Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Строительная техника и оборудование 4

Публикация:
   Надежность и долговечность машин, основных узлов и деталей

Читать далее:




Надежность и долговечность машин, основных узлов и деталей

В соответствии с ГОСТ 13377—67 установлены следующие основные понятия и количественные характеристики надежности машин.

Под надежностью понимают свойство системы, в данном случае машины, и ее элементов — узлов и деталей, — сохранять работоспособность в течение установленного срока. Работоспособность — это свойство машины выполнять присущие ей функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в обусловленных пределах. Надежность системы и ее элементов определяется их безотказностью, ремонтопригодностью и долговечностью.

Безотказностью называют свойство системы или ее элемента сохранять работоспособность в течение определенного времени или определенной наработки без вынужденных перерывов. Под ремонтопригодностью понимают возможность предупреждения обнаруживаемых отказов и неисправностей путем проведения технического обслуживания и ремонта. Долговечность— это свойство системы или ее элементов сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта. Наконец, предельное состояние системы обусловливается технической или экономической целесообразностью ее дальнейшей эксплуатации.

Потеря работоспособности называется отказом. Все машины в процессе эксплуатации изнашиваются и со временем теряют работоспособность из-за отказа отдельных деталей. Различают отказы постепенные, наступающие в результате непрерывного изменения работоспособности, и внезапные из-за скачкообразного ее изменения. К первой группе относятся отказы, возникающие в результате постепенного необратимого накопления повреждений в детали — пластических деформаций или деформаций ползучести, усталостных явлений, ведущих к образованию трещин, механического износа. Ко второй группе относятся отказы, имеющие внезапный характер, — хрупкое разрушение, превышение предела упругости в определенном сечении детали, для которой остаточные деформации недопустимы, возникновение чрезмерных упругих деформаций.

Элементы любой современной машины по признаку их назначения могут быть разделены на активные, базовые и вспомогательные.

К активным элементам относятся исполнительные органы строительных машин — ковши экскаваторов, дробящие плиты камнедробилок, навесное оборудование бульдозеров и т. д.; валы, детали передач, муфты и т. д., участвующие непосредственно в передаче мощности; подшипники, воспринимающие в опорах валов и осей рабочие нагрузки; кривошипно-шатунные и другие аналогичные механизмы, предназначенные для преобразования одного вида движения в другое; пружины, рессоры и амортизаторы, предназначенные для смягчения резких колебаний рабочих нагрузок. К базовым элементам, обеспечивающим правильное взаимное расположение активных элементов, относятся станины, рамы, платформы, несущие металлоконструкции и т. п. Наконец, к вспомогательным элементам относятся детали механизмов управления машинами — рычаги, педали, штурвалы, тяги и т. д., или, например, элементы, предназначенные для обеспечения безопасности обслуживания машин — всевозможные ограждения, ограничители хода, грузоподъемности и т. д.

Недостаточная надежность и долговечность машин и отдельных агрегатов приводит к нецелесообразной затрате средств. Например, на ремонт одноковшовых экскаваторов некоторых моделей за весь срок службы затрачивается в несколько раз больше времени, чем на их изготовление. За 10 лет работы на строительстве трактора ДТ-54 с навесным оборудованием бульдозера стоимость расходуемых запасных частей составляет 4,4 тыс. руб. Общие затраты на поддержание работоспособности трактора в 4 раза превышают его начальную стоимость. Камнедробилка типа СМ-11Б массой 5,6 т, используемая на дроблении высокоабразивных пород, за срок своей службы требует замены дробящих плит с общей массой 17 т.

Одним из распространенных критериев надежности является вероятность безотказной работы системы или элемента, т. е. вероятность того, что система или элемент сохранят работоспособность в заданном интервале времени и заданных условиях эксплуатации, т. е. в течение этого времени не произойдет отказа.

Вероятность безотказной работы — надежность определенной детали строительной машины при заданном режиме работы и заданном интервале времени t определяется отношением числа этих деталей, выдержавших срок службы, к общему числу деталей того же типоразмера.

При параллельном соединении элементов в системе увеличение их числа приводит к противоположному эффекту — увеличению надежности системы. К деталям, которые могут быть соединены параллельно, можно отнести разнообразный крепеж, подшипники, клиновые приводные ремни, приводные цепи и т. д.

Под долговечностью понимают свойство системы или элемента продолжительное время сохранять работоспособность в заданных условиях эксплуатации. За меру долговечности обычно принимают период работы системы от начала эксплуатации до необходимости капитального ремонта. Этот период Т называют сроком службы, он измеряется средним числом лет работы и может быть выражен через медианное число часов работы tm или число циклов нагружения Nm.

В вышеприведенной методике расчета выбор многочисленных коэффициентов, основанный на многократно проверенных экспериментальных данных, введение дифференцированного коэффициента запаса прочности в зависимости от материала, вида заготовки, термообработки, степени ответственности рассчитываемого элемента дают основания полагать, что вероятность безотказной работы В будет близка к единице. Иными словами, безотказная работа рассчитываемого элемента будет приближаться к достоверному событию, т. е. разрушение практически станет невозможным.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Строительная техника и оборудование 4

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Надежность и долговечность машин, основных узлов и деталей"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства