Специфические условия разработки карьера в период сильных морозов требуют четкой и бесперебойной работы экскаватора. Малейшие простои машины из-за плохого надзора за работой механизмов и управления ими или же из-за остановки экскаватора в рабочее время для выполнения мелких ремонтных работ вызовут тотчас же промерзание глины на поверхности разрабатываемого забоя, на ковшах, в бункере, в проеме кабины. Все это немедленно отразится на работе формовочного отделения. Задержка в работе карьера в связи с необходимостью удаления намерзшей глины из бункера и ковшей и снятия мерзлого слоя с поверхности забоя также вызовет простои пресса.
Простой экскаватора в течение 30 мин. нарушит работу карьера и связанных с ним цехов на несколько часов, а может быть и на целую смену. Поэтому обеспечение бесперебойной работы экскаватора в течение рабочей смены является главнейшей задачей моториста.
Круг обязанностей моториста, распорядок его работы должны подчиняться следующему режиму.
Перед началом смены моторист обязан подготовить экскаватор к действию. До начала работы моторист обогревает проем и бункер экскаватора, разжигая обогревающую печь (или включая электрический отопительный прибор); еще раз осматривает бункер, проем и ковши, откуда глина была удалена по окончании предыдущей смены. Затем моторист осматривает механизмы и смазывает их; проверяет натяжение приводных ремней и надежность их соединений. В случае замеченного ослабления натяжения или соединения ремня перешивает его (если для ухода за ремнем не выделен специальный шорник) до начала работы.
Убедившись в исправности механизмов, моторист перемещает по рельсам экскаватор на подготовленный для разработки участок и прокатывает машину взад и вперед по отрезку пути вдоль участка. При этом он наблюдает как за состоянием путей, так и за их профилем. Если экскаватор покачивается на ходу из стороны в сторону, значит, есть перекос пути. Если экскаватор движется рывками, или продолжает катиться по рельсам после выключения хода, или же колеса его буксуют,-—значит, путь имеет ненормальный уклон.
В условиях зимы эти дефекты пути особенно губительно отражаются на состоянии механизмов экскаватора, так как металлические части механизмов (оси, валы, шестерни) становятся на морозе более хрупкими. Толчки и удары, перенапряжения в нагрузке, которые могут остаться незамеченными в летнее время, зимой очень часто приводят к поломкам этих деталей экскаватора. В практике работы экскаваторов в зимнее время нередко наблюдались случаи поломки ходовых осей из-за перекоса пути и перегрузки в цапфах осей (из-за ненормального распределения силы тяжести экскаватора на цапфы осей), случаи поломки ходовых шестерен и их валиков из-за ненормальных усилий на больших подъемах, поломки шкивов и валов из-за ненормального натяга приводных ремней и т. д.
Все это должен учитывать моторист экскаватора. Неисправный путь зимой создает во много раз большие опасности Для механизмов экскаватора не только из-за повышенной хрупкости металла, но и потому, что зимой экскаватор работает на очень коротком участке пути. Вследствие этого один и тот же дефект, который при большой протяженности фронта забоя встретился бы экскаватору в течение смены всего несколько раз, в настоящих условиях, на коротком участке, будет встречаться через каждые 2—3 минуты работы экскавато-Ра- Гаким образом, механизм работает с постоянным перена-Ряжением в какой-либо из его частей, что приводит к неминуемой ее поломке.
о процессе работы моторист обязан регулировать загрузку ранспорта. Если почему-либо создался перебой в оборачи-мости тяговой силы, и несколько порожних вагонеток скопится на короткое время у экскаватора, желательно не за. гружать их глиной до тех пор, пока не появится возможность сразу же после загрузки отправить их к прессу.
В течение смены моторист должен организовать периодическую очистку бункера и ковшей от примерзшей глины, которую надо удалять в отвал.
Черпать глину стружкой чрезмерной толщины нельзя, так как избыток глины так или иначе вывалится из ковшей по дороге к бункеру и загрязнит ковшовую раму, проем и ковшовую цепь, что потребует затраты времени на их очистку от примерзающей глины. Кроме того, такое черпание вредно отражается на механизме черпания, повышает расход энергии и не дает никакого увеличения производительности (рис. 1).
Рис. 1. Работа ковшей с чрезмерным и нормальным, наполнением; h—глубина стружки глины.
Глубину стружки нужно рассчитать так, чтобы каждый ковш нормально наполнялся к концу его рабочего хода по поверхности забоя. Нижняя часть ковшовой рамы при черпании ни в коем случае не должна касаться разрабатываемой поверхности.
Одним из условий для нормального черпания является одинаковый уровень расположения ковшей по отношению к нижней поверхности черпаковой рамы, т. е. точность размера ковшей от основания до кромки режущей грани ножа.
Если у некоторых ковшей эти размеры будут больше, чем у остальных, производительность черпания сильно снизится.
Указанные выше условия необходимо соблюдать в любое года, но зимой они приобретают решающее значение.
Перед перерывом на обед моторист должен очистить ковши проем и бункер от глины, не прекращая обогревания экскаватора. По окончании работы моторист сдает машину сменщику, ставя его в известность обо всех замеченных мелких неполадках или намечающихся в механизмах дефектах, которые могут привести к простою или аварии экскаватора.
Если за окончанием смены следует перерыв в работе до следующего дня или на более продолжительное время, моторист организует тщательную очистку всех деталей конструкции от глины. Для этого осматривается ковшовая цепь во всех ее соединениях и, при необходимости, производится замена болтов (пальцев) и шплинтов. Осматриваются и, если нужно, сменяются направляющие полозки, осматриваются ремни, проверяются болтовые крепления подшипников, надежность шпоночных соединений шестерен и шкивов, состояние фрикционных муфт и пружин. Все мелкие дефекты при этом устраняются непосредственно на месте.
Работу по ремонту экскаватора, выполняемую силами ратников механического цеха, моторист принимает сам, тщательно проверяя качество ее выполнения. О замеченных с фектах в выполненной работе моторист доводит до сведения механика завода, делая отметку в журнале для записей планово-предупредительных ремонтов экскаватора. Моторист экскаватора должен знать порядок проведения и нормы планово-предупредительного и капитального ремонтов для своей машины и быть всегда в курсе работ, проводимых согласно графику ремонтов.
Рис. 2. Работа ковшей разной высоты
Совокупность всех ремонтов экскаватора, проводимых по системе планово-предупредительного ремонта, распадается, примерно, на:
1) ремонт, производимый ежесменно;
2) ремонт, производимый через каждые 15 дней работы экскаватора;
3) ремонт, производимый раз в квартал;
4) ремонт, производимый раз в год.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Обслуживание экскаватора зимой"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы