Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Обмотка электрических машин

Публикация:
   Особенности электрических машин различных типов

Читать далее:




Особенности электрических машин различных типов

Каждый из типов электрических машин (синхронные, асинхронные, постоянного тока) имеет специфические особенности. Области применения машин различных типов разграничены в зависимости от их характеристик, способов и пределов регулирования.

Синхронные машины. Синхронные машины работают с постоянной частотой вращения, зависящей от числа их полюсов и частоты питающей сети. Пустить в ход синхронный двигатель сложно, так как его пусковой момент равен нулю. Поэтому синхронные машины выпускаются в основном как генераторы или как двигатели, предназначенные для приводов механизмов, которые не требуют частых пусков и должны работать с постоянной скоростью.

Обмотка возбуждения синхронной машины располагается на роторе. Ток возбуждения постоянный, подается в обмотку от возбудителя-генератора постоянного тока или оч ти-ристорного выпрямителя через щетки и вращающиеся контактные кольца, соединенные с выводами обмотки возбуждения.

В машинах с частотой вращения не более 1500 об/мин катушки обмотки возбуждения состоят из большого числа витков и установлены на стальные сердечники полюсов, закрепленные на роторе. Машины такой конструкции называют явнополюсными. Сердечник статора синхронных машин шихтованный из листовой электротехнической стали. В пазах сердечника, равномерно распределенных по его внутренней поверхности, располагаются катушки обмотки статора. Сердечник статора запрессован в корпус. К торцам корпуса крепятся торцовые щиты с подшипниками.

Мощность синхронных явнополюсных двигателей достигает нескольких тысяч киловатт. Мощность явнополюсных синхронных генераторов, установленных на гидроэлектростанциях (гидрогенераторов), значительно больше: на Красноярской ГЭС установлены гидрогенераторы мощностью 500 тыс. кВт, а на Саяно-Шушенской 640 тыс. кВт.

Конструкция роторов синхронных машин с частотой вращения 3000 об/мин отличается от рассмотренной выше. При 3000 об/мин центробежные силы, действующие на ротор, очень велики, поэтому приходится выполнять ротор цельным из поковок стали высокой прочности. Обмотка возбуждения размещается в пазах, которые фрезеруют в роторе. Такую конструкцию имеют все генераторы, установленные на тепловых и атомных электростанциях. Они называются турбогенераторами. Турбогенераторы — самые мощные электрические машины. На заводе «Электросила» им. С. М. Кирова в 1980 г. построены турбогенераторы мощностью 800 000 и 1 200 000 кВт. В настоящее время готовится к выпуску еще более мощный турбогенератор на 1600 МВт.

Рис. 1. Синхронный двигатель:
1 — коробка выводов, 2— изолятор, 3—вал, 4— магнитопровод ротора, 5 стержень демпферной (пусковой) обмотки, 6 – сердечник полюса, 7 — корпус, 8— магнитопровод статора, 9 — кольцевая шпонка, 10- возбудитель, 11 — бандажное кольцо обмотки статора, 12— обмотка статора, 13— полюсная катушка, 14 — вентилятор, 15 — подшипник, 16 — крышка подшипника с уплотнениями, 17 — щеткодержатель, 18 — токо-подвод к обмотке ротора, 19 — контактное кольцо, 20 — защитный кожух контактных колец, 21 —торцовый щит

Рис. 2. Гидрогенератор:
1 — регуляторный генератор, 2 — втулка подпятника, 3 — диск подпятника, 4 — болт регулировки сегмента, 5 — опора сегмента, 6 — охладитель масла, 7 — токоподвод к обмотке ротора, 8 — статор, 9 — полюс, 10— охладитель, 11 — спицы ротора, 12 — обмотка статора, 13 — обод ротора, 14 — полюсный наконечник, 15 — тормоз, 16 —- нижняя крестовина, 17 — соединительный фланец, 18 — вал ротора, 19 — втулка ротора, 20 — контактные кольца, 21 — верхняя крестовина

Асинхронные машины. Асинхронные машины применяются как двигатели. Они приводят в движение почти все виды станков з промышленности, работают в шахтах, на буровых установках, широко применяются в бытовой технике.

В асинхронных машинах в отличие от синхронных специальная обмотка возбуждения отсутствует. Магнитный поток создается током намагничивания, который протекает по той же обмотке, что и ток нагрузки, т. е. по обмотке статора. Обмотка ротора не соединена с внешней цепью. Ток в ней возникает от здс, наводимых при пересечении витками обмотки магнитных силовых линий потока, создаваемого намагничивающим током.

Асинхронные двигатели выпускают двух типов: с коротко-замкнутыми и фазными роторами.

Обмотка фазных роторов изолирована, как и обмотка статора. Начала фаз обмотки подведены к контактным кольцам. С помощью щеток, прилегающих к кольцам, обмотку ротора соединяют с пусковым реостатом. Во время пуска и разгона двигателя резисторы реостата включаются последовательно с каждой из фаз обмотки и ограничивают токи в них, одновременно повышается пусковой момент двигателя. По мере разгона двигателя реостат выводят и при достижении номинального режима работы обмотку ротора замыкают накоротко. Двигатели с фазными роторами могут пускаться плавно без больших бросков тока в сети.

Рис. 3. Турбогенератор:
1 — уплотнения на валу ротора, 2 — торцовый щит, 3 — кронштейн крепления обмотки статора, 4 — ротор, 5 — магнитопровод статора, 6 — детали крепления магнитопровода к корпусу, 7 — корпус турбогенератора, 8 — охладитель турбогенератора, 9 — возбудитель, 10 — патрубок подвода воды к охладителю, 11 — охладитель возбудителя, 12 — маслопровод к подшипнику, 13— стойка подшипника, 14 — термометр, 15 — трубки для циркуляции воды в охладителе, 16 — бандажные кольца обмотки статора, 17 — бандажное кольцо ротора, 18 — центробежный вентилятор, 19 — фланец для соединения вала ротора с турбиной

Рис. 4. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором:
1 — вал, 2 — наружная крышка подшипника, 3 — роликовый подшипник, 4— внутренняя крышка подшипника, 5 — подшипниковый щит, 6 — коробка выводов, 7 — обмотка статора, 8—обмотка ротора, 9 — сердечник статора, 10— сердечник ротора, 11 — корпус электродвигателя, 12 — кожух вентилятора, 13 — вентилятор, 14 — болт заземления, 15 — отверстие для болта крепления двигателя

Короткозамкнутые роторы имеют неизолированную постоянно замкнутую накоротко обмотку. Двигатели с короткозамкнутыми роторами проще по конструкции, дешевле и надежней в работе, чем с фазными, так как в них отсутствует изоляция обмотки ротора, нет скользящих контактов — щетки-кольца и для пуска не требуется пускового реостата. Короткозамкнутые роторы имеют два конструктивных исполнения: с обмоткой из вставных медных стержней и с литой обмоткой. Наибольшее распространение получили двигатели, обмотка роторов которых выполнена заливкой пазов алюминием или его сплавами. Одновременно со стержнями обмотки отливаются и короткозамыкающие кольца с вентиляционными лопатками. Такое устройство имеют почти все современные асинхронные двигатели мощностью до 300— 400 кВт. Это объясняется, в первую очередь, тем, что изготовление обмотки методом заливки пазов алюминием дешевле, технологичней и требует меньших затрат рабочего времени, чем изготовление обмотки из вставных стержней. Кроме того, в роторах с литой обмоткой могут быть выполнены пазы сложной конфигурации. Эта возможность используется, например, в двигателях, предназначенных для работы с приводами, имеющими тяжелые условия пуска. Пазы роторов таких двигателей выполняются не круглыми или прямоугольными, как в роторах с обмоткой из вставных стержней, а с сужающимися в верхней части фигурными (грушевидными или трапецеидальными) пазами, что значительно улучшает пусковые характеристики двигателей. Недостатком двигателей с короткозамкнутыми роторами является резкое увеличение тока во время пуска: пусковой ток может в шесть-семь раз превышать номинальный. Несмотря на это, асинхронные короткозамкнутые двигатели из-за простоты конструкции и удобства эксплуатации — самые распространенные электрические двигатели.

Рис. 5. Асинхронный двигатель с фазным ротором:
1 — вал, 2 — крышка подшипника, 3—масленка для пополнения смазки, 4 — жалюзи для вхо-| да воздуха, 5 — щит, 6— ‘ обмотка статора, 7 — обмотка ротора, 8—маг-нитопровод статора, 9 — магнитопровод ротора, 10 — обмоткодержатель, II — токоподвод к обмотке ротора, 12 — кожух контактных колец.

Машины постоянного тока. Недостатком синхронных и асинхронных двигателей является отсутствие простых способов регулирования частоты их вращения. Поэтому в приводах механизмов, в которых требуется регулировать скорость в процессе работы, — в некоторых станках, например в станках с числовым программным управлением (ЧПУ), в подъемных устройствах, на железнодорожных электровозах и другом транспорте на электротяге — применяют двигатели постоянного тока, частота вращения которых может быть плавно изменена в широких пределах.

Использование машин постоянного тока в качестве генераторов в настоящее время сокращается. Постоянный ток получают от статических преобразователей.

В машинах постоянного тока катушки обмоток возбуждения располагаются на полюсах, которые крепятся на статоре. Ток возбуждения постоянный, поэтому магнитный поток в статоре тоже постоянный. Это позволяет статоры машин делать не шихтованными, как в синхронных и асинхронных машинах, а более дешевыми и прочными — массивными из стали или чугуна. Поэтому надобность в специальном корпусе машины отпадает. Статор машины постоянного тока называют станиной. На ее внутренней поверхности закрепляются главные полюсы с обмоткой возбуждения. На наружной поверхности станины имеются лапы для крепления машины к фундаментной плите и рым-болт для подъема и монтажа машины.

Ротор машины постоянного тока называют якорем. В обмотке якоря протекает переменный ток и магнитный поток в его сердечнике переменный, поэтому сердечник якоря делают шихтованным из листов электротехнической стали. Обмотка якоря соединена с коллектором, расположенным на одном валу с якорем. Коллектор представляет собой цилиндр, собранный из отдельных изолированных друг от друга медных пластин, каждая из которых соединяется с витками обмотки.

Рис. 6. Машина постоянного тока:
1 — подшипник, 2— задний подшипниковый щит, 3 — траверса щеткодержателей, 4 – коллектор, 5 — палец щеткодержателя, 6 — щетки, 7 — коробка выводов, 8 — якорь, 9 — обмотка полюса, 10 — болт крепления полюсов, 11— сердечник полюса, 12—воздухонаправляющий щиток, 13 — вентилятор, 14 — корпус, 15—передний подшипниковый щит, 16— вал, 17 — жалюзи для входа воздуха

Коллекторные пластины при вращении якоря скользят под плотно прилегающими, к поверхности коллектора неподвижными щетками. Щетки соединяются с сетью постоянного тока. Вращающийся коллектор и неподвижные щетки являются преобразователем тока: в двигателях они преобразуют постоянный ток сети в переменный ток якоря, в генераторах, наоборот, переменный ток якоря в постоянный ток сети.

При вращении коллектора щетки через его пластины поочередно соединяются с разными витками обмотки. При этом беспрерывно происходят замыкания и разрывы контактов между пластинами коллектора и щетками. Этот процесс называют коммутацией. Он может сопровождаться искрением под щетками. При хорошей коммутации искрение под щетками почти незаметно, при плохой большие искры могут повредить пластины коллектора и машина выйдет из строя. Чтобы улучшить коммутацию на станине помимо главных полюсов с обмоткой возбуждения устанавливают добавочные полюсы. Магнитные потоки добавочных полюсов несколько изменяют магнитное поле машины, и коммутация улучшается.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Обмотка электрических машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Особенности электрических машин различных типов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства