Во всех механизмах башенных кранов вращающиеся валы и оси опираются на подшипники качения или скольжения. Во время вращения при непосредственном контакте между трущимися поверхностями вала и подшипника развиваются силы трения, которые приводят к повышению температуры обеих деталей и их заеданию. Чтобы уменьшить трение, а следовательно, нагрев и износ, трущиеся поверхности смазывают. Масло прилипает к деталям и, разъединяя трущиеся поверхности, заменяет сухое трение металла о металл трением внутри масляного слоя. При этом коэффициент трения снижается, улучшаются и облегчаются условия работы деталей. Это явление было открыто русским ученым К. П. Петровым, разработавшим теорию гидродинамической смазки.
Сущность гидродинамической смазки состоит в следующем. Между вращающимся валом (рис. 173) и неподвижным подшипником образуется зазор. В зазор попадает жидкая смазка (масло). При вращении вала в клиновидный зазор затягивается мабло, прилипшее к движущейся поверхности вала. В нижней части зазора образуется масляный клин 4, в котором масло находится под большим давлением, достаточным для уравновешивания нагрузки от_вала. Таким образом
образуется масляная подушка, которая разделяет трущиеся поверхности слоем смазки и трение становится жидкостным. При этом вал как бы всплывает над поверхностью подшипника и при вращении трущиеся поверхности почти не соприкасаются. Одновременно масло, которое находится в постоянном движении, интенсивно отводит тепло от трущихся поверхностей.
Рис. 173. Схема работы подшипника скольжения с масляным клином:
1 — вал, 2 — неподвижный подшипник, 3 — зазор, 4 — масляный клин
Для обеспечения нормальной работы механизмов необходимо следить за своевременной смазкой трущихся поверхностей. При несвоевременном дополнении смазки может оказаться, что трущиеся поверхности работают без смазки. В этом случае силы трения возрастают в 10—15 раз, что приводит к повышенным нагрузкам на подшипники, форсированному износу и быстрому выходу из строя всего механизма (отказу).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Назначение смазки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы