Органами навивки шахтных подъемных машин являются цилиндрические барабаны (один, два или один разрезной), бицилиндро-конические разрезные барабаны, шкивы трения подъемных машин типа ШТ и канатоведущие шкивы многоканатных машин.
В подъемных машинах с цилиндрическими или бицилиндроконическими барабанами сосуды приводятся в движение при навивке или свивке каната с барабана. В машинах с одноканатными и многока—натными канатоведущими шкивами канат приводится в движение; силами трения, возникающими между канатом и футеровкой шкива. В барабанных машинах правый канат навивается на барабан сверху, левый — снизу.
В подъемных машинах с одним цилиндрическим барабаном барабан жестко закреплен на валу шпонками. В подъемных машинах с двумя цилиндрическими барабанами один из них жестко закреплен на валу шпонками и называется заклиненным, другой посажен на валу свободно и соединяется с ним с помощью червячного или зубчатого механизма перестановки и называется переставным. У одно-барабанных машин с цилиндрическим или бицилиндроконическим разрезным барабаном большая часть барабана заклинена на валу, а меньшая соединяется с ним фрикционным или зубчатым механизмом перестановки.
Барабаны малых и крупных подъемных машин состоят из диеков, соединенных цилиндрической обечайкой из листовой стали. Для удобства транспортирования их изготовляют из двух частей, которые при монтаже соединяются болтами у малых машин и свариваются у крупных машин. Барабаны малых подъемных машин диаметром 2; 2,5 и 3 м имеют литые диски, барабаны большего диаметра — сварно-литые (литая ступица приваривается к диску).
Бицилиндроконические разрезные барабаны сварной конструкции состоят из заклиненной и переставной частей, опирающихся на вал-трубу жесткости. Заклиненная часть барабана, состоящая из левого малого цилиндра, конуса и большого цилиндра, жестко закреплена на вал-трубе приваркой лобовин к ее поясам, а переставная часть барабана, в которую входят конус и правый малый цилиндр, свободно посажена на трубе жесткости. Левая лобовина переставной части барабана опирается на вал-трубу специальной роликовой опорой, а правая лобовина соединяется с вал-трубой через пружинно-пневматический зубчатый механизм перестановки. Зазор между роликами и опорными венцами роликовых опор у разрезных цилиндрических или бицилиндроконических барабанов должен быть 0,2—0,3 мм для новых машин и не более 0,8 мм для машин, находящихся в эксплуатации.
Канатоведущий шкив первого типа состоит из двух раздельных литых чугунных лобовин и сварного барабана, который соединяется с лобовинами пасованными втулками и стяжными болтами. Ближняя к редуктору лобовина посажена на коренном валу с натягом и заклинена тангенциальными шпонками. Другая лобовина посажена на валу по скользящей посадке, в результате чего она может иметь небольшие перемещения по валу, вызванные деформацией его и оболочки шкива.
Канатоведущий шкив второго типа выполняется разъемным и состоит из двух ступиц, посаженных на вал по горячей посадке. Лобовины шкива соединены со ступицами пасованными втулками и стяжными болтами. Стяжные болты плотно притягивают лобовины шкива к обеим ступицам, поэтому пасованные втулки работают только на срез. Недостатком шкивов второго типа является наличие разъема между ступицами и лобовинами, увеличение размера по оси машины и значительная дополнительная нагрузка на правый подшипник от полумуфты.
Канатоведущий шкив третьего типа изготовляется неразъемным и представляет собой цельносварную конструкцию. Его ступица посажена на вал по горячей посадке с натягом, обеспечивающим надежную передачу наибольшего расчетного крутящего момента. Такая конструкция шкива проста и надежна в работе, поэтому большинство многоканатных подъемных машин имеет такой шкив.
Тормозные ободья подъемных машин с цилиндрическими барабанами могут быть расположены с наружных и внутренних сторон барабанов, а подъемных машин со шкивами трения ШТ-7,2 и канато-ведущим шкивом многоканатных машин — с наружных сторон шкивов.
Барабаны подъемных машин, а также шкивы трения машин ШТ-7,2 и канатоведущие шкивы многоканатных машин имеют реборды для предотвращения соскакивания каната.
Канаты крепят к внутренней стороне лобовин барабанов жим-ками и болтами.
На металлической обечайке барабанов подъемных машин диаметром 2 и 3,5 м нарезаны канавки для укладки первого слоя каната. К обечайке барабанов крепят болтами с потайными головками трости (бруски) дубовой футеровки, на которых нарезают канавки для каната. Барабаны крупных подъемных машин диаметром 4; 5 и 6 м раньше изготовляли с гладкой поверхностью, к которой необходимо было прикреплять деревянную футеровку. В настоящее время на металлической обечайке этих машин на НКМЗ нарезают канавки для укладки каната.
На обечайке’малых и больших цилиндров бицилиндроконических барабанов на заводе нарезают спиральные канавки, а на поверхности конических частей наваривают металлические спиральные желобки специального профиля для каната. Канавки нарезают с шагом, зависящим от диаметра каната, причем так, чтобы при навивке каната на барабан между витками был зазор не менее 3 мм.
футеровка шкивов трения ШТ-7,2 изготовлялась из дерева, прорезиненной ткани (конвейерной ленты) или пластиката ПП-45.
Канатоведущие шкивы многоканатных машин футеруют брусками износостойкого пластиката ПП-45 или ППО-100/10, которые крепят колодками и болтами к обечайке шкива. Необходимо проверять износ футеровки под каждым канатом. Разность диаметров канавок под канаты не должна превышать 0,5 мм. Замена изношенной футеровки производится при износе, достигшем величины, когда под канатом остается 10—20 мм неизношенной футеровки.
Рис. 1. Червячный механизм перестановки
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Органы навивки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы