Чтобы припаять выводные концы секций к пластинам, в петушках коллекторах фрезеруют прорези. Высота петушков, зависит от разницы диаметров якоря и коллектора. Петушки должны располагаться примерно на уровне пазов якоря, чтобы выводные концы секций не приходилось сильно изгибать. В машинах, в которых диаметр якоря много больше, чем диаметр коллектора, петушки должны быть высокими. Для этого края пластин до сборки коллектора фрезеруют и в них впаивают полоски меди с хомутиками для соединения с концами секции — вставные петушки. Места соединений вставных петушков с пластинами должны помимо высокой электропроводности обладать также и большой прочностью. Поэтому концы петушков и прорези пластин сначала лудят, потом скрепляют заклепками и лишь после этого пропаивают припоем ПОС. Широко применяется также пайка вставных петушков с коллекторными пластинами медно-фосфорйстым припоем ПМФ. Пайка этим припоем обеспечивает одновременно и хороший электрический контакт, и высокую механическую прочность места соединения.
В ремонтных работах или при производстве единичных машин крупных габаритов выводные концы секций к коллектору паяют ручным паяльником. Эта операция очень трудоемкая и требует большого мастерства обмотчика. На всех электромашиностроительных заводах пайка коллекторов механизирована.
Широко распространен способ пайки опусканием коллектора вертикально в ванну с расплавленным припоем. Наружная поверхность пластин коллектора покрывается составом, препятствующим соединению припоя с медью, а петушки и вставленные в них концы секций — флюсом. Коллектор опускают в ванну так, чтобы петушки оказались погруженными в припой. Припой затекает в щели в местах соединений концов
секции и петушков и выдерживается в ней до полного заполнения свободного пространства в прорезях петушков. После выемки коллектора из ванны припой затвердевает и создается хороший электрический контакт между секциями и пластинами коллектора. Недостатком этого способа являются длительность процесса паяния, в результате чего вместе с петушками разогреваются концы секций выше допустимой для изоляции нормы. Кроме того, возникает опасность неполного заполнения припоем узких щелей между выводными концами секций и стенками прорезей петушков; это объясняется интенсивным охлаждением припоя в местах соприкосновения с петушками, так как текучесть припоя с охлаждением уменьшается и он недостаточно глубоко проникает в глубь соединений.
В настоящее время способ пайки коллекторов опусканием в ванну с расплавленным припоем модернизирован и является наиболее прогрессивным. В установке под ванной с припоем смонтирован индуктор, который питается переменным током промышленной частоты. Магнитный поток, создаваемый индуктором, наводит вихревые токи в жидком металле — расплавленном припое. При взаимодействии вихревых токов и потока припой перемещается вверх по каналу и омывает петушки 4 коллектора 3 со вставленными кдццами секций. Одновременно вихревые токи разогревают припой. Перемещение припоя очень интенсивно. К месту пайки все время поступает горячий припой, поэтому он быстро и надежно заполняет все щели между концами секций и прорезями петушков. Процесс пайки продолжается всего несколько секунд и лишь для коллекторов большого размера требуется несколько десятков секунд; за это время обмотка якоря не успевает нагреться, что особенно важно для сохранения свойств изоляции ее секций.
Рис. 1. Установка для пайки коллекторов
Рис. 2. Принципиальная схема установки для аргоно-дуговой сварки концов секций с петушками кол лекторных пластин
Прочное в механическом отношении соединение и надежный электрический контакт получаются при аргоно-дуговой сварке. Она основана на сплавлении петушков коллектора и выводных концов секций обмотки с помощью электрической дуги. Во время плавления зона сварки защищается от воздействия на медь кислорода воздуха инертным газом — аргоном. На рис. 2 показана принципиальная схема установки для аргоно-дуговой сварки. Сварочная головка с зажатым в ней электродом из вольфрамовой проволоки устанавливается вертикально или под небольшим углом над петушками коллектора. Ток подается через пусковое устройство, понижающий трансформатор и реактор на сварочную головку и коллектор при замыкании контакта. Сила тока устанавливается реактором в пределах 150—300 А. Одновременно к сварочной головке из баллона подается аргон через редукционный клапан. Расход газа устанавливается ротаметром в пределах 7—10 л/мин. При подаче напряжения между электродом и петушками коллектора возникает электрическая дуга, вызывающая нагрев петушков до высокой температуры (около 4000 °С) и сплавление их с концами секций. Процесс сварки одного контакта длится около 5 с. Чтобы избежать чрезмерного нагрева коллектора и обмотки, на якорь и коллектор устанавливают герметические охлаждающие рубашки, внутри которых циркулирует вода. Кроме того, часть теплоты уносится струей аргона, поэтому нагрев коллектора и обмотки за короткое время сварки не успевает превысить допустимых норм. Чтобы длительность сварки одной пластины не превысила расчетную, в цепь понижающего трансформатора устанавливают реле времени, которое автоматически отключает напряжение через заданное время сварки.
В настоящее время на больших электромашиностроительных заводах разработаны и внедрены полуавтоматические станки для аргоно-дуговой сварки, в которых весь процесс сварки выводных концов секций с коллекторными пластинами автоматизирован. Качество сварки или пайки коллекторов контролируется осмотром и приборами, позволяющими обнаружить разницу между сопротивлениями одинаковых элементов обмотки якоря, возникающую при некачественном соединении секций с коллектором.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Пайка коллекторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы