Помимо кранов-штабелеров, на складах применяют комплекс оборудования, позволяющий производить все операции с принятым на склад и отправляемым со склада грузом: разгружать транспортные средства (железнодорожные платформы и вагоны, автотранспорт), взвешивать, укладывать в складскую тару или увязывать в пачки, подавать пакеты с грузом в зону работы крана-штабелера и выдавать их на отправку и т. п. Оборудование складов зависит от технологического процесса переработки грузов и степени механизации и автоматизации производственного процесса, а также от способа хранения и переработки грузов.
Длинномерные грузы — прокат черных или цветных металлов, отдельные виды резинотехнических изделий, изделия машиностроения хранят в связках или в поддонах. Хранение грузов в связках требует меньших капиталовложений. Однако при этом недостаточно используется объем ячеек, так как последние имеют прямоугольную форму, а форма укладываемых связок проката круглая; затрачивается ручной труд для увязки и распаковки связок; связки можно транспортировать только мостовыми кранами или тележками (на подставках), так как во избежание прогиба концов проката связки нельзя перемещать по рольгангам.
На современных автоматизированных складах прокат хранят в поддонах, позволяющих улучшить условия хранения и транспортирования грузов, увеличить вместимость складов и, в конечном счете, снизить издержки производства.
Поддоны для длинномерных грузов выполняют из листовой стали. Их делают в виде желобов прямоугольного сечения, гладкими или усиленными внутри с помощью поперечных шпангоутов. К днищам поддонов нередко приваривают продольные швеллеры, служащие для направления поддона по рольгангу и усиления вертикальной жесткости, или поперечные швеллеры, используемые в качестве гнезд для вилочных захватов кранов-штабелеров.
Поддоны длинномерных грузов должны быть приспособлены для транспортирования кранами-штабелерами (с помощью вилочных и телескопических захватов) и мостовыми крюковыми кранами. Они должны отличаться достаточной жесткостью и прочностью. Вертикальная жесткость и прочность поддонов длиной до 5 м обеспечивается без усложнения их конструкции, однако при большей длине возникают определенные трудности. Дело в том, что независимо от способа хранения и транспортирования поддон может лежать на двух опорах, расставленных достаточно далеко одна от другой. При этом в вертикальной плоскости возникает изгибающий момент, под действием которого стенки поддона, работающие на сжатие, могут потерять устойчивость. Увеличивать толщину стенок нежелательно, так как при этом возрастает масса поддона.
Оригинальная конструкция поддонов большой длины, имеющих при минимальной массе необходимую прочность и жесткость, создана ЦКБА. Поддоны выполнены из нескольких жестких секций, соединенных между собой шарнирами. При установке такого поддона в стеллаж на несколько полок каждая из секций ложится на две полки. Длина секции не превышает 3 м. При транспортировании поддонов с грузом мостовым крюковым краном поддон изгибается в шарнирах и принимает форму перевозимого проката, изогнутого под действием собственного веса. Для перевозки порожних поддонов мостовыми кранами поддоны оборудуют упорами, ограничивающими взаимный поворот секций.
Разгрузку и погрузку на транспортирующие средства, укладку проката в поддоны, транспортирование груза в поддонах или связках внутри склада производят, как правило, мостовыми кранами оборудованными крюками или траверсами с двумя или четырьмя крюками. Мостовой кран подает груз на транспортные линии, которые перемещают его в зону действия крана-штабелера (зоны работы мостовых кранов и кранов-штабелеров должны быть отделены конечными выключателями и упорами, если краны работают на одних и тех же путях). Для увязки металла в пакеты и передачи их в зону действия крана-штабелера используется загрузочное устройство, оборудованное подставками для металла. Подставки с помощью цепных приводов перемещаются вдоль направляющих, длина которых должна быть достаточной для перехода пакета из зоны работы мостового крана в зону работы крана-штабелера. В данном случае пакет передается из одного пролета, обслуживаемого мостовым краном, в соседний, где размещено отделение хранения грузов, обслуживаемое краном-штабелером.
Более длинные транспортные линии получаются при передаче пакетов вдоль пролета, когда кран-штабелер и мостовой кран работают на одних и тех же путях. В этом случае применяют роликовые конвейеры. Примером может служить типовая транспортная система, используемая для загрузки мостовых и стеллажных кранов-штабелеров, выпускаемых Кадиевским машиностроительным заводом. Поддоны с грузом транспортируются по рольгангу, состоящему из чередующихся приводных и неприводных роликов, установленных на опоры. Ролики приводятся в движение втулочно-пальцевыми цепями. Все ролики имеют реборды, служащие для направления движения поддона.
Рис. 1. Типовая транспортная линия подачи пакетов в зону работы мостового крана-штабелера:
1 – кран-штабелер; 2 — поддон с трубами; 3 — приводной ролик; 4 — неприводной ролик; 5 — приводная цепь
При использовании стеллажных кранов-штабелеров пакеты приходиться перемещать поперек фронта стеллажей на значительную длину. Для этого применяют цепные конвейеры и специальные тележки, перемещающиеся по напольным рельсовым путям.
Поддоны или связки хранят чаще всего в стеллажах, реже в штабелях. Стеллажи для хранения длинномерных грузов делают в основном в виде стоек, к которым приварены консольные полки. Стойки стеллажей связаны в продольном направлении горизонтальными тягами и раскосами. Стеллажи, обслуживаемые мостовыми кранами-штабелерами, не имеют поперечных связей. Стеллажи, обслуживаемые стеллажными кранами-штабелерами, связаны между собой в поперечном направлении и образуют жесткую раму. Благодаря этому, при прочих равных условиях, масса металлоконструкций стеллажей, обслуживаемых стеллажными кранамк-штабелерами, несколько меньше, чем масса стеллажей, обслуживаемых мостовыми кранами-штабелерами.
Помимо полезного груза, стеллажи в некоторых случаях несут на себе нагрузку от веса кранов-штабелеров (при использовании стеллажных двухрельсовых кранов). Ввиду сравнительно большого веса кранов-штабелеров масса стеллажей при опирании на них кранов увеличивается весьма существенно. Так, при высоте склада 10 м вертикальная нагрузка от веса крана-штабелера по отношению к нагрузке, воспринимаемой стойкой стеллажа от веса хранимого груза, возрастает на 40%. При увеличении высоты склада это соотношение уменьшается. Учитывая, что масса металлоконструкций стеллажей на складах металла составляет 4—6% от номинальной вместимости складов, можно утверждать, что на крупных складах металла нецелесообразно применять опорные двухрельсовые стеллажные краны-штабелеры.
Перспективными являются склады металла, в которых стеллажи служат несущей конструкцией для опоры стен и покрытия здания (отделения хранения). Дополнительные нагрузки на стеллажи: вертикальная от массы кровли и снегового покрова и горизонтальная от действия ветра не учитываются при расчете металлоконструкций, так как они весьма малы по отношению к основной нагрузке от веса хранимого на стеллажах груза.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Оборудование складов длинномерных грузов и стеллажи"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы