Первыми кранами-штабелерами, нашедшими широкое применение в СССР и за рубежом, явились мостовые краны-штабелеры «Stacker cranes» и «Stapelkrane». Конструктивное исполнение мостовых кранов-штабелеров зависит от назначения и размеров склада, характера грузов и величины грузооборота.
На рис. 1 изображены наиболее распространенные мостовые краны-штабелеры. Они выполняются опорными или подвесными.
Подвесные краны-штабелеры имеют меньшую строительную высоту и позволяют полнее использовать объем здания склада. Мосты таких кранов (особенно многоопорных) легче мостов опорных кранов-штабелеров, обслуживающих те же пролеты. Перекрытия безкрановых пролетов типовых промышленных зданий рассчитывают, как правило, на возможность использования подвесных мостовых кранов грузоподъемностью до 5 т. Нагрузки, передаваемые кранами-штабелерами на подвесные пути, существенно превышают нагрузки, создаваемые обычными подвесными кранами. Исходя из этого наиболее широко применяют подвесные краны-штабелеры грузоподъемностью до 1 т. Реже, при высоте подъемадоб м, устанавливают краны-штабелеры грузоподъемностью 2—3,2 т. При этом в каждом отдельном случае производят поверочный расчет перекрытий, подвесных путей и их креплений.
При установке переходных мостиков между пролетами подвесные краны-штабелеры могут обслуживать два и более смежных пролетов. При этом в каждом пролете устанавливают мосты кранов-штабелеров, а тележка с колонной переходит с одного моста на другой.
Легкие мостовые краны-штабелеры (грузоподъемностью до 1,0 т) выпускают подвесного и опорного типов. Крановые пути для легких опорных кранов-штабелеров монтируют на строительные конструкции складских зданий или на стеллажи. В последнем случае значительно расширяются возможности использования кранов-штабелеров. Так, например, они могут применяться на переоборудованных складах, строительные конструкции которых не рассчитаны на установку кранов-штабелеров.
Тяжелые мостовые краны-штабелеры (грузоподъемностью более 1,0 т) с высотой подъема более 5,5 м изготовляют чаще всего опорными и устанавливают в зданиях, оборудованных крановыми путями, размещаемыми на строительных конструкциях. Опорные краны-штабелеры выполняют на базе мостов крюковых кранов. При этом значительно снижается грузоподъемность последних, что объясняется увеличением массы тележки и вертикальными динамическими нагрузками на мост, обусловленными наличием вертикальной колонны. Тяжелые мостовые краны-штабелеры выпускают серийно грузоподъемностью 2,0; 3,2 и 5,0 т. Их применяют на складах тарно-штучных грузов, а также на складах металла. Краны-штабелеры грузоподъемностью 8,0; 12,5 т и более могут быть изготовлены по отдельным заказам. Такие краны используют для складирования листового металла в пачках и в рулонах, а также для складирования сортового проката и тяжеловесной оснастки.
Тележки кранов-штабелеров делают опорными и подвесными. Опорные тележки применяют в опорных кранах-штабелерах большой грузоподъемности, в остальных случаях используют тележки подвесного типа.
Чаще всего краны-штабелеры оборудуют поворотной колонной, что позволяет брать и устанавливать грузы в четырех взаимно перпендикулярных направлениях, соответствующих направлению передвижения крана-штабелера и тележки. Известны краны-штабелеры, тележки которых снабжены неповоротной колонной. По колонне перемещается подъемный захват, выдвигающийся в обе стороны специальным устройством. Такие краны могут иметь повышенную скорость, так как у них более жесткая колонна, чем у кранов-штабелеров других типов.
Рис. 1. Схемы мостовых кранов-штабелеров:
а — опорного с дельной колонной, управляемого из кабины; б — опорного с телескопической колонной, управляемого из кабины; в—опорного с неповоротной дельной колонной, управляемого из кабины; г — опирающегося на стеллажи, управляемого с пола; д — подвесного
Универсальные краны-штабелеры, используемые для погрузки и разгрузки транспортных средств (автомобилей, железнодорожных платформ), а также для укладки грузов в штабеля или стеллажи, и краны-штабелеры, работающие на складах с разным уровнем пола (например, на складах с рампами), оборудуют телескопическими колоннами, секции которой перемещаются одна по другой. Краны-штабелеры, используемые в отделениях хранения для укладки грузов в штабеля и стеллажи, как правило, имеют цельные колонны, выполненные в виде балок постоянного или переменного сечения с направляющими для перемещения грузоподъемника и кабины.
Управление мостовыми кранами-штабелерами производится с пола, из кабины или автоматически со стационарных пультов. Наиболее широко применяют первые два способа управления.
Мостовые краны-штабелеры универсальны. Автоматизация их связана со значительными трудностями, так как адрес задается тремя координатами (вдоль и поперек пролета и по высоте), а также углом поворота колонны. Кроме того, учитывается прогиб металлоконструкций моста, величина которого неодинакова в середине пролета и вблизи опор.
Автоматизация мостовых кранов-штабелеров экономически не всегда целесообразна ввиду высокой стоимости устройств автоматического управления. Тем не менее сведения о применении автоматизированных мостовых кранов-штабелеров уже имеются.
Значительно шире можно применять мостовые краны-штабелеры, управляемые дистанционно. Такой кран, оборудованный управляемым захватом и дистанционным управлением, приобретает все качества крана-манипулятора и с успехом может быть использован в цехах, где по условиям технологического процесса присутствие людей недопустимо.
Для удобства наблюдения за грузовым захватом высота подъема кранов-штабелеров, управляемых с пола, не должна превышать 5,5 м. Управляют ими с помощью подвесного пульта. Кабель, на котором подвешен пульт управления, делают такой длины, чтобы оператор мог выбрать наиболее удобное и безопасное место.
Краны-штабелеры, управляемые с пола, просты по конструкции, стоимость изготовления их относительно невелика. При использовании таких кранов ширина проходов между стеллажами обычно 1,2—1,5 м. Скорость передвижения кранов-штабелеров, управляемых с пола, в соответствии с требованиями техники безопасности, не должна превышать 50 м/мин. Поэтому производительность таких кранов сравнительно невысокая.
Типовые конструкции легких кранов-штабелеров, управляемых с пола, показаны на рис. 5, а, б. Краны предназначены для небольших складов при высоте здания 6—7,2 м и длине пути крана не более 40 м. Краны выпускают серийно в подвесном и опорном вариантах грузоподъемностью 0,25; 0,5 и 1,0 т для пролетов 6, 9, 12 м с цельной или телескопической колонной.
Рис. 2. Мостовой кран-штабелер с цельной колонной, управляемый с пола:
а — подвесной; б — опорный
Краны, управляемые из подъемной кабины, применяют на складах большой высоты и грузооборота. Кабина управления может подниматься вдоль колонны с помощью механизма подъема груза или собственного механизма подъема. Конструкции кабин самые разнообразные: от открытых, в которых крановщик защищен от падения бортами и перилами, до полностью закрытых. Кабины стремятся делать компактными, так как от их размеров в большой степени зависит ширина прохода и, как следствие этого, степень использования складского помещения.
Высота подъема груза кранами-штабелерами, управляемыми из кабины, не превышает 10 м. Чем больше высота подъема груза, тем эффективнее используется объем склада. Однако увеличивать высоту подъема более 10 м нецелесообразно, так как при этом возрастают масса и стоимость изготовления крана-штабелера, а также нагрузки на крановые пути.
Скорость передвижения и производительность кранов-штабелеров, управляемых из кабины, больше (до 80 м/мин), чем кранов, управляемых с пола. Поэтому такие краны применяются наиболее часто.
На рис. 3 показан мостовой кран-штабелер грузоподъемностью 1,0 т, управляемый из подъемной кабины и оборудованный цельной колонной. Он выпускается серийно пролетом до 22,5 м при высоте подъема до 10 м в опорном и подвесном исполнениях. В металлоконструкции использованы трубчатые элементы, причем мост представляет собой пространственную раму. Кабина поднимается с помощью механизма ^ подъема груза. Кран-штабелер предназначен для складов среднего грузооборота, размещаемых в зданиях высотой до 12,6 м.Приводы всех механизмов выполняются на базе двухскоростных электродвигателей или двухдвигатель-ными.
Тяжелые мостовые краны-штабелеры грузоподъемностью 2,0; 3,2 и 5 т выпускаются серийно. Пролет таких кранов достигает 22,5 м при высоте подъема до 9,0 м. Краны используют на складах штампов, тяжелой оснастки, оборудования, готовой продукции, а также на складах металла, размещаемых в зданиях высотой до 12,6 м. Их могут применять при погрузке и разгрузке транспортных средств.
Тяжелые мостовые краны-штабелеры выпускают на базе мостовых крюковых кранов. У первых несколько большая база и колея тележки, чем у вторых. Приводы механизмов подъема и передвижения крана оборудованы нормальными крановыми двигателями с фазным ротором. Для передвижения тележки и поворота колонны, а также для подъема кабины использованы короткозамкнутые электродвигатели.
Рис. 3. Мостовой кран-штабелер грузоподъемностью 1,0 т с цельной колонной, управляемый из подъемной кабины
Рис. 4. Мостовой кран-штабелер с телескопической колонной, управляемый из подъемной кабины:
а — схема крана; б — кран на складе
Тяжелые мостовые краны-штабелеры имеют телескопические колонны. Кабина управления поднимается собственным механизмом подъема. Краны-штабелеры, предназначенные для работы в зоне хранения, могут быть снабжены неповоротной колонной. Стоимость изготовления таких кранов меньше, они позволяют лучше использовать объем склада и более удобны в управлении, чем краны-штабелеры с поворотной колонной.
Краны-штабелеры с неповоротной колонной выпускают с выдвижными телескопическими и выдвижными поворотными захватами. Они предназначены для переработки грузов, находящихся в специальной таре, и длинномерных грузов. Управляют такими кранами с пола или из кабины.
На рис. 5, а показан кран-штабелер, состоящий из моста опорного типа и опорной тележки с неповоротной коробчатой колонной. Колонна крепится к тележке жестким фланцевым соединением. Механизмы передвижения моста и тележки обычной конструкции. Механизм подъема канатный. Токоподвод к тележке выполнен кабельным. Подъемная кабина связана с тележкой гибким кабелем. Оригинальным элементом является грузоподъемная каретка. Она охватывает неповоротную колонну и жестко связана с кабиной управления. Захват крана-штабелера может быть поворотный и выдвижной. На рис. 5, а изображен кран-штабелер для штучных грузов с двухвилочным захватом. Могут применяться также штыревые и другие виды захватов. Кран для длинномерных грузов имеет удлиненный захват, снабженный четырьмя вилами.
На рис. 5, б показан наиболее интересный элемент крана-штабелера с неповоротной колонной — поворотный выдвижной захват. Захват состоит из поворотного устройства, выполненного в виде цапфы с двумя радиальными и одним упорным подшипником, поворотной балки и выдвижной каретки с закрепленными на ней вилами. Поворотная балка крепится к поворотному устройству в средней или концевой части. Место крепления определяется размерами складируемого груза из условия получения наименьшей ширины проходов между стеллажами. Механизм поворота чаще всего выполняют в виде открытой зубчатой передачи, колесо которой связано с поворотной балкой,и редуктора с двигателем и тормозом, жестко закрепленого на консоли. Такой захват может быть применен для транспортирования длинномерных грузов, поэтому очень важно обеспечить точность положения захвата после его поворота относительно оси прохода между стеллажами. Необходимо отметить, что малые размеры поворотного устройства осложняют эту задачу. Каретка захвата перемещается по направляющим поворотной балки с помощью четырех вертикальных и четырех горизонтальных роликов. Последние обеспечивают точность положения захвата относительно поворотной балки и их устанавливают с минимальным зазором. Привод выдвижения захвата 6 размещен на каретке. Он выполняется, как правило, реечным. Рейка, с которой взаимодействует привод, закреплена на поворотной балке.
Рис. 5. Мостовой кран-штабелер с неповоротной колонной:
а — общий вид; б — схема выдвижного поворотного захвата
Для повышения производительности и упрощения управления краном-штабелером при установке грузов в ячейку стеллажа и их выемке из него предусмотрены датчики, выполненные в виде конечных выключателей с нажимными элементами. Для этого, предусмотрены выключатели, отключающие привод выдвижения каретки при подходе каретки вплотную к грузу, а также выключатели, отключающие механизм подъема и сигнализирующие о том, что груз взят и можно выводить его из ячейки. Предусмотрены также конечные выключатели, ограничивающие перемещение каретки по поворотной балке, и упоры.
В подъемной каретке размещены клиновые ловители, срабатывающие при уменьшении натяжения в подъемных канатах. Механизмы поворота и выдвижения захвата могут быть гидравлическими или электромеханическими.
Мостовые краны-штабелеры с неповоротной колонной и выдвижным поворотным захватом позволяют полнее использовать объем склада, чем краны-штабелеры с поворотной колонной. Рациональная схема применения кранов с неповоротной колонной требует использования вспомогательных средств для погрузочно-разгрузочных работ, а также значительных площадей для обработки грузов перед складированием или выдачей. Краны-штабе-леры с неповоротной колонной оборудуют цельными колоннами коробчатой конструкции, поэтому погрузка с их помощью автомобильного и железнодорожного транспорта затруднительна. При необходимости можно поштучно комплектовать заказ. Для этого на задней стороне кабины управления или под ее днищем предусматривают устройства для подъема ящика, в который и производится комплектовка. Такое решение позволяет с помощью одного крана-штабелера производить весь комплекс работ в зоне хранения.
Работа кранов-штабелеров с неповоротной колонной может быть автоматизирована несколько проще, чем кранов-штабелеров с поворотной колонной. Для этого по всей высоте колонны устанавливают два ряда датчиков, один из которых служит для остановки при движении с грузом, другой для остановки при движении без груза. Таким образом, независимо от наличия груза на вилах, благодаря устройству, включающему тот или иной ряд датчиков, вилочный захват останавливается на высоте, требуемой для ввода вил в стеллаж. Возможна также автоматизация поиска адреса при движении крана-штабелера вдоль прохода. Следует отметить, что полуавтоматическое и автоматическое управление целесообразны только при малых пролетах моста, т. е. при обслуживании одного-двух проходов между стеллажами, так как в этом случае можно пренебречь разностью деформаций моста при перемещении тележки по мосту.
Мостовые краны-штабелеры как и другие краны с жестким подвесом груза, должны иметь повышенную по сравнению с крюковыми перегрузочными кранами точность остановки грузозахватного органа. В связи с этим краны-штабелеры должны быть оборудованы приводами, обеспечивающими устойчивые установочные скорости. Из тех же соображений механизмы кранов должны оборудоваться тормозами.
Краны-штабелеры чаще всего оборудуют универсальными вилочными захватами, которые позволяют обрабатывать грузы, уложенные на поддоны или хранящиеся в специальной таре. Грузы могут и не иметь специальной упаковки. Краны снабжают также специальными захватами для обработки рулонов металла, бунтов проволоки и других грузов.
Мостовые краны-штабелеры используют для укладки грузов в стеллажи и в штабеля. Штабелируют, как правило, грузы, уложенные в специальные контейнеры, которые укладывают один на другой, для чего их изготовляют так, чтобы ножки верхнего контейнера входили в гнезда нижнего. Высота укладки грузов зависит от высоты склада и от прочности самих контейнеров, так как нижний контейнер воспринимает нагрузку всего штабеля. При штабелировании грузов чаще всего применяют вилочные захваты. При штабелировании отпадает необходимость в изготовлении стеллажей, однако увеличиваются затраты на изготовление тары, исключается возможность применения обычной тары и, что самое важное, затрудняется доступ к грузам, находящимся внутри штабеля.
—
Мостовые краны-штабелеры имеют различное функциональное назначение, технические параметры и конструктивные особенности. Однако всем им присущи общие признаки, определяющие принципиальную конструктивную схему. Кран-штабелер, управляемый из кабины, имеет мост, перемещающийся по крановым (подвесным) путям вдоль пролета склада. По мосту перемещается опорная (или подвесная) тележка, несущая поворотную платформу с закрепленной на ней колонной. По колонне вертикально перемещается грузоподъемник, оснащенный вилочными захватами.
Рис. 1. Схема мостового крана-штабелера:
1 — мост; 2 — тележка; 3 — поворотная платформа; 4 — колонна; 5 — телескопическое устройство; 6 — грузопедъемник; 7 — кабина оператора
Кран-штабелер работает следующим образом. Подъезжает к уложенному на полу склада на специальном настиле пакетированному грузу и подводит под него вилочные захваты. Затем груз поднимается на небольшую высоту, и тележка крана-штабелера перемещается по мосту до требуемого межстеллажного прохода, где колонна поворачивается таким образом, чтобы установленный на вилах груз был повернут в сторону того стеллажа, на который он должен быть установлен. При этом груз должен быть установлен строго параллельно оси межстеллажного прохода. Далее кран-штабеллер перемещается по крановым путям вдоль склада, а колонна — вдоль межстеллажного прохода. Одновременно поднимается грузоподъемник. Когда грузоподъемник переместится к требуемой ячейке, кран-штабелер останавливается. Включается механизм передвижения тележки, и груз, установленный на вилочных захватах, вводится в стеллаж. Затем грузоподъемник опускается на небольшую величину. При этом груз остается лежать на полках стеллажа, а вилочный захват выводится из стеллажа обратным перемещением тележки. Далее кран-штабелер может выполнять следующий цикл. Известные мостовые краны-штабелеры так или иначе повторяют описанную конструктивную схему и работают подобным образом.
С помощью вилочных захватов краны-штабелеры могут производить погрузочно-разгрузочные работы, производить загрузку и выгрузку стеллажей. Причем в пределах одного склада краны-штабелеры могут брать и устанавливать на транспортные средства (автомобили, железнодорожные платформы и полувагоны) и в стеллажи различные по размерам и способу упаковки грузы при условии, что грузы сформированы в пакеты и уложены на поддоны или в ящичную тару с ножками, позволяющими подводить под них вилочные захваты. Особенностью выпускаемых серийно мостовых кранов-штабелеров, управляемых с пола, является широкий диапазон исполнений по грузоподъемности (от 0,125 до 1,0 т), по пролету (от 5,1 До 11,1 м), по высоте подъема (от 2,8 до 5,2 м).
Краны-штабелеры зтого типа конструктивно очень просты, имеют мост из двух двутавровых балок, сверху соединенных ходовыми балками и горизонтально расположенными связями. По нижнему поясу балок моста перемещается подвесная тележка, на которой с помощью поворотной опоры установлена колонна, вращающаяся на 360°. Колонна выполнена из двух швеллеров, внутри которых с помощью роликов перемещается грузоподъемник, оборудованный двумя вилочными захватами. Механизмы передвижения тележки и поворота колонны имеют короткозамкнутые асинхронные электродвигатели. Двух-скоростной механизм передвижения моста имеет планетарный редуктор и приводится в действие двумя электродвигателями. При работе одного (меньшей мощности) включают установочную скорость. При работе двух электродвигателей кран-штабелер перемещается с рабочей скоростью. Механизм подъема оборудован двухскоростным короткозамкнутым электродвигателем, редуктором, тормозом. Несущим органом служит стальной канат.
Кран-штабелер предназначен в основном для укладки грузов в стеллажи, хотя можно устанавливать или брать грузы с транспортных средств. Однако его производительность на погрузочно-разгрузочных работах невелика, так как при наличии колонны кран-штабелер может брать грузы только с краев транспортных средств.
Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ мостовые краны-штабелеры, в том числе управляемые с пола, оборудуют телескопическими колоннами. По всем техническим данным и конструктивному исполнению краны-штабелеры однотипны и отличаются лишь конструкцией колонны. Низ жесткой части колонны отстоит от пола на 1,2 м, что позволяет производить загрузку напольных электропогрузчиков и грузовых автомобилей. Телескопическая часть колонны вместе с грузоподъемником опускается до пола и возможна укладка грузов в стеллажи по всей их высоте. Ширина колонны с грузозахватными устройствами (вилочными захватами) на кранах-штабеле-рах, управляемых с пола, не превышает 1,1—1,3 м. Поэтому при их применении ширина межстеллажных проходов составляет 1,3—1,5 м.
Необходимо отметить еще одну особенность мостовых кранов-штабелеров, управляемых с пола. Приемы работы с краном-штабелером очень просты и для обучения операторов и приобретения необходимых навыков требуется лишь несколько дней. Поэтому на большинстве складов, где применяют мостовые краны-штабелеры, управляемые с пола, обязанности операторов выполняют лица, ведающие приемом и отпуском грузов.
Все эти особенности: простота конструкции и относительно низкая стоимость изготовления; высокая степень использования складских объемов; простота в обслуживании и надежность в работе, позволяющие совместить профессии кладовщиков и операторов, делают мостовые, управляемые с пола краны-штабелеры наиболее экономичным видом складского оборудования.
На складах с большим грузооборотом используют мостовые краны-штабелеры, управляемые из кабины. Кабины управления, как правило, выполняют подъемными. Они поднимаются по колоннам или с помощью самостоятельных приводных механизмов, или вместе с грузоподъемником. Мостовые краны-штабелеры, управляемые из кабины, наиболее универсальны. Их выпускают различного исполнения по грузоподъемности (от 1,0 до 12,5 т), по пролету (до 28,5 м), по высоте подъема (до 15,6 м).
Примерно такие же краны-штабелеры изготовляют зарубежные фирмы, например фирма «Мунк» (Мипск, Норвегия), специализирующаяся на выпуске мостовых и стеллажных кранов-штабелеров, изготовляет мостовые краны-штабелеры грузоподъемностью до 10 т, с пролетом до 28 м. Фирма «Харнишфег» (НагшзЫе§ег, США) выпустила мостовые краны-штабелеры грузоподъемностью 15 т для складирования рулонов стальной ленты.
Однако результаты теоретических исследований и эксплуатации показывают, что создание мостовых кранов-штабелеров с грузоподъемностью более 12,5—15 т, и продетом более 28,5 м становится экономически нецелесообразным. Вследствие подвижной нагрузки, действующей на мост крана-штабелера (суммарная масса грузовой тележки, колонны, грузоподъемника с грузом, подъемной кабины оператора) и намного превышающей нагрузку и мостовом кране (при равной грузоподъемности), а также значительных горизонтальных усилий, вызванных специфическими условиями его эксплуатации, приходится использовать в кранах-штабелерах главные балки мостовых кранов, грузоподъемность которых в 2—3 раза выше грузоподъемности кранов-штабелеров. Например, на кранах-штабелерах. грузоподъемностью 8 и 12,5 т применены главные балки мостовых кранов грузоподъемностью соответственно 20 и 30 т.
Таким образом, при увеличении грузоподъемности свыше 12,5 т и пролета свыше 28,5 м массы металлоконструкций кранов-штабелеров и соответственно мощности механизмов увеличиваются в такой мере, что необходимо неоправданно большое усиление строительных конструкций складских зданий и их значительное удорожание. Поэтому при необходимости высотного складирования тяжелых (более 12,5—15 т) грузов целесообразнее применять стеллажные краны-штабелеры.
Мостовые краны-штабелеры, управляемые из кабины, используют для складирования тарно-штучных грузов, металлопродукции, изделий строительной промышленности и изделий и материалов других отраслей. Как правило, их оснащают телескопическими колоннами для проведения погрузочно-разгрузочных работ. В ряде случаев, например, при необходимости разгрузки и погрузки на транспортные средства пакетированных грузов, мостовые краны-штабелеры, управляемые из кабины, более эффективны, чем крюковые мостовые краны. Мостовой кран-штабелер (рис. 1.2) производства Стахановского машиностроительного завода, установленный в экспедиции склада комплектующих изделий Московского автомобильного завода имени И. А. Лихачева, предназначен для снятия с автомашин и железнодорожных платформ многооборотной металлической ящичной тары, в.которой транспортируются комплектующие изделия. Тара, снимаемая с помощью вилочных захватов с транспортных средств, устанавливается на рампе, откуда с помощью авто- и электропогрузчиков она транспортируется на головные участки грузораспределительной системы склада.
В данном случае преимуществом краиа-штабелера перед мостовым краном является возможность непосредственного взятия грузов вилами без применения каких-либо строповочных устройств, тем более без участия стропальщиков. Применение для разгрузки грузовых автомобилей напольных электро- или автопогрузчиков менее производительно, чем использование крана-штабелера.
Мостовые краны-штабелеры используют для складской переработки самых различных грузов в ящичной таре, на поддонах и в специальной обрешетке. Например, мостовой кран-штабелер с управлением из кабины применяют на складе изделий машиностроительного завода. Изделия уложены на деревянные поддоны, которые кра-ном-штабелером устанавливаются в стеллаж. Помимо пакетированных грузов, с помощью мостовых кранов-штабелеров производится складирование таких грузов, как рулоны стальной ленты, бухты проволоки. Для этой цели вместо вилочных применяют штыревые захваты.
Рис. 2. Мостовой кран-штабелер грузоподъемностью 2 т
Мостовые краны-штабелеры, управляемые из кабины, представляют собой сложные грузоподъемные краны, имеющие, в отличие от мостовых кранов, полноповоротную колонну, подъемную кабину и др. Тем не менее в их конструкции много общего.
Мосты кранов-штабелеров выполняют на базе мостов серийных мостовых кранов. Мосты кранов-штабелеров имеют увеличенную колею тележки, что влечет за собой удлинение концевых балок серийных мостов. Ходовая часть мостовых кранов-штабелеров и мостовых кранов одинакова. На мостовых кранах-штабелерах применяют те же ходовые колеса, буксы, муфты, тормозы, редукторы, что и на мостовых кранах.
Однако приводы как моста, так и других механизмов кранов-штабелеров, в отличие от соответствующих приводов мостовых кранов, должны иметь установочные скорости.
При работе мостовых кранов-штабелеров большой грузоподъемности, управляемых из кабин, в узких межстеллажных проходах с минимальными зазорами, а также при установке в ячейки стеллажей пакетированных грузов также с очень малыми (30—50 мм) зазорами требуется высокая точность остановки крана-штабелера (грузоподъемника) против необходимого межстеллажного прохода или ячейки стеллажа. Соответствующая точность остановки может быть достигнута только при небольших установочных скоростях (8—12м/мин). При рабочей скорости передвижения моста 80—100 м/мин привод должен допускать регулирование скорости в отношении 1 : 10. На кранах-штабелерах скорости передвижения моста регулируются специальными схемами включения асинхронных крановых электродвигателей с фазным ротором.
Тележки мостовых кранов-штабелеров значительно отличаются от тележек мостовых кранов. Они оборудованы поворотными платформами, к которым крепят колонны. Поворотные платформы вращаются на шариковых или роликовых поворотных опорах. На эти платформы устанавливают канатный механизм подъема с блоками, ограничитель грузоподъемности, ограничитель слабины каната и другие приборы безопасности. На неповоротную часть тележки крепят механизмы передвижения тележки, поворота колонны (последний может быть установлен и на поворотной платформе), шкафе электрооборудованием тележки.
Колонна и грузоподъемник являются специфическими механизмами для мостовых кранов-штабелеров, отличающими их от других грузоподъемных кранов. Колонны служат для создания направленного вертикального движения грузоподъемника с вилочными захватами, восприятия момента от массы груза и грузоподъемника и, наконец, для улавливания кабины оператора при обрыве несущего органа или при других неисправностях механизма подъема, при которых происходит увеличение скорости опускания более номинальной. Для остановки кабин операторов их оборудуют ловителями, приводимыми в действие ограничителем скорости.
Мостовые краны-штабелеры, управляемые из кабины и предназначенные только для складирования грузов в стеллажи, оборудуют жесткой колонной, что намного уменьшает его массу, а также стоимость.
Некоторые фирмы изготовляют мостовые краны-штабелеры с неповоротной колонной. Они позволяют лучше использовать вместимость складов и более удобны в управлении, чем краны-штабелеры с поворотной колонной.
Краны-штабелеры с неповоротной колонной выпускают с выдвижными телескопическими и выдвижными поворотными захватами. Они предназначены для переработки грузов, находящихся в специальной таре, и длинномерных грузов. Управляют такими кранами с пола или из кабины.
Мостовой кран-штабелер с неповоротной- колонной состоит из моста опорного типа и опорной тележки с неповоротной коробчатой колонной. Колонну крепят к тележке жестким фланцевым соединением. Механизмы передвижения моста и тележки — обычной конструкции. Механизм подъема — канатный. Токопровод к тележке — кабельный. Подъемная кабина связана с тележкой также гибким кабелем. Оригинальным элементом является грузоподъемная каретка. Она охватывает неповоротную колонну и жестко связана с кабиной управления. Захват крана-штабелера может быть поворотный и выдвижной. Применяют также штыревые и другие виды захватов. Кран для длинномерных грузов имеет удлиненный захват, снабженный четырьмя вилами.
Поворотный выдвижной захват крана-штабелера с неповоротной колонной состоит из, поворотного устройства, выполненного в виде цапфы с двумя радиальными и одним упорным подшипником, поворотной балки и выдвижной каретки с закрепленными на ней вилами. Поворотную балку крепят к поворотному устройству в средней или концевой части. Место крепления определяется размерами складируемого груза из условия получения наименьшей ширины проходов между стеллажами. Механизм поворота чаще всего выполняют в виде открытой зубчатой передачи, колесо которой связано с поворотной балкой, и редуктора с двигателем и тормозом, жестко закрепленного на консоли.
Рис. 3. Схема выдвижного поворотного захвата мостового крана-штабеле-ра с неповоротной колонной
Такой захват может быть применен при транспортировании длинномерных грузов, поэтому очень важно обеспечить точность положения захвата после его поворота относительно оси прохода между стеллажами. Необходимо отметить, что малые размеры поворотного устройства осложняют эту-задачу. Каретка захвата перемещается по направляющим поворотной балки с помощью четырех вертикальных и четырех горизонтальных роликов. Последние обеспечивают точность положения захвата относительно поворотной балки и их устанавливают с минимальным зазором. Привод выдвижения захвата размещен на каретке. Его выполняют, как поавило реечным. Рейка, с которой взаимодействует привод закреплена на поворотной балке.
Для повышения производительности крана-штабелера и упрощения его управления при установке и выемке грузов из ячейки стеллажа предусмотрены датчики, выполненные в виде конечных выключателей с нажимными элементами. Для этого предусмотрены выключатели, отключающие привод выдвижения каретки при ее подходе к грузу вплотную, а также выключатели, отключающие механизм подъема и сигнализирующие о том, что груз взят и можно выводить его из ячейки. Предусмотрены также конечные выключатели, ограничивающие перемещение каретки по поворотной балке, и упоры.
В подъемной каретке размещены клиновые ловители, срабатывающие при уменьшении натяжения в подъемных канатах. Механизмы поворота и выдвижения захвата могут быть гидравлическими или электромеханическими.
Описанные краны-штабелеры не могут производить загрузку и разгрузку транспортных средств, поэтому при их применении необходимо предусматривать механизмы для загрузки и разгрузки автомобильного или железнодорожного транспорта и для доставки грузов к кранам-штабелерам.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общая компоновка мостовых кранов-штабелеров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы