Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные аккумуляторы

Публикация:
   Обслуживание аккумуляторных батарей

Читать далее:




Обслуживание аккумуляторных батарей

Для технического обслуживания автомобильных аккумуляторных батарей необходимы следующие контрольно-измерительные приборы, инструменты и оборудование.

Денсиметр со шкалой 1,10—1,30 г/см3 для определения плотности электролита.

Термометр со шкалой от 0 до 70 °С для определения температуры электролита в аккумуляторе батареи при замере плотности, которая изменяется в зависимости от температуры.

Переносной вольтметр со шкалой 3—0—3 В для измерения напряжения аккумуляторов батареи с точностью 0,1 В.

Стеклянная трубка диаметром 8 мм, длиной 100— 150 мм для определения уровня электролита в аккумуляторах батареи; на трубке должны быть деления в миллиметрах или метки на расстоянии 10 и 15 мм от нижнего конца.

Резиновая груша для доливки в аккумуляторы электролита и дистиллированной воды, а также для удаления из них лишнего электролита. Очень удобны резиновые груши с твердым кислотостойким наконечником (например, эбонитовым), в котором на расстоянии 10 мм от конца имеется небольшое отверстие. При отсосе такой грушей излишка электролита из аккумулятора наконечник ее должен упираться в торцы электродов, тогда уровень электролита в аккумуляторе будет выше электродов ровно на 10 мм. Это получается потому, что при данном уровне в боковое отверстие наконечника груши будет поступать воздух и засасывание электролита прекратится.

Съемник для снятия наконечников проводов с полюсных выводов аккумуляторной батареи; снятие сильно окисленных наконечников с полюсных выводов другими инструментами, например отверткой, приводит к расшатыванию и поломке выводов.

Инструменты для очистки полюсных выводов батареи и наконечников проводов от оксидов; применение для этой дели других инструментов (ножей, напильников) не дает возможности получить правильную коническую и гладкую поверхность вывода.

Посуда для приготовления и хранения электролита и дистиллированной воды: баки из пластмассы, керамические или эбонитовые кружки, воронки, мензурки.

Нагрузочная вилка с вольтметром для определения напряжения аккумуляторов батареи. Нагрузочная вилка имеет два сопротивления, рассчитанных на силу тока в 100 и 160 А. Сопротивления включаются гайками, находящимися по сторонам предохранительного чехла вилки.

При проверке аккумуляторов батарей емкостью от 40 до 60 А-ч должна быть затянута левая гайка, тогда будет подключена спираль с большим сопротивлением. При проверке аккумуляторов батарей емкостью от 70 до 100 А-ч левая гайка отпускается до отказа, а правая затягивается, при этом подключается одна спираль с меньшим сопротивлением. Для проверки аккумуляторов батарей емкостью более 100 А-ч обе гайки затягиваются, в результате чего обе спирали включаются параллельно, создавая наибольшую нагрузку на испытуемый аккумулятор — 260 А.

Наружный уход за аккумуляторными батареями заключается в следующем.

Поверхность моноблока и крышек батареи от пыли и грязи необходимо протирать сухой тряпкой; электролит с крышек удалять чистой тряпкой, слегка смоченной 10 %-ным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды, после этого поверхность надо насухо вытереть тряпкой; очистку и протирку поверхности аккумуляторной батареи производят при ввернутых пробках во избежание засорения электролита.

Нужно следить, чтобы пробки были плотно завернуты в горловины и отверстия в пробках для выхода газов из аккумуляторов были прочищены, так как засорение этих отверстий может привести к опасному повышению давления газов в аккумуляторе.

Нельзя класть на крышки аккумуляторов батареи инструменты и другие металлические предметы во избежание короткого замыкания.

Окислившиеся поверхности полюсных выводов батареи и наконечников проводов следует очищать и смазывать техническим вазелином для предохранения от окисления; необходимо также следить за плотностью соединения полюсных выводов и наконечников проводов и при необходимости производить подтяжку гаек болтов зажимов.

Нужно следить за креплением батареи в ее гнезде; гайки болтов крепления должны быть затянуты равномерно и не слишком сильно во избежание появления трещин в моноблоке батареи; для улучшения амортизации аккумуляторную батарею устанавливают на резиновых прокладках или ковриках.

Не допускается натяжение присоединительных проводов к полюсным выводам аккумуляторной батареи во избежание их расшатывания и повреждения элементных крышек.

Проверка уровня электролита и его заливка в аккумулятор.

Контроль уровня электролита в аккумуляторных батареях, как правило, производится с помощью стеклянной трубки, которая была описана выше. Для этого в аккумуляторе, подлежащем проверке, выворачивают пробку из горловины и в отверстие вертикально опускают уровнемерную трубку до упора в предохранительный щиток. После этого зажимают пальцем верхний конец трубки и вытаскивают ее из аккумулятора. Высота столба электролита в трубке будет соответствовать его уровню в аккумуляторе над предохранительным щитком. Уровень электролита считается нормальным, если он составляет 10—15 мм. При уровне меньше 10 мм следует долить в аккумулятор дистиллированную воду.

Более совершенным является способ определения- уровня электролита при использовании световых индикаторов. В них используется принцип изменения освещенности одной из поверхностей прозрачного тела в зависимости от степени его погружения в электролит; На рис. 7.6 показан один из таких индикаторов, вмонтированный в крышку аккумулятора. Индикатор представляет собой продолговатый стержень, выполненный из светопроницаемого материала. Нижний конец стержня имеет светоотражательную призматическую поверхность, а верхний — плоскую поверхность. При такой конструкции свет, падающий на поверхность, концентрируется и по стержню направляется к нижнему его концу. Когда уровень электролита в аккумуляторе находится в пределах нормы, т.е. нижний конец стержня вместе с призматической поверхностью погружен в электролит, свет, поступающий по стержню, расплывается.

Как только уровень электролита станет ниже нормы, обозначенной на рис. 1 прямой В, световой поток, передаваемый по стержню отражается от призматической поверхности, что вызывает увеличение освещенности поверхности стержня. Изменение свечения наружной поверхности стержня является индикацией уровня электролита Конструктивно световой индикатор может быть выполнен в виде резиновой или пластмассовой пробки, вставляемой в заливочное отверстие аккумулятора. Светопроводящий стержень имеет кольцеобразный выступ, с помощью которого стержень плотно закрепляется в пробке. Такая конструкция предотвращает перемещение стержня и не требует установки каких-либо прокладок для предупреждения выплескивания электролита. В конструкции пробки предусмотрен защитный пояс, предохраняющий от попадания на стержень брызг электролита. Отверстия служат для связи внутренней полости аккумулятора с окружающей средой.

Рис. 1. Световой индикатор уровня электролита с призматической отражательной поверхностью:
а — установка в аккумуляторе; 6 — конструкция

Процессы заливки и корректировки плотности электролита являются трудоемкими и требуют строгого соблюдения правил техники безопасности. При ручном выполнении этих операций трудно предотвратить выливание электролита при переполнении аккумулятора. Чтобы избежать переливов электролита, необходимо при первоначальной заливке строго дозировать его количество, а при корректировке получать сигнал о достижении им определенного уровня. Повышение точности процессов заливки электролита и доливки дистиллированной воды в аккумуляторы может существенно улучшить качество обслуживания и эксплуатации стартерных автомобильных аккумуляторных батарей.

Простейшим устройством для предотвращения переливов при доливке дистиллированной воды в аккумуляторы может служить прозрачный эластичный баллон из химически неактивного материала. Баллон сверху завинчен крышкой с патрубком. Для того чтобы долить дистиллированную воду в аккумулятор, на патрубок необходимо надеть трубку, глухую с одного конца. На некотором расстоянии от глухого конца, соответствующем требуемому уровню электролита над верхним краем электродов, в трубке имеется отверстие. Трубка вставляется в заливочное отверстие аккумулятора, и при надавливании на баллон часть дистиллированной воды переливается в аккумулятор. Вода выливается до тех пор, пока отверстие не закроется электролитом. После снятия давления с баллона избыток электролита всасывается в него. Таким образом, такое приспособление позволяет упростить технологию установки требуемого уровня электролита при эксплуатации. Баллон можно использовать для обслуживания аккумуляторных батарей различных типоразмеров, меняя трубки, у которых отверстия сверлятся на различной высоте.

Рис. 2. Баллон для ручной доливки дистиллированной воды с корректировкой уровня

При заливке аккумуляторных батарей, вводимых в эксплуатацию, количество электролита строго определено. На рис. 7.8 приведена схема автоматизированной дозировки электролита. Такая система позволяет полностью автоматизировать процесс заливки электролита в аккумуляторы перед введением их в эксплуатацию. Система состоит из резервуара с электролитом, входного патрубка с впускным клапаном, датчиков и органов управления. Электромагнитные клапаны приводятся в действие исполнительными реле.

Система работает следующим образом. Перед началом работы в резервуаре жидкость находится на уровне срабатывания датчика верхнего уровня, который блокирует реле, тем самым прекращая поступление электролита в резервуар через входной патрубок. Как только заливочное отверстие аккумулятора заняло определенное положение относительно сливного патрубка, срабатывает блок управления и посредством реле открывает клапан. Электролит свободно перетекает в аккумулятор до тех пор, пока не срабатывает датчик нижнего уровня жидкости в резервуаре. Датчик блокирует реле 6, которое закрывает выпускной клапан. Одновременно открывается впускной клапан и начинает готовиться новая доза электролита.

Рис. 3. Автоматический дозатор электролита

Определение степени разряженности аккумуляторов автомобильной батареи. Наиболее точным объективным способом определения разряженности аккумуляторной батареи является замер плотности электролита в ее аккумуляторах. Для этого необходимо знать, с какой плотностью электролита была выпущена зарядной станцией проверяемая аккумуляторная батарея. Кроме того, необходимо учитывать, что правильное показание денсиметр дает лишь в интервале температур от 20 до 30 °С, поэтому при измерении плотности электролита в показания денсиметра вводят поправки с учетом того, что при повышении температуры плотность электролита уменьшается, а при понижении — увеличивается. Если температура измеряемого электролита выше 30 °С, то поправку надо прибавлять к показанию денсиметра, если ниже 20 °С, то вычитать. Следовательно, для точного определения плотности электролита нужно предварительно замерить термометром его температуру.

Другой способ определения степени разряженности аккумуляторов батареи — это замер их напряжения нагрузочной вилкой. Признаком хорошего состояния аккумулятора батареи является устойчивое напряжение его под нагрузкой в течение 5 с. Напряжение каждого аккумулятора полностью заряженной батареи под нагрузкой должно быть не менее 1,7 В и устойчиво держаться в течение 5 с. У исправной, но частично или полностью разряженной аккумуляторной батареи напряжение ее аккумуляторов будет ниже 1,7 В. Напряжение аккумуляторов батареи не должно отличаться более чем на 0,1 В. Аккумуляторы с большим отклонением разряжены или неисправны.

Способ определения степени разряженности аккумуляторов в батарее нагрузочной вилкой менее точен, чем посредством замера плотности электролита в аккумуляторах. Это объясняется тем, что нагрузочные вилки могут иметь различное сопротивление. Для более точного определения степени разряженности необходимо, чтобы для батарей с меньшей номинальной емкостью нагрузка при проведении замера была соответственно меньше, чем для батарей большей номинальной емкости.

Если нагрузочная вилка имеет только одно сопротивление, то для определения с достаточной точностью степени разряженности аккумуляторов различной емкости эту вилку необходимо тарировать следующим способом. Аккумуляторную батарею известной номинальной емкости заряжают полностью и замеряют плотность электролита в ее аккумуляторах. Потом замеряют напряжение аккумулятора нагрузочной вилкой. Показания вольтметра нагрузочной вилки будут соответствовать 100% заряженности аккумуляторов батареи. Далее аккумуляторную батарею разряжают сначала на 25, а затем на 50%. Степень разряженности определяют каждый раз замером плотности электролита. Замерив в каждом из указанных случаев напряжение аккумуляторов нагрузочной вилкой, можно в дальнейшем использовать эти данные для более точного определения степени разряженности аккумуляторов батарей этой емкости. Таким же способом производят тарировку нагрузочной вилки на аккумуляторных батареях, имеющих другую емкость. Для удобства пользования полученные результаты сводят в таблицу, которой пользуются в дальнейшем для определения степени разряженности батарей нагрузочной вилкой. Необходимо помнить, что данные таблицы действительны лишь для нагрузочной вилки, по показаниям которой составлялась таблица.

Проверка аккумуляторных батарей, находящихся на автомобиле, производится нагрузочной вилкой при первом и втором техническом обслуживании автомобиля (ТО-1 и ТО-2). Если окажется, что батарея разряжена более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, ее следует зарядить. Проверять напряжение аккумуляторной батареи коротким замыканием (на искру) проводом большего сечения или каким-либо металлическим предметом категорически запрещается, так как это приводит к быстрому выходу батареи из строя (вследствие коробления электродов, выпадения активной массы и т.д.). Кроме того, при сильном искрении может произойти взрыв газов в аккумуляторе.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные аккумуляторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Обслуживание аккумуляторных батарей"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства