Колесные трайторы Минского тракторного завода МТЗ-50 и Липецкого тракторного завода Т-40, кроме раздельно-агрегатной навесной системы, имеют гидроусилители рулевого управления и гидравлические увеличители сцепного веса. Рассмотрим устройство и работу гидроусилителя рулевого управления трактора Т-40 и отметим особенности устройства гидроусилителя, установленного на тракторе МТЗ-50.
1. Гидроусилитель рулевого управления трактора Т-40
Устройство гидроусилителя рулевого управления, установленного на тракторе Т-40, показано на рис. 1, и гидроусилитель предназначен снизить усилие, прикладываемое к рулевому колесу при управлении трактором. В рулевое управление с гидроусилителем трактора Т-40 входит рулевое колесо, рулевая колонка, карданное соединение, гидроусилитель руля и сошка.
Гидроусилитель установлен на переднем брусе рамы трактора с помощью специального кронштейна. В литом корпусе I гидроусилителя установлен поршень. Последний имеет сквозное осевое сверление, через которое проходит винт гидроусилителя. С одной стороны, поршень выполнен в вице рейки с тремя зубьями, которые входят в зацепление с зубьями сектора вала сошки. При установке поршня на винт необходимо следить за тем, чтобы метка, нанесенная на торце поршня, была обращена в сторону передней крышки. Кроме того, при сборке гидроусилителя средний зуб на поршне должен входить в среднюю впадину зубьев сектора.
На винт гидроусилителя навернуто две гайки: передняя и задняя, между которыми помещается поршень. Обе гайки соединены с поршнем с помощью специальных пустотелых штифтов, которые не допускают проворачивания гаек относительно поршня. Штифт имеет сквозное осевое сверление для того, чтобы снимать осевую нагрузку на штифт от напора масла работающей гидросистемы и тем самым исключить возможность утопания штифта во время работы гидросистемы. При отвертывании гайки прежде необходимо через специальное отверстие в гайке штифт утопить, произведя сжатие пружины, а затем уже отвертывать гайку.
Рис. 1. Гидроусилитель рулевого управления трактора Т-40
В поршне имеется два золотника, с помощью которых распределяется поток масла. Между золотниками установлена распорная пружина, прижимающая золотники к торцам регулировочных болтов. Винт гидроусилителя установлен так, что осевого перемещения не имеет, поэтому при вращении винта гидроусили теля будут перемещаться по винту гайки, а вместе с ними и поршень. При перемещении гаек вправо или влево перемещаются и золотники через посредство регулировочных винтов. В момент, когда гидроусилитель будет находиться в нейтральном положении, масло от клапана распределителя подходит к золотникам и через зазоры сопряженных деталей (золотник —поршень) и зазоры в гайке через сверления в поршне выходит в сливную полость гидроусилителя и по маслопроводам в масляный бак.
При повертывании винта гидроусилителя будут перемещаться, как отмечалось выше, гайки 15 и 2. При этом одна гайка будет приближаться к поршню, а другая—отходить от него. Когда гайка будет приближаться к торцу поршня, сливные отверстия в поршне перекроются, и слив масла прекратится. Золотник в это время с помощью регулировочного винта максимально откроет нагнетательный канал, через который масло поступит в нагнетательную полость гидроусилителя и поршень переместится в сторону передней крышки. Гайка максимально отойдет от торца поршня, а золотник перекроет впускное отверстие для нагнетания масла, и масло, находящееся между передней крышкой и торцом поршня, будет вытесняться через образовавшиеся зазоры в сливную полость. Если винту изменить направление вращения, то теперь гайка будет приближена к торцу поршня, а гайка отойдет от него. Передняя полость гидроусилителя соединяется с нагнетательной полостью, и поршень будет перемещаться в сторону гайки. Масло, находящееся в задней полости, вытесняется на слив.
Перемещение вала вызывает поворот сектора, а следовательно, и вала сошки, которая через рулевые тяги изменяет направление передних колес.
Перемещение поршня будет продолжаться до тех пор, пока не прекратится вращение рулевого колеса. После остановки рулевого колеса давлением масла поршень переместится в нейтральное положение и золотники установятся так, что масло будет поступать в переднюю и заднюю нагнетательные полости одновременно, затем по зазорам между гайкой и поршнем поступает на слив.
Таким образом, чтобы обеспечить поворот трактора, водитель прилагает незначительное усилие к рулевому колесу, так как от тракториста требуется только переместить золотники передней и задней гайки, чтобы в одной из нагнетающих полостей создать высокое давление.
Дальнейшее перемещение поршня будет осуществляться под действием давления масла со стороны рабочей (нагнетательной) полости гидроусилителя. Для того, чтобы тракторист ощущал начало поворота направляющих колес, в гидроусилитель включено специальное устройство (эмитатор), которое создает небольшое сопротивление прокручиванию рулевого колеса.
Эмитатор состоит из корпуса, в котором установлен поршень, постоянно поджимаемый пружиной к торцу задней крышки. Поршень через посредство штифта поворачивается вместе с винтом гидроусилителя. Так как между трущимися поверхностями задней крышки и поршня возникают силы трения, оказывающие сопротивление повороту рулевого колеса, то по величине этих сил тракторист и будет судить о начале поворота направляющих колес. С помощью регулировочного винта усилие поджатия пружины может изменяться, а значит может изменяться и тормозной эффект, возникающий между трущимися поверхностями задней втулки и поршня эмитатора.
В конструкции гидроусилителя предусмотрен подвод масла к эмитатору через специальную трубку. Это сделано для того, чтобы на рулевом колесе создавалось сопротивление повороту, пропорциональное сопротивлению направляющих колес. Подвод масла к поршню эмитатора увеличивает давление поршня на заднюю крышку, а значит увеличивается сопротивление повороту рулевого колеса.
В гидроусилителе предусмотрен предохранительный клапан 23 на тот случай, если откажет в работе гидроусилитель и давление масла в системе гидроусилителя станет выше 70 кг/см2. В этом случае предохранительный клапан откроется и соединит нагнетательную полость с полостью слива гидроусилителя. Гидроусилитель рулевого управления включен в общую схему раздельно-агре-гатной гидравлической системы.
Масло от насоса к гидроусилителю подается через клапан потока, который установлен на корпусе масляного насоса. Клапан потока делит нагнетаемое масло насосом по двум линиям: одна часть масла идет к раздельно-агрегатной системе, другая, — к гидроусилителю. В корпусе клапана потока установлен золотник, подпертый с одной стороны пружиной. Для работы гидроусилителя требуется подавать масла 8—10 литров в минуту. Это количество масла пропускается через дроссельное отверстие в золотнике.
При уменьшении числа оборотов коленчатого вала двигателя производительность насоса снижается, в результате чего перепад давления, созданный дроссельным отверстием золотника, также уменьшится, золотник под действием пружины переместится и перекроет отверстие, по которому масло идет к раздельно-агрегатной системе.
В случае повышенной производительности насоса давление масла перед золотником клапана потока растет. Клапан отодвигается и открывает канал, подводящий масло к раздельно-агрегатной системе. Таким образом, назначение клапана потока состоит в том, чтобы обеспечить постоянный расход масла для гидроусилителя.
Гидроусилитель рулевого управления трактора МТЗ-50 отличается по своему устройству от гидроусилителя трактора Т-40 следующим:
1) в системе гидроусилителя трактора МТЗ-50 имеется специальный насос НШ-10ЛР;
2) на корпусе гидроусилителя установлен силовой цилиндр, шток которого через рейку, сектор, вал и сошку передает движение на поворотную трапецию;
3) золотниковое устройство распределителя смонтировано на хвостовике червяка. После того, как осевой сдвиг червяка вызовет перемещение золотника распределителя, изменяется направление потока масла в полости цилиндра. Перемещение поршня силового цилиндра вызовет соответствующее направление движения рейки, закрепленной на штоке поршня;
4) внутренняя полость корпуса гидроусилителя используется в качестве масляного бака;
5) гидроусилитель допускает как механическое, так и гидравлическое управление направляющими колесами.
В конструкции гидроусилителя МТЗ-50 предусмотрен предохранительный клапан и клапан постоянного потока, аналогичный по устройству клапану потока, установленному в системе гидроусилителя трактора Т-40.
Масляный насос гидроусилителя рулевого управления трактора МТЗ-50 приводится в движение от шестерен распределения и остается все время включенным.
По устройству насос НШ-10ЛР подобен насосу НШ-32. установленному в раздельно-агрегатной гидравлической системе трактора. Особенностью насоса является то, что он имеет меньшую производительность, и масло, просачиваясь из нагнетательной полости по специальной дренажной трубке, отводится в корпус гидроусилителя.
2. Уход за гидроусилителем рулевого управления
Уход за гидроусилителем заключается в выполнении следующих операций:
1) регулярное наблюдение за герметичностью всех уплотнений, штуцерных соединений системы;
2) своевременная доливка и замена масла в системе;
3) промывка масляного фильтра;
4) периодическое подтягивание резьбовых соединений и гаек крепления сектора сошки;
5) регулировка свободного хода рулевого колеса;
6) регулировка эмитатора.
На тракторе Т-40 при работающем гидроусилителе нормальное зацепление зубьев поршня и сектора вала сошки считается в том случае, если свободный ход рулевого колеса отсутствует или не превышает 5°. При отключенном гидроусилителе свободный ход руля допускается до 25—30°. Регулировку зацепления зубьев поршня с сектором вала сошки производить через каждые 600 часов работы трактора.
Липецкий тракторный завод рекомендует проводить следующую технологию регулировки гидроусилителя на тракторе Т-40.
1. Произвести регулировку зацепления зубьев поршня с зубьями сектора. Для этого необходимо прямолинейно установить направляющие колеса, отвернуть гайку 20 (рис. 14) и завернуть регулировочный винт до отказа, а затем вывернуть винт на 1/6—1/8 оборота и поставить гайку на место, завернув ее до отказа. При регулировке свободного хода руля необходимо иметь в виду, что свободный ход зависит не только от величины зазора в зубчатом соединении гидроусилителя, но и от суммы зазоров в промежуточных карданных соединениях от рулевого колеса до винта гидроусилителя, а также от зазора между поршнем 16 и гайками. В условиях завода передняя и задняя гайки при сборке так устанавливаются, что зазор между ними и поршнем выдерживается в пределах 1+од мм. Установка золотников производится с помощью регулировочных винтов. При этом золотники должны быть установлены так, чтобы при подвертывании регулировочного винта один золотник полностью перекрывал подводящий канал, а другой в это время открывал канал. Точность перекрытия нагнетательного канала золотником проверяется приливом дизельного топлива. При этом просачивания топлива в перекрытый канал не должно быть. Зато со стороны другой гайки дизельное топливо должно проходить свободно. Если поршень будет находиться в нейтральном положении, топливо должно проходить через оба канала. После установки золотников, регулировочные винты законтрить зажимным болтом.
2. Регулировку клапана потока производить на специальном стенде. Отрегулированный клапан при 1600 об/мин. коленчатого вала двигателя должен пропускать 8—10 литров масла в минуту.
3. Предохранительный клапан проверяется и регулируется непосредственно на тракторе. При этом поступают следующим образом. Вывертывают пробку из отверстия, через которое подводится масло к эмитатору и включают в него манометр высокого давления. Запускают двигатель, устанавливают упор сошки в раму и продолжают проворачивать рулевое колесо в сторону упора. Если предохранительный клапан установлен правильно, стрелка манометра покажет деление 70 кг/см2. Если давление ниже 70 кг/см2, необходимо регулировочный винт подвернуть, а если завышено — отпустить.
Технический уход за гидроусилителем рулевого управления трактора МТЗ-50 заключается в следующем:
1. Через каждые 300 часов работы трактора промывать масляный фильтр гидроусилителя в чистом бензине. После сборки фильтра не забывать установить зазор с помощью регулировочного болта, ограничивающего осевой люфт поворотного вала. Для этого сперва завернуть регулировочный болт в крышку гидроусилителя до отказа, а затем отвернуть на 1/8 мм и законтрить.
2. Через каждые 20 часов с помощью масломера проверять уровень масла в корпусе гидроусилителя. Следует помнить, что недостаток масла приведет к преждевременному износу деталей гидроусилителя.
3. Через 1500 часов работы трактора производить полную замену масла в системе гидроусилителя. Рекомендуется отработавшее масло сливать сразу после остановки трактора, пока оно не остыло. Остывшее масло удаляется из силового цилиндра посредством поворота рулевого колеса вправо и влево до упора. Система промывается дизельным топливом. После того как система будет заправлена дизельным топливом, запускают двигатель, глушат и топливо сливают. Чтобы слить топливе из силового цилиндра, рулевое колесо поворачивают несколько раз вправо и влево до упора. После того как топливо полностью сольется, заполнить систему чистым дизельным маслом до уровня метки масломера.
4. Через 300 часов работы трактора проверять свободный ход рулевого колеса. Свободный ход рулевого колеса допускается до 30°.
Регулировка зацепления червяк-сектор производится с помощью поворота регулировочной втулки. После ослабления крепящих ее болтов легким ударом молотка ее поворачивают по часовой стрелке до упора (зазор между зубом сектора и червяка полностью выбран), а затем втулку плавно поворачивают против часовой стрелки до тех пор, пока для поворота рулевого колеса потребуется усилие не более 1,5 + 2,5 кг. Затем болты регулировочной втулки затянуть.
Регулировка зацепления между зубьями сектора и рейки осуществляется изменением набора регулировочных прокладок. Необходимо оставить такое количество прокладок, чтобы поворот рулевого колеса от одного крайнего положения до другого проходил плавно при отсоединенных от сошки рулевых тягах.
5. Клапан постоянного потока регулируется на прогретом масле. При этом двигателю устанавливаются максимальные обороты. Затем регулировочный винт клапана потока плавно поворачивать (вправо или влево) до тех пор, пока направляющие колеса, установленные на твердом грунте, при повороте проходят путь от упора до упора в течение 2,5—3 сек.
Напомним, что ввертывание регулировочного винта клапана потока приводит к сокращению времени поворота направляющих колес. Объясняется это тем, что при ввертывании регулировочного винта к гидроусилителю направляется больший поток масла вследствие увеличения сечения подводящего канала.
6. Предохранительный клапан регулировать при работающем двигателе. Для этого в нагнетательную магистраль установить манометр высокого давления, направляющее колесо повернуть до упора и пЬворачивать регулировочный винт предохранительного клапана до тех пор, пока стрелка манометра не покажет давление 75— 80 кг/см2.
3. Гидроувеличители сцепного веса тракторов МТЗ-50 и Т-40
Увеличитель сцепного веса устанавливается для того, чтобы улучшить тяговую характеристику трактора, когда он работает в агрегате с навесными машинами. На тракторе МТЗ-50 гидроувеличителя сцепного веса включен в общую гидравлическую раздельно-агрегатную систему и состоит из следующих узлов:
а) регулятора заданного давления,
б) золотникового механизма управления гидроувеличителем,
в) запорного и обратного клапана,
г) пружинно-гидравлического аккумулятора.
Регулятор заданного давления, золотниковый механизм управления увеличителем, запорный клапан смонтированы в одном корпусе, который установлен в передней части кабины. Пружинно-гидравлический аккумулятор выполнен отдельным узлом и установлен на корпусе трактора. >
Общее устройство гидростатического увеличителя сцепного веса показано на рис. 2. В верхней части корпуса гидроувеличителя расположен золотник автоматической подзарядки цилиндра и гидроаккумулятора. Золотник удерживается в определенном положении с одной стороны натяжением регулировочной пружины, с другой — давлением масла, которое действует на торец золотника, со стороны плунжера.
Полость между плунжером и торцом золотника через посредство отверстия в золотнике соединена с силовым цилиндром и аккумулятором.
Как видно из рассматриваемой рис. 2, регулятор давления представляет собой полый золотник, внутри которого установлено два плунжера и предохранительный клапан. Вращением маховичка изменяется натяжение пружины регулятора и пружины предохранительного клапана, что в свою очередь приводит к изменению давления масла в системе гидроувеличителя сцепного веса.
В нижней части корпуса гидроувеличителя установлен ползун, который рычагом может устанавливаться в три положения: «включен», «выключен» и «заперто».
Когда ползун будет установлен в положение «включен», полость сливного цилиндра, работающая на подъем, соединяется с полостью гидроаккумулятора. Масло из распределителя проходит в бак через гидроувеличитель.
При установке ползуна в положение «заперто» запорный клапан садится в конусное гнездо и полностью отсоединяет силовой цилиндр задней навески от гидросистемы. Для установки ползуна в положение «заперто» необходимо рычаг повернуть по ходу трактора назад так, чтобы шарик запорного клапана вошел в выточку на конце ползуна.
Когда ползун устанавливается в положение «включен» или «заперто», фиксация в этих положениях ползуна достигается с помощью специальной кольцевой пружины, устройство и назначение которой аналогично устройству фиксирующей пружины золотника распределителя.
Положение ползуна «включен» фиксируется пружиной, которая также унифицирована с другой пружиной золотников распределителя.
Рис. 2. Гидростатический увеличитель сцепного веса трактора МТЗ-50
В положение «заперто» золотник устанавливается обычно в том случае, когда трактор находится в транспортном положении.
Работа увеличителя сцепного веса заключается в следующем.
Прежде всего напомним, что на тракторе МТЗ-50 силовой цилиндр задней навески установлен горизонтально, и поэтому полость втягивания его является полостью подъема.
В момент, когда объем полости подъема будет уменьшаться (что бывает при выходе штока поршня), давление масла в этой полости увеличиваться не будет, так как это не допускает предохранительный клапан 2, установленный внутри золотника регулятора давления. При этом сколько бы объем полости подъема (полость втягивания штока) ни уменьшался, предохранительный клапан не будет допускать повышения давления, заданного водителем поворотом маховичка.
При снижении давления подпора в цилиндре пружина преодолевает давление масла на торец золотника, сдвигает его влево и тем самым перекрывает свободный слив масла. Масло, идущее от распределителя, открывает обратный клапан, идет в силовой цилиндр и подзаряжает аккумулятор. Заполнение полости цилиндра и подзарядка аккумулятора продолжается до тех пор, пока не будет восстановлено заданное давление в системе регулятора. При достижении заданного давления масло, находящееся в полости между плунжером и торцом золотника, перемещает золотник вправо, сжимая регулировочную пружину, открывается сливной канал и масло, идущее от распределителя, сливается в бак; одновременно с этим прекращается подзарядка аккумулятора. Аккумулятор не восстанавливает всех утечек в полости подъема силового цилиндра, а только часть их, появление которых обусловлено нечувствительностью регулятора. Для рассматриваемой конструкции степень нечувствительности регулятора находится в пределах 10—20% от заданного давления, что подтверждено рядом экспериментальных работ, выполненных на Минском тракторном заводе. Если изменение величины объема в полости подъема будет превышать степень нечувствительности регулятора, тогда пружина регулятора давления преодолевая усилие, действующее на торец золотника установит золотник в положение подзарядки. Давление подпора в цилиндре устанавливается в пределах от 8 до 28 кг/см2, что достигается вращением маховичка, а следовательно, изменением степени затяжки регулировочной пружины. Одновременно с изменением затяжки пружины 7 изменяется степень затяжки и пружины предохранительного клапана. Пружина предохранительного клапана так подобрана, что открытие клапана происходит при давлениях, на 8—15 кг/см2 больших того, которое было установлено в силовом цилиндре и аккумуляторе поворотом маховичка.
Ввиду того, что аккумулятор не восполняет всех утечек в полости цилиндра, а только часть их, емкость его составляет всего 25% от полного объема силового цилиндра.
4. Гидроаккумулятор
Гидроаккумулятор, установленный в систему гидроувеличителя сцепного веса трактора МТЗ-50, показан на рис. 16 и имеет назначение восполнять утечки и создавать подпор в силовом цилиндре задней навески в пределах, обусловленных степенью нечувствительности регулятора гидроувеличителя.
Рис. 3. Аккумулятор гидроувеличителя сцепного веса
Масло при подзарядке аккумулятора поступает в полость цилиндра и через сквозное отверстие в штоке. При заполнении полости цилиндра маслом, цилиндр перемещается вправо, сжимая пружину, усилием которой масло из полости цилиндра аккумулятора подается в силовой цилиндр для подпора и компенсации утечек. Поршень уплотнен в цилиндре двумя резиновыми и двумя кожаными кольцами. В процессе работы часть масла из рабочей полости цилиндра аккумулятора проникает через уплотнения на поршне и скапливается в кожухе аккумулятора. Рекомендуется через каждые 100 часов работы сливать просачивающееся масло из полости кожуха аккумулятора. Для слива масла предусмотрена специальная пробка.
5. Гидроувеличитель сцепного веса трактора Т-40
На тракторе Т-40 в первое время устанавливался механический догружатель сцепного веса, который монтируется на задней плоскости кронштейна поворотного вала механизма навески. Догружатель ведущих колес прост по устройству и представляет собой кронштейн с шестью отверстиями для установки в них соединительного пальца центральной тяги навески. Чем ниже присоединение пальца центральной тяги к кронштейну, тем выше сцепной вес трактора.
В настоящее время завод оснащает трактор Т-40 гидравлическим увеличителем сцепного веса, принципиальная схема устройства которого представлена на рис. 4. В систему входит шестеренчатый насос H1II-32, распределитель Р40/75Б, маслобак, распределитель ДВК, аккумулятор и силовой цилиндр.
Гидравлический увеличитель сцепного веса трактора Т-40 работает на том же принципе, что и увеличитель сцепного веса, установленный на тракторе МТЗ-50, но по устройству имеет некоторое отличие. К отличительным особенностям относятся следующие:
1) золотник регулятора увеличителя сцепного веса имеет непосредственное соединение с корпусом фиксатора, осевым перемещением которого золотник регулятора устанавливается в положения «выключен» и «включен».
2) внутренняя полость аккумулятора имеет резиновую мембрану, установленную в плоскости разъема. Одна половина аккумулятора заполняется воздухом, другая — дизельным маслом.
Установка золотника в положение «выключен» или «включен» производится посредством рукоятки. Для включения догружателя рукоятку брать на себя, а при выключении догружателя рукоятку подавать вперед по ходу трактора до отказа. Поворотом штурвала изменяется степень затяжки пружины золотника, а вместе с тем и поднимается пружина 6 предохранительного клапана.
Когда золотник находится в положении «выключен», распределитель гидравлической навесной системы соединен с силовым цилиндром задней навески. При этом положении золотника масло из распределителя в силовой цилиндр проходит через кольцевую выточку в золотнике, через наклонное сверление с в корпусе догружателя и через полость обратного клапана.
Рис. 4. Принципиальная схема гидроувеличителя сцепного веса трактора Т-40
Рис. 5. Схема включения распределителя ДВК:
а — выключен; б — включен.
При установке золотника догружателя в положение «включен» аккумулятор соединен с силовым цилиндром. В это время происходит подзарядка аккумулятора до давления, которое обусловлено величиной затяжки золотника, а основной поток масла из распределителя проходит через догружатель в бак.
6. Работа трактора с гидроувеличителем сцепного веса
При работе трактора с гидроувеличителем сцепного веса трактористу необходимо помнить, что первый гон необходимо делать с установкой рукоятки распределителя в плавающее положение (заглубление орудия в почву происходит под действием веса навешенного орудия).
Затем включить гидроувеличитель сцепного веса (при этом рукоятка гидроувеличителя перемещается в переднее крайнее положение до срабатывания фиксатора), а рукоятку распределителя установить в положение «подъем». Маховичок гидроувеличителя завернуть до упора, т. е. установить в системе гидроувеличителя максимальное давление. Вести наблюдение за опорными колесами орудия. Если опорные колеса навешенного орудия не копируют почвы, затяжку пружины золотника необходимо ослабить, для чего маховичок поворачивать по часовой стрелке. С уменьшением степени сжатия пружины уменьшится и давление подпора на поршень силового цилиндра. В момент, когда опорные колеса орудия опустятся на почву, вращение маховичка прекратить. После установления необходимого давления подпора приступить к регулировке навесного орудия.
Когда трактор будет подходить к концу гона, рукоятку гидроувеличителя установить в положение «выключен», т. к. до этого рукоятка распределителя была установлена в положение «подъем», орудие будет вы-глубляться. После того, как закончится подъем орудия, рукоятка распределителя автоматически возвращается в нейтральное положение. На последующих гонах работы тракторист пружину золотника гидроувеличителя не регулирует.
При транспортировке орудия, как уже отмечалось в разделе «Работа гидроувеличителя сцепного веса трактора МТЗ», силовой цилиндр необходимо отключать от гидравлической системы. В этом случае рукоятка гидроувеличителя на тракторе МТЗ-50 отводится назад походу трактора до установки ее в положение «заперто».
Кроме того, при длительных переездах рекомендуется отвернуть накидные гайки муфт запорных устройств нагруженного цилиндра настолько, чтобы шарики плотно сели в свои гнезда.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности гидравлического оборудования новых марок тракторов МТЗ-50 и Т-40"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы