В мотоцикле различают следующие агрегаты, системы и механизмы:
— двигатель с обслуживающими его системами питания, зажигания, смазки и охлаждения;
— электрооборудование;
— трансмиссия, включающая переднюю (моторную) передачу, сцепление, коробку передач и заднюю передачу;
— ходовая часть, включающая раму, переднюю вилку, заднюю подвеску и колеса;
— органы управления (руль, рычаги, педали, тормоза).
Двигатель—устройство, в котором тепловая энергия сгорающего топлива превращается в механическую. Этот процесс протекает в несколько последовательных стадий: впуск, сжатие, расширение (рабочий ход) и выпуск. Их совокупность составляет рабочий цикл.
Двигатель размещается на раме мотоцикла, в ее основании.
Система питания включает в себя устройства для очистки и подачи воздуха (воздушный фильтр, патрубок) и топлива (бензобак, отстойник, бензопровод) к карбюратору; их смешивания в определенной пропорции; дозировки и подачи горючей смеси в двигатель и выпуска отработавших газов (выпускная труба, глушитель).
Система зажигания обеспечивает образование искры между электродами свечи в строго определенный момент и воспламенения рабочей смеси.
Система смазки обеспечивает подачу масла к трущимся поверхностям’, что снижает износ деталей и улучшает их охлаждение.
Различают совместную систему смазки — когда масло смешивается с топливом и подается в цилиндр (двухтактные двигатели легких и средних мотоциклов); раздельную, при которой масло из отдельного резервуара подается насосом в карбюратор или к отдельным подшипникам (двухтактные двигатели некоторых средних мотоциклов); циркуляционную, при которой масло залито в поддон двигателя и насос подает его к точкам смазки, откуда оно снова стекает в поддон (тяжелые четырехтактные двигатели).
Система охлаждения предназначена для отвода тепла от цилиндра и головки двигателя. На отечественных мотоциклах охлаждение воздушное. Поэтому цилиндр и головка имеют оребрение, чтобы встречный поток воздуха охлаждал возможно большую поверхность двигателя. Таким образом, эффективность системы охлаждения определяется числом, размерами, расположением и чистотой ребер.
Электрооборудование — совокупность источников тока, его потребителей и вспомогательных устройств, обеспечивающих взаимосвязь потребителей с источниками.
В электрооборудование входят: аккумуляторная батарея, генератор, реле-регулятор, центральный переключатель с замком зажигания, фонари, указатели и реле поворотов, переключатели.
Трансмиссия — система устройств, обеспечивающих передачу крутящего момента от двигателя к ведущему колесу и изменение тягового усилия на нем в зависимости от характера дороги. Эта система объединяет переднюю (или моторную) передачу, сцепление, коробку передач и заднюю передачу.
Передняя (моторная) передача — устройство обеспечивающее постоянную связь между двигателем и сцеплением. По своему характеру эта передача всегда понижающая, т. е. скорость вращения ведомого элемента (барабана сцепления) ниже, чем ведущего (коленчатого вал^). По исполнению передняя передача бывает либо цепной, либо шестеренчатой. На отечественных тяжелых мото циклах передняя передача отсутствует, так как диски сцепления установлены непосредственно в маховике двигателя.
Рис. 1. Схема силовой передачи:
а — цепная передача; б — карданная передача
Сцепление — это механизм, предназначенный для включения работающего двигателя в силовую передачу, для его выключения из нее, для плавного трогания с места и обеспечения мягкого, плавного соединения шестерен в коробке передач. По числу дисков различают двух- или многодисковое сцепление, а по характеру работы — сухое или масляное.
Коробка передач предназначена для изменения тягового усилия и скорости вращения ведущего колеса и для обеспечения холостого хода двигателя. На двухтактных двигателях коробка передач обычно размещена в одном общем картере с двигателем и сцеплением. На четырехтактных, как правило, она является самостоятельным агрегатом.
Задняя передача обеспечивает связь между выходным валом коробки передач и ведущим колесом. На большинстве мотоциклов легкого и среднего класса задняя передача цепная. Из отечественных мотоциклов только на тяжелых применяется задняя передачa состоящая из карданного вала, шарниров и редуктора (главной передачи). Мотороллер «Вятка» вообще не имеет задней передачи, поскольку колесо у него непосредственно сидит на шлицах вторичного вала коробки передач.
Ходовая часть предназначена для крепления всех агрегатов и узлов, обеспечения жесткости системы и создания комфорта для водителя. В нее входят рама, передняя вилка, задняя подвеска, колеса, сиденья.
Порой сюда же относят тормоза и органы управления. Но чаще их объединяют под общим названием органы управления, так как они позволяют воздействовать на другие агрегаты и системы и менять скорость и направление движения. О них будет сказано подробнее ниже.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общее устройство мотоцикла"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы