На современных обмоточных станках можно укладывать в пазы только обмотки, в ,которых не нужно поднимать шаг на заключительной стадии укладки. Двухслойные обмотки, схемы которых были рассмотрены ранее, укладываются только с подъемом шага, поэтому их укладка не поддается механизации. Без подъема шага могут быть уложены однослойные обмотки, но их применяют лишь в двигателях мощностью не более 12—15 кВт, так как в однослойных обмотках нельзя выполнить укороченный шаг, что отрицательно влияет на характеристики двигателя.
Чтобы расширить область применения механизированных способов намотки статоров и наматывать на станках обмотки машин большей мощности, разработаны специальные типы обмоток, обладающие достоинствами и двухслойных, и однослойных. Их укладка производится без подъема шага, поэтому может быть механизирована, а схема позволяет выполнить укороченные шаги, как в двухслойных обмотках. Такими обмотками являются одно-двухслойные и двухслойные концентрические.
Одно-двухслойные обмотки. Одно-двухслойная обмотка выполняется концентрическими катушками. В отличие от других видов обмоток в ее катушечную группу входят катушки с разными числами витков: в больших катушках в два раза больше витков, чем в малых. Стороны больших катушек занимают весь паз, как в однослойных обмотках. Стороны малых катушек располагаются в пазах в два слоя, как в двухслойных обмотках. Распределение по пазам больших и малых катушек основано на следующем.
В обычной двухслойной обмотке с укорочением шага в некоторых пазах располагаются катушки, принадлежащие разным фазам, например в пазах 2, 4, 6, 8 …. В остальных пазах располагаются стороны катушек одной и той же фазы. В одно-двухслойных обмотках две стороны катушек одной и той же фазы, лежащие в одном пазу, как бы объединяются и образуют сторону большой катушки с двойным числом витков. В остальных пазах располагаются в два слоя стороны малых катушек с одинарным числом витков. Катушки распределены по статору так, что в каждой фазе оказывается одинаковое число больших и малых катушек, а также катушек, обе стороны которых лежат только в нижнем или только в верхнем слое паза. Поэтому обмотка получается симметричной. Определенная последовательность укладки больших и малых катушек позволяет выполнить обмотку без подъема шага.
Расчетное укорочение шага одно-двухслойной обмотки зависит от числа пазов на полюс и фазу — q и числа больших катушек в катушечной группе. В трехфазных двигателях находят применение одно-двухслойные обмотки с одной большой катушкой в группе.
Рис. 1. Схема одно-двухслойной трехфазной обмотки с 1 = 48, 2р = 4
В однофазных и двухфазных двигателях одно-двухслойная обмотка выполняется как с одной, так и с несколькими большими катушками в катушечной группе. Их применяют с целью улучшения обмоточного коэффициента по сравнению с однослойными обмотками.
Двухслойная концентрическая обмотка. Двухслойная концентрическая обмотка состоит из концентрических катушек разных размеров, стороны которых располагаются в пазах в два слоя. Она отличается от двухслойной обмотки с одинаковыми катушками соединением в лобовых частях и шагами катушек. Катушки, составляющие катушечную группу двухслойной концентрической обмотки, имеют разные шаги по пазам и разную длину лобовых частей. Так как все катушки в группе и обычной и концентрической двухслойных обмоток соединяются последовательно, то эдс группы не зависит от последовательности соединения сторон катушек. Она будет одинакова в обеих обмотках с равным числом витков, поэтому будут равны и их обмоточные коэффициенты.
Рис. 2. Катушечная группа одно-двухслойной обмотки
Рис. 3. Схема одно-двухслойной двухфазной обмотки с двумя большими катушками в группе
Рис. 4. Схема двухслойной концентрической обмотки с Z—24, 2р—4, т—3
Рис. 5. Катушечные группы обмоток: а — двухслойной, б — двухслойной концентрической
Двухслойная концентрическая обмотка применяется в таких же по мощности машинах, что и обычная двухслойная, т. е. мощностью более 12—15 кВт. Ее укладывают в пазы без подъема шага, поэтому процесс укладки можно механизировать.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Обмотки для механизированной укладки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы