Шахтные подъемные установки предназначены для выдачи из шахты полезного ископаемого и породы, спуска-подъема материалов, оборудования и людей.
Шахтные подъемные установки являются важным технологическим звеном в процессе добычи угля. Как правило, шахтные подъемные установки являются единственным видом транспорта, связывающим подземные выработки с поверхностью, поэтому их работа должна быть надежной и безопасной.
В настоящее время шахты имеют по нескольку подъемных установок, каждая из которых выполняет свои функции. При наличии двух подъемных установок одна из них обычно служит для подъема полезного ископаемого, а другая — для выдачи породы и спуска-подъема материалов, оборудования и людей. При наличии трех подъемных установок одна служит для выдачи полезного ископаемого, вторая — для выдачи породы и третья — для выполнения вспомогательных операций (спуск-подъем людей, материалов и оборудования).
Подъемные установки классифицируют по следующим признакам.
По назначению на:
— грузовые — для выдачи полезного ископаемого и породы;
— грузолюдские — для спуска-подъема материалов, оборудования и людей, а в отдельных случаях и породы;
— инспекторские или аварийные — для ревизии ствола и подъема людей в аварийных случаях;
— проходческие — для транспортирования породы, оборудования,, материалов и людей при проходке и углубке стролов.
По углу наклона ствола: вертикальные и наклонные.
По типу подъемных сосудов: скиповые, клетевые, скипо-клетевые, бадьевые; наклонные подъемы, оборудованные вагонетками.
По конструкции органов навивки подъемного каната:
— с органами навивки постоянного радиуса (с цилиндрическими барабанами или шкивами трения);
— с органами навивки переменного радиуса (с разрезными бици-линдроконическими барабанами или бобинами);
По числу подъемных канатов:
одноканатные и многоканатные.
По количеству подъемных сосудов:
одноконцевые (в ряде случаев с противовесом) и двухконцевые.
По типу применяемого подъемного двигателя:
с двигателями переменного и постоянного тока.
По уравновешиванию:
уравновешенные и неуравновешенные.
На рис. 1 показаны схемы клетевой и скиповой подъемных установок вертикальных шахт.
Рис. 1. Схема подъемной установки:
а — клетевой; б — скиповой
Клетевая подъемная установка состоит из подъемной машины, канатов, копровых шкивов, копра и клетей. Подъемная машина расположена в здании.
Скиповая подъемная установка состоит также из подъемной машины, канатов, копровых шкивов, копра и, кроме того, скипов, опрокидывателя и загрузочного устройства.
В установках с барабанными машинами используют два подъемных каната или один (в одноконцевых наклонных подъемах). В установках, оборудованных шкивами трения, количество подъемных канатов равно количеству шкивов трения. Каждый канат направляется к подъемному сосуду через свой копровый шкив. Один конец каната прикрепляют к клети или скипу, а другой — к барабану подъемной машины. В многоканатных подъемных установках каждый сосуд (клеть или скип), а также противовес прикрепляется и к более подъемным канатам, находящимся на приводном шкиве. При двухконцевом подъеме, оборудованном однобарабанной подъемной машиной, один канат навивается на барабан сверху, второй свивается снизу. При вращении барабана один канат поднимает первый сосуд из ствола, а другой опускает второй сосуд в ствол.
В двухбарабанной подъемной машине один канат прикрепляют к одному барабану, от которого он отходит снизу, а другой канат — ко второму барабану, от которого он отходит сверху.
Загрузка одного из подъемных сосудов в шахте и разгрузка другого на поверхности происходят одновременно.
В клетевых подъемных установках при подъеме груза неопрокидными клетями вагонетки на нижней приемной площадке околоствольного двора заталкиваются в клеть, поднимаются на верхнюю приемную площадку надшахтного здания, расположенную выше устья ствола, и выталкиваются из клети чаще всего порожними вагонетками, спускаемыми в шахту.
Загрузку опрокидных клетей гружеными вагонетками в околоствольном дворе производят так же, как и неопрокидных. Разгрузку же опрокидных клетей на верхней приемной площадке надшахтного здания производят без выталкивания вагонеток, а опрокидыванием платформы клети вместе с вагонеткой.
Разгрузку вагонеток из неопрокидной и опрокидной клетей можно производить и на нулевой площадке надшахтного здания, расположенной на уровне устья ствола.
При подъеме груза скипами груженая вагонетка входит в опрокидыватель околоствольного двора, опрокидывается и разгружается в бункер, из которого полезное ископаемое или порода через загрузочное устройство поступает в скип. Поднятый на поверхность груженый скип разгружается в железнодорожный бункер через разгрузочное устройство.
Грузы по наклонным стволам могут перемещаться канатным или конвейерным транспортом. Канатный подъем может быть одноконцевым, двухконцевым и с бесконечным канатом.
Подъем груза может производиться в скипах, клетях или вагонетках.
В скиповой подъемной установке наклонного ствола уголь в скипы поступает через опрокидыватель и бункер с затвором. Скип по рельсам наклонного ствола и эстакады поднимается к бункеру и входит в разгрузочные кривые, где происходят опрокидывание его или открывание секторного затвора скипа и разгрузка. Для поддержания наклонной эстакады служат металлические опоры. Канаты направляются через копровые шкивы и прикрепляются к барабану подъемной машины, расположенной в здании.
Подъем в скипах по сравнению с подъемом в клетях или вагонетках требует меньшей продолжительности пауз, обеспечивает большую производительность, позволяет уменьшить сечение ствола и штат обслуживающего персонала на приемных площадках. Недостатками скипового подъема являются необходимость измельчения полезного ископаемого и необходимость применения клетевого подъема для выполнения вспомогательных операций.
Подъемная установка наклонного ствола, оборудованная клетями или вагонетками, отличается от скиповой отсутствием в околоствольном дворе камеры опрокидывателя и бункера.
Скиповой и клетевой подъемы применяются для транспортирования грузов по наклонным стволам с углом наклона более 25°.
При угле наклона ствола до 25° ископаемое обычно доставляют в вагонетках, .из которых содержимое не высыпается.
Подъем в вагонетках с помощью бесконечного каната производят при угле наклона выработки до 20°, но редко, так как этот способ требует большой ширины ствола и не пригоден для спуска-подъема людей.
В наклонных стволах с углом наклона до 18° можно применять конвейерный транспорт.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Назначение, классификация и основные элементы подъемных установок"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы