Задачей окончательного закрепления монтажных соединений является восстановление цельности конструкций в местах расчленения их на отдельные монтажные элементы. Закрепленный стык должен воспринять все усилия, возникающие в данном сечении элемента при работе всей конструкции в целом.
Для производства работ по окончательному креплению монтажных элементов необходимо обеспечить возможность легкого доступа монтажников к соединяемым конструкциям.
Конструкция соединений элементов должна быть возможно более простой, удобной для монтажной сборки и для последующего окончательного закрепления.
Закреплению конструкций должна предшествовать тщатель ная выверка конструкций в проектном положении. Качест работы по закреплению каждого стыка проверяется обычно техническим персоналом, а на наиболее крупных стройках — представителем отдела технического контроля (ОТК).
Закрепление стальных конструкций
Окончательное закрепление стальных конструкций производится при помощи сварки, клепки или путем постановки постоянных болтов.
Для крепления узлов при помощи сварки внутри строящегося здания должен быть оборудован сварочный пост. Сварочные посты располагают в специальном помещении .на уровне пола здания. При большой высоте здания, как, например, высотных зданий в Москве, для сварки монтажных стыков устраивают инвентарные будки со сварочными трансформаторами, которые переносят ‘монтажным краном и устанавливают на перекрытии через каждые четыре этажа по мере возведения каркаса.
Пример устройства сварного стыка при наращивании колонн и крепления к ним ригелей каркаса высотного здания Московского государственного университета приведен на рис. 102.
Колонну крестообразного сечения при установке соединяют с нижней колонной при помощи восьми стяжных болтов диаметром 25 мм и выверяют. Затем сварщик накладывает на стык четыре прямоугольные косынки из листовой стали толщиной 12—25 мм и проваривает вертикальные монтажные швы вдоль длинных ребер косынки.
Для опирания ригелей — на заводе к колонне привариваются специальные столики из листовой стали толщиной 12—25 мм. Ригель устанавливают на полку монтажного столика и после выверки прикрепляют электрозаклепками диаметром 30 мм. Затем нижнюю полку ригеля приваривают к столику и прикрепляют электрюзаклепкой к верхней полке накладку («рыбку»), которую и приваривают к стенкам колонны и к верхней полке ригеля. Все швы данного соединения расположены удобно и открыты для сварщика.
Подготовку стыков к сварке производят монтажники-сборщики.
Для стягивания стыков перед сваркой применяют сборочные приспособления, показанные на рис. 103 и 104.
При всех способах крепления должна быть обеспечена наибольшая точность взаимного положения стыкуемых элементов.
Для крепления узлов при помощи болтов и заклепок с особенной тщательностью должны быть выполнены:
1) установка и привертка стыковых накладок;
2) рассверловка и прочистка монтажных отверстий;
3) клепка «ли постановка постоянных болтов.
Рис. 101. Приспособления для сборки сварные конструкций
Рис. 102. Стык колонны и крепление ригелей к колоннам высотного здания Московского государственного университета
Установка стыковых накладок должна обеспечить плотное прилегание соприкасающихся поверхностей стыкуемых элементов и совпадение монтажных отверстий. Соприкасающиеся поверхности конструкций и накладок перед подъемом в проектное положение необходимо тщательно очистить стальными щетками от грязи, ржа(вчины и мелких выступов (заусенцев).
Рис. 103. Способы крепления элементов при сварке трубопроводов и резервуаров
а — при помощи уголков и стяжных болтов; б — при помощи ребер; в — с применением стяжных прокладок; г — стягивание листов при помощи накладок: 1 — уголки; 2—стяжные болты; 3 — ребра; 4 — стяжная прокладка толщиной 2—4 мм; 5-цилиндрический стержень; 6 — конусная опрачка; 7 — накладка из листовой ста ж 20-25 мм; 8 — прямоугольные отверстия 60X100 мм; 9 — бруски 30×30 мм; 10 — шайбы, приваренные к листовой конструкции
Монтажные отверстия, как правило, должны быть рассверлены до полного диаметра на заводе. Наводка монтажных отверстий производится при помощи колика.
При осуществлении соединений на сборочных болтах свобод, ные отверстия заполняют постоянными болтами, а затем производят замену временно установленных пробок и монтажных болтов постоянными. Под гайки болтов устанавливают шайбы толщиной 6—10 мм. Во избежание раскручивания гайки либо ставят контргайки, либо прихватывают гайку к болту электросваркой.
Плотность стягивания элементов болтами должна быть такой, чтобы щуп толщиной 0,2 мм не проходил в зазор глубже 20 мм. Такая же плотность соединения должна быть достигнута и при привертке болтами перед последующей клепкой.
Если в конструкциях, изготовленных на заводе, диаметр отверстий не вполне соответствует проектному, то на монтажной площадке приходится производить рассверловку отверстий пневматическими сверлильными машинами. При рассверловке необходимо плотно привертывать элементы, чтобы между стыкуемыми поверхностями не попадала стружка. Сначала рассверливают или прочищают отверстия, свободные от болтов, и после этого заголияют их болтами или пробками, затем снимают болты и пробки, поставленные при привертке, и рассверливают освободившиеся отверстия.
Клепку конструкций производят с нагреванием заклепок до температуры 1 000—1 150° (светлокрасное каление). При длинных заклепках рекомендуется сильнее их нагревать со стороны закладной головки.
Заклепки нагревают на переносных горнах с дутьем от сети сжатого воздуха. Переносный горн устанавливают вблизи от места клепки для того, чтобы быстрее передавать нагретую заклепку клепальщику. Самый процесс клепки осуществляют при помощи ручных пневматических молотков и поддержек.
В конструкциях резервуарного типа клепка должна обеспечить, кроме прочности, еще и плотность соединений. Эта плотность достигается последующей чеканкой швов.
Закрепление сборных железобетонных конструкции
После выверки установленных элементов сборных железобетонных конструкций их окончательно закрепляют.
Наиболее просто осуществляется заделка колонны в стакане фундамента (рис. 82). Окончательное закрепление колонны сводится к бетонированию в стакане зазоров, объем которых невелик (примерный объем зазоров в стакане для колонны сечением 0,4 X 0,6 м равен 0,07—0,08 м3, т. е. равен объему бетона, подвозимого одноколесной тачкой).
Стыкуемые поверхности колонны и стакана должны быть шероховатыми, что достигается применением при бетонировании этих участков нестроганой опалубки. Зазор между колонной и стенками стакана перед бетонированием промывают водой из брандспойта; после промывки воду из стакана удаляют. Марка приготовляемого для стыка бетона должна приниматься на 20% выше марки бетона стыкуемых конструкций. Необходимо, чтобы бетон был приготовлен на мелком гравии, что облегчит прохождение бетонной смеси до дна стакана. Во избежание задержки дальнейших монтажных работ и для более плотного заполнения стыка бетоном желательно применять расширяющийся, быстро твердеющий цемент.
Заделку стыков производят в два приема. Сначала зазоры заполняют до нижнего уровня клиньев бетоном и производят его уплотнение. Затем после достижения бетоном 25% проектной прочности клинья извлекают и бетонируют стакан до верхнего уровня. Стальные клинья не извлекают, а оставляют их в бетоне.
Значительно сложнее производство работ по окончательной заделке стыков балок (рис. 105).
В местах стыкования подкрановых балок полку сборной железобетонной балки на длину а при изготовлении на заводе не бетонируют, а арматуру верхней части сечения выпускают из бетона с загнутыми на конце крюками (рис. 105, а). Из колонны при бетонировании ее на заводе или на площадке выпускают арматуру в виде скобы, служащей для закрепления подкрановой балки. После выверки балки в стык устанавливают добавочную короткую арматуру в виде крючьев, которые либо сваривают с выпущенными концами арматуры подкрановой балки, либо связывают с ними проволокой на длине, равной 20 диаметрам, в каждую сторону. Затем стыки обеих балок очищают и промывают водой. На подвесках (рис. 105,6) Устанавливают щиты опалубки, которые крепят хомутами и клиньями. На этих же подвесках устанавливают подмостив для рабочих.
Подъем бетонной смеси к стыку производят в легких бадьях (рис. 105, в) или в ведрах при помощи пенькового каната.
перекинутого через блок, закрепляемый за колонну на инвентарном кронштейне. Работу следует производить с тщательным уплотнением бетона, а торцевые поверхности сборных элементов предварительно промазывать цементным раствором состава 1 :2. После затвердевания бетонной смеси производят распалубку стыка, которую при нормальном температурно-влажностном режиме можно выполнить на третий день после бетонирования.
При окончательном креплении между собой сборных железобетонных кровельных плит или плит междуэтажных перекрытий работа заключается в смачивании поверхностей, укладке в случае надобности дополнительных стержней арматуры и в заполнении швов раствором.
Пример закрепления стыков колонии ригелей многоярусных рам после монтажной сборки и выверки показан на рис. 106, а, б
По оси колонны (рис. 106, о) в нижней плоскости стыка заделывают штырь, который служит для центрирования стойки верхнего элемента при опускании на опору. В опорной плоскости верхней стойки оставляют соответствующее длине штыря углубление, на которое монтажники наводят конец штыря, выступающий из нижнего элемента. При заготовке арматурных каркасов к арматуре нижнего и верхнего стыкуемых элементов приваривают коробки 2 и 2’ из листовой стали. Коробки при бетонировании заполняют бетонной смесью; в момент монтажа они представляют собой железобетонные шипы, облицованные сталью, приваренные изнутри к арматуре элемента. Благодаря центрирующему штырю шипы совмещаются своими горизонтальными плоскостями. Для окончательного закрепления стыка к боковым граням шипов приваривают накладки. Затем вокруг шипов Укладывают легкую спиральную арматуру, ставят щитовую опалубку и заливают стык бетоном.
Рис. 105. Примеры заделки стыков железобетонных подкрановых балок
Присоединение горизонтальных элементов (ригелей) к колонне или стойке рамы показано на рис. 106. Во время бетонирования сборные колонны или рамы укладывают плашмя вследствие чего консоли удобно располагать только в одной плоскости колонны или рамы. Расположение консолей в перпендикулярной плоскости значительно усложнило бы опалубку и создало бы ряд затруднений при распалубке, транспортировании и подъеме заготовленных элементов. Поэтому боковые консоли не бетонируют при изготовлении колонны или рамы, а в местах присоединения их в толщу бетона закладывают четыре обрезка газовых труб. Отметку закладки этих труб делают с таким расчетом, чтобы их ось приходилась против центров отверстий в уголках, которые приваривают к уголкам в перпендикулярной плоскости. Уголки приваривают к верхней и нижней арматуре ригеля. При изготовлении последнего бетонирование не доводят до проектных торцов на величину, а из бетона выпускают четыре уголка. Заводка стыка заключается в том, что центрируют отверстия в уголках с осью труб, что выполняется на весу, после чего вставляют стягивающие болты с гайками. Для образования вута служат скобы. После присоединения ригеля устраивают подвесную опалубку и бетонируют стык с соблюдением правил заделки рабочих швов в бетоне
Рис. 106. Заделка стыков сборных железобетонных элементов многоярусных рам
Закрепление монтажных соединений деревянных конструкций
При окончательном закреплении монтажных стыков; деревянных конструкций ставят полное число болтов или прибивают накладки гвоздями.
Для установки деревянных или стальных накладок предварительно в конструкции просверливают электродрелями отверстия для болтов. Диаметр отверстий для рабочих болтов и нагелей не должен иметь отклонений от диаметра болтов более 0,5 мм (в сторону увеличения). При наводке стыков в часть отверстий ставят сначала пробки (стальные штыри), а в остальные устанавливают болты.
Гвоздевые соединения выполняют, забивая гвозди обязательно перпендикулярно поверхности накладки. Проектные положения гвоздей расчерчивают на накладке. Загибать концы гвоздей, прошедших сквозь пакет, разрешается только поперек волокон.
Соединение сжатых элементов деревянных конструкций осуществляют также с применением специальных металлических изделий и поковок, предусмотренных по проекту.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Окончательное закрепление монтажных соединений"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы