами, применяемыми для несущих канатов. Канат ограничителя скорости должен натягиваться грузом. Возможно применение пружин, работающих на сжатие. Ограничитель скорости, приводимый в действие пружинами или другими гибкими элементами, должен автоматически срабатывать при поломке этих элементов. Он должен иметь таблички с указанием: предприятия-изготовителя; номера по системе нумерации предприятия-изготовителя и года изготовления; типа ограничителя скорости; диапазона скорости срабатывания ограничителя скорости; диаметра каната.
Рис. 1. Роликовый ловитель кабины:
1 — шарнир; 2 — рычаг е блоком подъемного каната; 3 — пружина; 4 — ролик; 5 — двуплечий рычаг ограничителя скорости; 6 — клиновый паз на грузоподъемнике
Краны-штабелеры должны быть оборудованы концевыми выключателями, буферными устройствами и упорами, ограничивающими перемещение соответствующих механизмов.
Механизмы кранов-штабелеров: подъема, передвижения (передвижения тележки), выдвижения телескопических захватов, имеющие двухскоростные приводы, должны быть оборудованы концевыми выключателями, переключающими рабочие скорости на установочные при приближении крана-штабелера (тележки, телескопического захвата) к концевым упорам на расстояние от упора, не меньшее пути торможения соответствующего механизма.
Механизмы подъема должны быть оборудованы концевыми выключателями, автоматически отключающими механизм подъема, когда грузоподъемник подойдет к верхнему или нижнему положению. Последующее включение должно быть возможно только в обратном направлении.
Концевой выключатель верхнего положения должен быть установлен так, чтобы после остановки грузоподъемника (без груза) не срабатывал аварийный концевой выключатель, а расстояние от упора до соответствующей части грузоподъемника не превышало 60 мм.
За концевым выключателем верхнего положения устанавливают аварийный концевой выключатель, который разъединяет силовую цепь электродвигателя или который включают в цепь управления, при этом он должен отключать дополнительный контактор. После остановки механизма подъема аварийным выключателем расстояние от упора до соответствующей части грузоподъемника не должно превышать 50 мм.
Рис. 2. Ограничители грузоподъемности:
а — пружинный; б — торсионный
Концевые выключатели механизмов передвижения должны быть установлены таким образом, чтобы при движении с номинальным грузом кран-штабелер (тележка, телескопический захват) останавливался на расстоянии до упора, исключающем удар или наезд на него буфером.
Краны-штабелеры должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности и ограничителями ослабления канатов. Ограничитель грузоподъемности отключает привод механизма подъема при движении грузоподъемника вверх и при увеличении нагрузки в канате на 25 % выше номинальной. Используют как механические, так и электрические ограничители грузоподъемности. Наиболее широко применяют пружинный и торсионный ограничители грузоподъемности (рис. 5.8). Принцип действия их одинаков и заключается в том, что при сжатии пружины более определенной величины, или при закручивании торсионного вала более определенного угла, срабатывают концевые выключатели, воздействующие на привод механизма подъема и отключающие его.
С ограничителями грузоподъемности обычно сблокированы ограничители ослабления канатов. Они предназначены для выключения привода подъема при движении грузоподъемника вниз и при снятии нагрузки с канатов, что обычно имеет место при опускании вилочных или телескопических захватов на полки стеллажей. Ограничители ослабления работают следующим образом. Под действием силы тяжести грузоподъемника (с грузом или без груза) пружина ограничителя или торсионный вал имеют небольшую упругую деформацию. После снятия нагрузки как пружина, так и торсионный вал принимают первоначальное положение, при котором включаются концевые выключатели, воздействующие на привод механизма подъема, и отключают его.
Ограничители грузоподъемности, так же, как и ограничители ослабления каната, необходимы на кранах-штабелерах прежде всего по той причине, что постоянная работа грузозахватных устройств внутри стеллажей может привести к зацеплению за стеллаж или при подъеме, или при опускании груза. В первом случае с целью предохранения от перегрузки крана-штабелера, так как максимальные моменты электродвигателей привода подъема, как правило, в 2—2,5 раза больше их номинальных. Во втором случае ослабленный канат соскакивает с барабана и при обратном движении может не лечь в ручьи, что также влечет за собой неприятные последствия (защемление и обрыв каната).
Электрические ограничители грузоподъемности и ослабления канатов применяют совместно с механическими приборами безопасности. Они представляют собой тензометрические датчики, усиленные сигналы которых воздействуют на приводы механизма подъема и отключают их при необходимости, вызванной увеличением или уменьшением напряжений на датчике относительно заданных значений.
Контроль занятости ячейки стеллажа необходим для того, чтобы исключить возможность установки груза в ячейку, в которой уже имеется груз, так как при этом неизбежна авария. Для этого применяют различные устройства (щупы, выдвижные рычаги, воздействующие на конечные выключатели при натыкании на груз, уже установленный в ячейке), останавливающие выдвижение телескопического захвата и возвращающие его в среднее положение, На пульте оператора формируется соответствующий сигнал, на основании которого оператор переадресовывает груз.
Рис. 3. Схема контроля размеров пакетированных грузов:
а — на линии подачи грузов к кранам-штабелерам; б — на кране-штабелере (грузоподъемнике); 1~ 4, 6, 7 — фотоэлементы: 5 – шкала весов
Устройство контроля наличия груза на грузоподъемнике выполняют в виде конечного выключателя, или индуктивного датчика, или фотоэлемента, луч которого перекрывается грузом. Это устройство необходимо для того, чтсбы исключить ошибки в адресовании и упростить задание команд по установке или взятию груза. Так, при наличии груза на грузоподъемнике не проходит команда «взять груз», и наоборот, при отсутствии груза не проходит команда «положить груз».
Устройство для контроля положения груза на грузоподъемнике исключает задевание груза о стеллаж при движении крана-штабелера вдоль межстеллажного прохода в том случае, если груз лежит на грузоподъемнике неправильно. Для обеспечения контроля положения груза на автоматизированных складах организуют постоянный контроль состояния тары и размеров пакетов. На грузораспределительных линиях, служащих для подачи грузов на хранение, устанавливают посты автоматического контроля размеров и массы пакетов (рис. 5.9, а). Размеры контролируют, как правило, с помощью фотоэлементов, проверяющих пакеты по длине, ширине и высоте. Пакеты с увеличенными размерами выводятся из линии для переформирования.
Конечным этапом контроля груза является проверка его положения на грузоподъемнике крана-штабелера. Можно проверять положение груза как вдоль грузоподъемника, так и поперек. Проверку проводят двумя способами: с помощью фотоэлементов или с помощью индуктивных датчиков, расположенных на нижней плоскости грузоподъемника. Причем применение индуктивных датчиков с меньшими затратами позволяет зафиксировать точное положение груза на грузоподъемнике как в продольном, так и в поперечном направлении.
Устройства для контроля положения грузозахватного органа относительно адреса по вертикали и горизонтали представляют собой датчики, которые должны взаимодействовать с шунтами точной остановки, расположенными на колонне крана-штабелера (вертикальный адрес) и вдоль межстеллажного прохода (горизонтальный адрес).
На складах, оборудованных стеллажными кранами-штабелерами, работающими совместно с передаточными тележками, необходимы дополнительные меры, исключающие возможность схода крана с путей, не состыкованных с передаточной тележкой.
На свободных концах путей кранов-штабелеров и передаточной тележки должны быть установлены механические упоры, выдерживающие наезд крана на скорости 0,5 м/с. Упоры должны автоматически убираться при стыковке участка пути передаточной тележки с путем крана-штабелера и возвращаться в исходное положение расстыковки. Участки крановых путей передаточной тележки и крановые пути кранов-штабелеров должны иметь стыковочные замки, обеспечивающие надежную стыковку с минимальными зазорами. Допускаемое смещение торцов рельсовых путей — 2 мм, зазоры ме +ду путям,! не должны превышать 4 мм.
Переход стеллажного крана-штабелера на передаточную тележку и обратно должен производиться, когда тележка и рельсовый путь крана-штабелера соединены между собой стыковым замком. Стыковые замки должны быть оборудованы электроблокировкой, исключающей включение привода передвижения передаточной тележки, пока последняя соединена с рельсовым путем стеллажного крана-штабелера стыковым замком.
Необходимо обесточивать участок троллей крана-штабелера, расположенный на передаточной тележке (при ее передвижении), с целью исключить возможность движения крана-штабелера и воспрепятствовать замыканию троллей, находящихся на стеллажах и передаточной тележке, так как зазоры между торцами шин малы. Троллеи должны включаться только после завершения стыковки передаточной тележки.
Кран-штабелер, установленный на передаточной тележке, должен быть обесточен и при кабельном питании. Включение привода передвижения стеллажного крана-штабелера, находящегося на передаточной тележке, допускается, когда передаточная тележка соединена стыковым замком с рельсовым путем стеллажного крана-штабелера. Перевод крана-штабелера на передаточную тележку необходимо производить на скорости, не превышающей 0,5 м/с. Для этого у концов путей, примыкающих к передаточной тележке, должны быть установлены линейки, воздействующие на конечные выключатели и снижающие скорость передвижения крана-штабелера. На передаточной тележке эти линейки должны быть продлены, чтобы взаимодействие конечного выключателя с линейкой не прекращалось.
Менее надежно применять конечные выключатели с фиксированным положением контактов. В этом случае на передаточной тележке устанавливают концевой упор и вторую линейку, воздействующую на конечный выключатель, который останавливает передвижение крана-шта-белера при подходе к упору. Расстояние от конечного включателя до упора должно быть равно тормозному пути крана-штабелера, движущегося на уменьшенной скорости.
На передаточных тележках должны быть установлены конечные выключатели и упоры, ограничивающие их перемещение вдоль фронта стеллажей. Передаточные тележки должны быть оборудованы двухскоростными приводами передвижения. Установочная скорость передаточной тёлежки не должна превышать 0,2 м/с. Требования к установке концевых выключателей передаточной тележки те же, что и для кранов-штабелеров.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Требования безопасности, предъявляемые к кранам-штабелерам"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы