В механизмах передвижения для передачи крутящего момента от вала двигателя к валу ходового колеса используются различного конструктивного исполнения передаточные устройства, которые состоят из зубчатых передач, валов и муфт.
На рис. 7.14 показан механизм передвижения с центральным приводом и тихоходными валами. Эти валы обычно изготовляются составными и состоят из нескольких секций, соединяемых между собой с помощью муфт, главным образом зубчатых. Последние компенсируют неточности изготовления и сборки устройства, а также взаимные перемещения осей секций, вызванные упругими деформациями металлоконструкции моста при работе крана. Диаметр вала определяется величиной максимального крутящего момента, возникающего при крайнем положении тележки в пролете моста, расстояниями между его опорами и типом сечения вала.
Сплошные валы, имеющие сравнительно небольшие диаметры, требуют установки на небольших расстояниях друг от друга промежуточных опор; например, при диаметре сплошного вала 70 мм это расстояние, которое лимитируется допускаемой величиной статического прогиба, не должно превышать 4 м.
Рис. 7.14. Механизмы передвижения с тихоходными валами:
а — сплошным; б — трубчатым; 1 — тормоз; 2 — электродвига» тель, 3 — зубчатая муфта; 4 — ходовое колесо; 5 — редуктор; 6 — трубчатый вал; 7 — сплошной вал: 8 — опора вала
Рис. 7.15. Привод колеса крана
Рис. 7.16. Привод колес тележки
Пропорционально количеству опор увеличивается количество муфт и секций валов. Для увеличения расстояния между опорами секции валов изготовляют из труб с целиковыми цапфами, что позволяет при замене сплошного вала диаметром 70 мм валом из трубы диаметром 114 мм при толщине стенки 5 мм на кранах пролетом до 17 м не устанавливать промежуточных опор. Кроме того, такая замена обеспечивает снижение массы вала (примерно на 45%), трудоемкости изготовления и объема механической обработки.
Наряду с горизонтальными редукторами (рис. 7.15, а) в механизмах передвижения кранов используются вертикальные редукторы (рис. 7.15, б), а иногда и ременные передачи. Одна из таких передач (патент США № 3637291) содержит связанный с электродвигателем приводной вал, на каждом конце которого установлен шкив малого диаметра с кольцевыми канавками треугольного сечения. К ходовым колесам жестко прикреплены гладкие шкивы большого диаметра. Они охватываются ремнями, на внутренней стороне которых выполнены продольные треугольные рельефы. При этом обеспечивается компенсация перекосов валов колес и приводного вала, исключается осевое перемещение ремня и снижается величина перекоса и забегание колес. Ременные передачи имеют значительно меньшую массу, хотя и не обеспечивают стабильного передаточного числа.
В механизмах передвижения тележек, где используется, как правило, центральный привод, редуктор расположен посредине тележки (см. рис. 1.17), смещен к одному из колес или вынесен за колесо на боковую сторону тележки (рис. 7.16). Зубчатая втулка 8 закрепляется на валу редуктора, а зубчатая втулка — на ходовом колесе. Между собой они соединены зубчатой обоймой.
Вал выполнен из трубы, к которой для соединения ее с колесами и подшипниками приварены цапфы. При первом варианте расположения редуктора он соединяется с колесами короткими валами, каждый из которых передает половину крутящего момента, необходимого для движения тележки. При втором варианте расположения редуктора полный крутящий момент передается валу, соединяющему редуктор с колесом, а половина этого момента — валу, расположенному между ходовыми колесами. Известны конструкции, когда в тележках приводным исполняется одно ходовое колесо (см. рис. 1,19).
Передаточное устройство в механизмах передвижения с раздельным приводом устанавливают как можно ближе к ходовому колесу (рис. 7.17, а). Вместо зубчатых муфт в ряде случаев применяют карданные валы (рис. 7.17, б), что не только упрощает сборку и эксплуатацию, но и дает наибольший эффект при передаче крутящего момента к ходовым колесам, установленным на балансирах, так как кардан компенсирует перемещения, вызываемые покачиванием балансира.
Рис. 7.17. Привод колеса балансира:
а – через вал с зубчатыми муфтами; б — через карданный вал; ; — редуктор; 2 — зубчатая муфта; 3 — ходовое колесо; 4 — балансир; 5 — концевая балка; 6 — вал с шар -нирными муфтами
На рис. 7.18 показан механизм передвижения четырехколесного крана с раздельным приводом. Для облегчения монтажа, кроме карданного вала, в него введена рама с обработанными поверхностями, на которых закрепляются двигатель, редуктор и тормоз.
Рис. 7.18. Установка привода колеса на дополнительной раме
Положение рамы после установки на ней узлов регулируют на площадке моста болтами. Затем ее приваривают к площадке с помощью компенсаторов.
Хорошие показатели дает использование в качестве раздельных механизмов передвижения, устанавливаемых на концевых балках или одно- и двухъярусных балансирах (рис. 7.19) передаточных устройств (редукторов), объединенных вместе с двигателем и тормозом в блок-привод. Одна из конструкций блок-привода изображена на рис. 7.20, а. Безребордное ходовое колесо закреплено на валу, который установлен на подшипниках, смонтированных в корпусах.
Последние закреплены в концевой балке. Горизонтальные ролики на подшипниках качения крепятся к концевой балке через кронштейны. Конец вала входит в полый выходной вал вертикального редуктора с шестерней. Электродвигатель с коническим тормозом фланцем закреплен к редуктору, а на его валу установлена шестерня.
Блок-привод, показанный на рис. 7.20, б, с планетарным соос-ным редуктором не выходит за вертикальный габарит концевой балки. Он навешивается на вал ходового колеса и удерживается от поворота опорой с упругими резинометаллическими втулками.
Упрощение демонтажа колеса (рис. 7.21, а), установленного в буксах, без съема прикрепленного фланцем к металлоконструкции блок-привода, обеспечивается тем, что колесо монтируется на полом валу (патент ФРГ № 1246964). Внутри вала расположен валик, соединенный шлицами с валом и выходным валом редуктора привода, который при движении крана в определенной степени демпфирует ударные нагрузки. При выкатке колеса валик выдвигают наружу, отсоединяя его от вала.
Рис. 7.19. Балансиры:
а — одноярусный; б – двухъярусный
На рис. 7.21, б показана установка приводных колес диаметром от 160 до 710 мм. Блок-привод центрируется фланцем на бурт втулки, запрессованной в концевую балку. Его выходной вал соединен с колесом шлицами.
На рис. 7.22 изображены схемы нормализованных блок-приводов, выпускаемых фирмой Demag Fordertechnik. В механизмах по схемам 7.22, а и б привод колес осуществляется через открытую зубчатую передачу редуктором со смонтированным на нем электродвигателем (с коническим тормозом), имеющим крепление фланцевое или на лапах. В приводе по схеме 7.22, в полый выходной вал редуктора соединен с валом ходового колеса. Наиболее рациональным является механизм, выполняемый по схеме 7.22, г. Здесь выходной вал соосного редуктора соединен с валом колеса, а сам блок-привод фланцем закреплен к концевой балке.
Рис. 7.20. Блок-приводы
Рис. 7.21. Блок-приводы со шлицевыми валами
Рис. 7.22. Схемы блок-приводов 178
Рис. 7.23. Балансиры с приводными колесами
Установка привода на кронштейне балансира изображена на рис. 7.23, а. Привод колеса осуществляется от электродвигателя через вертикальный редуктор и муфту. Тормоз со шкивом снабжен электрогидравлическим толкателем.
На рис. 7.23, б приведена схема, а в табл. 7.6 даны основные размеры балансиров, имеющих привод на оба колеса. В зацеплении с зубчатыми венцами ходовых колес находится установленная в корпусе балансира шестерня. Шлицевый конец вала входит в пустотелый выходной вал редуктора. Последний приводится злектродвигателем, который вместе с тормозом смонтирован на корпусе балансира.
При использовании в блок-приводах планетарных редукторов приводы получаются более компактными. Эти редукторы не имеют входного вала, а быстроходная шестерня закрепляется на валу электродвигателя. У редуктора с входным валом конец его может быть выполнен в виде зубчатой втулки, размещенной в углублении корпуса. Во внутреннее зацепление с ней входит зубчатый венец, насаженный на вал электродвигателя. Такая конструкция компенсирует возможную неточность изготовления и монтажа привода.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Передаточные устройства мостовых кранов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы