Медицинские требования к здоровью водителя. Труд водителя представляет собой сочетание физической и умственной работы и требует от него физической и психической выносливости и приспособляемости. Водители должны обладать безукоризненным здоровьем, здоровой психикой и выносливостью.
Отбор водителей с такими качествами производит медицинская комиссия в специальных поликлиниках согласно инструкции Министерства здравоохранения СССР. В этой инструкции указывается порядок медицинского освидетельствования лиц, желающих получить удостоверение на право управления автомобилем.
Инструкция перечисляет медицинские противопоказания, препятствующие допуску к управлению автомобилем. В соответствии с этим перечнем и определяется годность людей, проходящих медицинское освидетельствование.
Гигиенические требования к посадке водителя на рабочем месте.
Большое влияние на работу водителя оказывает правильная его посадка за рулем автомобиля на сиденье кабины, которое определяет его «спокойное положение в состоянии готовности».
При правильной посадке водитель должен сидеть прямо, а его спина полностью прилегать к спинке сиденья. Кроме того, его ноги должны легко доставать до педалей, а руки, лежащие на рулевом колесе, — быть слегка согнуты в локтях.
Спинка сиденья должна иметь некоторый наклон, чтобы сила тяжести тела наиболее выгодно распределялась на сиденье и спинку, а мышцы бедра были максимально расслаблены. Излишний наклон спинки ухудшает видимость дороги и затрудняет управление автомобилем.
Часть автомобилей, находящихся в эксплуатации, оборудована механизмом, который позволяет регулировать сиденье в соответствии с физическими особенностями водителя.
Порядок подгонки сиденья следующий: сначала выдвигают его так, чтобы легко можно было доставать ногами до педалей, а руками до рулевого колеса, затем изменяют наклон спинки.
Одежда водителя. Основное назначение одежды — поддерживать нормальную температуру тела и защищать его от пыли, грязи и механических повреждений кожи. Ткань одежды должна быть мягкой, эластичной, не вызывать раздражения кожи. Кроме того, одежда должна обеспечивать необходимый теплообмен между телом и окружающей средой.
Одежда не должна стеснять движения водителя при управлении автомобилем и нарушать нормальный теплообмен, а поясной ремень не препятствовать нормальному дыханию.
Обувь водителя должна быть с жесткой нескользящей подошвой и с широким невысоким каблуком (не более 2—3 см). В любое время года необходимо пользоваться хлопчатобумажными носками. Носки из синтетических материалов не впитывают пот и плохо предохраняют ноги от охлаждения.
Непригодна для работы резиновая обувь (кеды и др.), так как в ней нарушается вентиляция стопы, что приводит к повышению потливости, а иногда и к трещинам кожи.
Микроклимат кабины определяется температурой, влажностью и скоростью потоков воздуха. Температура воздуха в кабине определяется температурой наружного воздуха и тепловыделениями двигателя. Она должна быть в пределах от 15 до 25°С. Наиболее благоприятная температура 18—20°С. Пониженная температура воздуха отрицательно влияет на работу мышц, снижает быстроту и точность движений, следовательно, водитель допускает больше ошибок.
Работа в условиях повышенной температуры воздуха быстрее утомляет водителя, снижает его внимание, увеличивает время реакции.
Скорость движения потоков воздуха оказывает большое влияние на теплорегулирование организма. Человек начинает ощущать воздушные потоки при скорости движения воздуха 0,25 м/с. Увеличение скорости движения воздуха значительно увеличивает теплоотдачу с поверхности тела.
Рис. 172. Основные размеры, определяющие правильную посадку водителя.
Большая относительная влажность воздуха при высокой температуре может быть причиной перегрева тела человека. В воздухе, насыщенном водяными парами, теплоотдача путем испарения невозможна или затруднена — пот стекает по коже, но охлаждающего эффекта не дает. Высокая влажность воздуха оказывает неблагоприятное воздействие на организм человека также и при низкой температуре воздуха из-за повышенной теплоотдачи с поверхности тела. Нормальная влажность воздуха для большинства людей лежит в пределах от 30 до 70%.
Шум и вибрация могут оказывать неблагоприятные влияния на работоспособность человека.
Шумом называют беспорядочное сочетание звуков, состоящих из большого количества тонов различной частоты и силы. При движении автомобиля основным источником шума является: двигатель, силовая передача, шины и кузов.
Шум внутри легковых автомобилей находится в пределах норм на шумы, принятых для производственных рабочих мест. В кабинах грузовых автомобилей, особенно большой грузоподъемности, интенсивность шума превышает эти нормы и может достигать значительных величин.
Допустимым пределом шума в кабине автомобиля принято считать 74—75 дБ при частоте 1000 Гц.
Для снижения шума в кабине автомобиля тщательно подгоняют соприкасающиеся части кабины, изолируют двигатель, обеспечивают звукоизоляцию дверей, амортизируют подвеску различных деталей к днищу кузова, плотно подгоняют стекла окон. Но водителя нельзя полностью изолировать от звуков, возникающих вне кабины, так как он должен воспринимать сигналы обгоняющих автомобилей, работу двигателя своего автомобиля и другие внешние звуки, необходимые для ориентировки и наиболее полной оценки дорожной обстановки.
Движущийся автомобиль испытывает колебания с различной амплитудой и частотой.
Вибрация — это колебания высокой частоты и малой амплитуды. Источники вибрации в автомобиле те же, что и шума. Ускорения, возникающие при вибрации, растут с увеличением скорости движения автомобиля, с ухудшением дороги, а также с уменьшением полезной нагрузки.
Под воздействием вибраций ухудшается зрительное восприятие, снижается внимание, замедляются реакции, понижается точность действий. Длительное воздействие на человека вибраций вызывает утомление, головную боль.
Для уменьшения колебаний кузова на некоторых автобусах применяют пневматическую подвеску колес, у которой в качестве упругих элементов служат резинокордные воздушные баллоны. Такая подвеска обеспечивает автобусу плавность хода и этим снижает утомляемость пассажиров и водителя.
Профилактика утомления. Проблема усталости в профессиональной работе водителя чрезвычайно важна.
При усталости скорость движений водителя замедляется. Переход от одного движения к другому затруднен и требует больше времени. Это объясняется включающимися в рабочие приемы микропаузами. Действия водителя органами управления автомобилем замедляются. Усталость, особенно чрезмерную, следует предотвращать.
Что же вызывает усталость? Во-первых, повышенная продолжительность рабочего времени и плохая организация режима труда и отдыха.
Управление автомобилем — это работа, предъявляющая большие требования к органам чувств и подвижности психических процессов.
После нескольких часов работы появляются первые признаки усталости, которые, однако, не свидетельствуют еще об увеличении опасности при управлении автомобилем. Возникновение известной усталости естественно. Но если время работы водителя начинает превышать установленные нормы, то количество дорожно-транспортных происшествий увеличивается. Профилактика утомления производится по нескольким направлениям.
Основными из них являются: обеспечение оптимальных условий среды обитания в отношении микроклимата (температура, влажность, скорость потока воздуха); снижение шумов и вибраций, вредных химических примесей к воздуху; создание дополнительных удобств на рабочем месте; уменьшение усилий, требуемых в процессе управления автомобилем, упрощения процесса управления; рациональная организация труда и отдыха — все это предупреждает развитие утомления.
Режим труда и отдыха. Согласно советскому трудовому праву рабочее время — это установленное законом время, в течение которого водитель должен выполнять трудовые обязанности с соблюдением внутреннего трудового распорядка автотранспортного предприятия.
Главной задачей рациональной организации режима труда водителя является достижение и поддержание на протяжении всей рабочей смены высокой эффективности труда с сохранением здоровья водителя.
Различные варианты организации труда водителя предусматривают общий месячный баланс рабочего времени в 178 рабочих часов. При пятидневной рабочей неделе нормальная продолжительность смены определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности, утвержденными администрацией по согласованию с фабрично-заводскими комитетами профсоюзов с таким расчетом, чтобы общая продолжительность рабочего времени за неделю не превышала 41 ч.
При шестидневной рабочей неделе нормальная продолжительность смены не может превышать 7 ч в обычные дни и 6 ч в предвыходные и предпраздничные дни.
Для обеспечения безопасности движения после 3 ч работы должен следовать 15-минутный перерыв, и после трех последующих часов непрерывной работы необходимо делать 30-минутный перерыв для отдыха.
Ежедневный межсменный отдых, т. е. перерыв в работе между окончанием одной смены и началом следующей смены, должен быть не менее двойной продолжительности работы в предыдущую смену. Еженедельный непрерывный отдых при пяти- или шестидневной неделе должен составлять не менее 42 ч. При суммированном учете рабочего времени продолжительность еженедельного отдыха может быть больше или меньше 42 ч, но не менее 24 ч, однако в среднем за учетный период этот отдых должен быть не менее 42 ч. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается графиком работы автотранспортного предприятия. Для обеспечения непрерывной работы подвижного состава допускается представление работникам, имеющим непосредственное отношение к эксплуатации автомобилей, выходных дней в различные дни недели в соответствии с графиком сменности.
Питание. Правильно организованное питание имеет для водителя важное значение, так как при нарушении режима и качества питания нарушается психическая деятельность человека и быстро нарастает утомление.
Водитель часто лишен возможности питаться в столовой автотранспортного предприятия и вынужден в обеденное время пользоваться услугами разных предприятий общественного питания, часто изменяя привычное время приема пищи.
Несмотря на расширенную сеть общественного питания в городах, населенных пунктах и на трассах, 30% водителей берут еду с собой.
Организуя свое питание, водитель должен знать основные требования гигиены к рациональному питанию вообще, т. е. правильному соотношению количества, качества пищевого рациона и режима приема пищи.
Количественная сторона питания определяется калорийностью суточного рациона. Калорийность пищи должна изменяться в зависимости от рабочей нагрузки. Суточная калорийность пищевого рациона водителя (в среднем 3500 ккал) при трехразовом питании ориентировочно должна распределяться следующим образом: в завтрак — 30% суточной калорийности, в обед 45—50 и в ужин 25—20%. В условиях жаркого климата в летнее время, когда отмечается отсутствие аппетита, калорийность обеда должна быть уменьшена до 35—40% и ужина увеличена до 35—30%. В условиях холодного климата распределение суточного рациона от обычного не отличается.
К наиболее калорийным продуктам относят: животные и растительные жиры, сахар, кондитерские изделия.
Продуктами средней калорийности являются: крупы и макаронные изделия, все хлебобулочные изделия, вареные колбасы, жирные сорта мяса. К группе малокалорийных продуктов относят: овощи, фрукты, ягоды, нежирные сорта рыбы, кефир и др.
Основным показателем правильного питания с учетом количественной его стороны является относительно стабильная масса тела, которая вместе с тем должна соответствовать росту. Нормальный развитый человек должен иметь массу (кг), численно равную росту (см) минус 100.
В качественном отношении пищевой рацион должен содержать питательные вещества, необходимые для организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.
Витамины должны обязательно входить в любой рацион питания. Так, при недостатке в пище витамина А снижается способность водителя видеть предметы ночью (в сумерках). Витамин А содержится в печени трески, яйцах, коровьем масле и других продуктах. В последнее время установлено, что витамин С активно влияет на быстроту реакции, что является чрезвычайно важным для водителя.
Большое значение для сохранения высокого уровня работоспособности водителя имеет соблюдение питьевого режима. Суточная потребность человека в воде (около 2,5 л) может изменяться в зависимости от различных условий (времени года, температуры воздуха в кабине, характера работы и др.). Излишнее употребление водителем в поездках воды ведет к перегрузке организма жидкостью, нарушает водно-солевой баланс, затрудняет работу сердца, снижает работоспособность. Для утоления жажды следует пользоваться термосом с холодной, лучше подкисленной или минеральной водой. Хорошо утоляет жажду горячий чай, особенно зеленый.
Вредное влияние алкоголя. Этиловый спирт, как и всякий наркотик, действует на центральную нервную систему, и в первую очередь на кору головного мозга, угнетая его деятельность. Алкоголь парализует тормозные функции коры головного мозга и вызывает состояние возбуждения. Водитель под влиянием алкоголя теряет способность контролировать свои поступки и правильно оценивать окружающую обстановку. Под влиянием алкоголя нарушается субъективный контроль за утомлением.
В начальной фазе опьянения снижаются внимание и точность восприятия, ослабевает критическое мышление, память. Затем состояние возбуждения сменяется угнетением, которое проявляется в расстройстве речи, затемнении сознания, нарушении двигательной координации, расслабления мышц, угасании рефлексов. Нарушаются и все функции головного мозга.
Установлено, например, что при приеме 75 г алкоголя время реакции водителей увеличивается в 2,5 раза, при приеме 100 г — в 2—4 раза, при приеме 140 г — в 3—5 раз и больше, 165 г — в 6—9 раз.
В Советском Союзе водители в состоянии алкогольного опьянения независимо от степени опьянения не допускаются к управлению автомобилем.
Водители, нарушившие правила движения в нетрезвом состоянии, несут повышенную ответственность.
Физическая культура и работоспособность водителя. Для водителя автомобиля физические упражнения и занятия спортом имеют особое значение. Длительное малоподвижное состояние водителя в период работы может вызвать различные функциональные нарушения.
Специальные исследования показали, что у водителей автомобилей с развитием физических качеств укрепляется здоровье, значительно повышается работоспособность, а следовательно, и мастерство вождения автомобиля. Наилучшим средством улучшения двигательной способности водителей и повышения их психофизиологических возможностей в трудовой деятельности является спорт.
Для водителей рекомендуются многие виды спорта: спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, теннис), лыжи, плавание, легкая атлетика (бег, прыжки, метание) и, конечно, утренняя гигиеническая гимнастика и различные физические разминки в пути следования.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие вопросы гигиены труда водителя"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы