Общее устройство и схема работы. Пневматическая система обеспечивает работу тормозов трактора и агрегатируемого с ним поезда (полуприцепа и прицепа), привод стеклоочистителей, возможность накачки шин.
По выполняемым функциям узлы системы можно подразделить на следующие группы.
1. Узлы, обеспечивающие создание и поддержание в определенных пределах давления воздуха в системе: компрессор, регулятор давления, предохранительный клапан, воздушные баллоны.
2. Узлы, распределяющие поток воздуха к приводимым элементам системы: тормозной комбинированный кран, разобщительный кран, соединительная головка, кран отбора воздуха, вентиль стеклоочистителя, буксирный клапан.
3. Узлы, которые приводятся в действие сжатым воздухом: тормозные камеры, стеклоочистители.
Все узлы системы связаны между собой трубопроводами. Расход воздуха в системе непостоянный, поэтому изменяется и давление воздуха. Для поддержания давления в определенных пределах служит регулятор давления. Регулятор выключает подачу воздуха в систему, когда давление поднимается вышё 7 кгс/см2 (700 кПа), и включает — при понижении до 5,5 кгс/см2 (550 кПа).
При неисправности регулятора давления открывается предохранительный клапан. Он выпускает воздух в атмосферу, когда давление в системе превышает 9 кгс/см2 (900 кПа).
Компрессор, регулятор давления. Компрессор — двухцилиндровый, одноступенчатый, поршневого типа; он установлен в развале блока цилиндров двигателя. Привод компрессора осуществляется от шкива вентилятора через клиноременную передачу.
Основными деталями компрессора являются картер, блок цилиндров, головка цилиндров, коленчатый вал, шатуны, поршень, нагнетательные клапаны и впускные клапаны.
Блок цилиндров закреплен болтами на картере. В боковой полости блока цилиндров размещены впускные клапаны и разгрузочное устройство, состоящее из двух плунжеров с уплотнительными кольцами и толкателями. Головка цилиндров установлена на шпильках блока цилиндров и закреплена гайками.
Поршни снабжены двумя компрессионными и одним маслосъемным кольцами. Соединение поршня с шатуном осуществляется пальцем плавающего типа. Нижняя головка шатуна соединяется с шейкой коленчатого вала. Опорой коленчатого вала служат два шариковых подшипника.
При вращении коленчатого вала поршни компрессора совершают возвратно-поступательное движение. Когда поршень движется вниз, в цилиндре создается разрежение. Впускной клапан открывается и воздух засасывается из полости, соединенной с воздухоочистителями двигателя. При движении поршня вверх впускной клапан закрывается, воздух в цилиндре сжимается, открывается нагнетательный клапан, через который сжатый воздух подается в воздушные баллоны пневмосистемы.
Из воздушного баллона по трубопроводу и сверлению в регуляторе давления воздух проходит фильтр регулятора давления и поступает в полость А, по каналам проходит в полость Б в верхнем корпусе регулятора и в поддиафрагменную полость Г. Когда давление в системе устанавливается равным 7 кгс/см2 (700 кПа), воздух преодолевает сопротивление пружины и поднимает диафрагму, а вместе с ней шток с толкателем. Толкатель имеет центральный канал, который связан с полостью В, а последняя через сверление с атмосферой. Канал толкателя перекрывается нижним конусом клапана двойного действия. Верхний конус клапана отходит от седла, и сжатый воздух по каналам проходит в полости Ж и Д. В полости Д создается дополнительное усилие на штоке, вследствие воздействия воздуха на добавочную площадь штока. Это обеспечивает четкую работу толкателя.
Из полости Ж по каналу и далее по сверлению в компрессоре воздух проходит под плунжеры разгрузочного устройства компрессора. Они поднимаются и открывают впускные клапаны. Компрессор начинает работать вхолостую и перекачивать воздух из цилиндра в цилиндр, не нагнетая его в пневмосистему.
Как только давление в системе упадет до 5,5 кгс/см2 (550 кПа), пружина штока преодолевает усилие сжатого воздуха. Шток и толкатель опускаются. Верхний конус клапана 6 под действием пружины садится в свое гнездо, нижний конус отходит от гнезда толкателя. Полость В через сверление в толкателе сообщается с полостями Ж и Д. Воздух из-под плунжеров разгрузочного устройства компрессора уходит в атмосферу. Впускные клапаны закрываются, и компрессор начинает нагнетать сжатый воздух в пневматическую систему.
Предохранительный клапан. Клапан крепится на внутренней стороне правого лонжерона передней полурамы трактора. Он состоит из корпуса в который ввертывается с одной стороны седло клапана, а с другой — регулировочный винт, прижимающий шарик к седлу. Клапан отрегулирован на давление 9—9,5 кгс/см2 (900— 950 кПа), при котором он открывается и выпускает из системы воздух через боковое отверстие в корпусе. Выступающая часть штока служит для проверки работы клапана.
Тормозной комбинированный кран. Служит для управления пневматическими тормозами трактора и прицепов. Он состоит из корпуса, в котором размещены две секции тормозного крана: нижняя для управления тормозами трактора, верхняя — для управления тормозами прицепов. Между корпусом и крышками зажаты резинотканевые диафрагмы с седлами выпускных клапанов. Диафрагмы отжимаются к корпусу пружинами. В горловинах крышек установлены и зажаты штуцерами воздухопроводов седла впускных клапанов, которые установлены на общих стержнях с выпускными клапанами. Нижняя секция крана снабжена подвижным стаканом с уравновешивающей пружиной. В крышке на оси, соединенной со штоком, установлен двуплечий рычаг, связанный тягой с педалью тормоза. Нижний конец рычага 4 пальцем входит в вырез рычага, шарнирно установленного на оси. Рычаг соприкасается с упором стакана. В вырез штока входит кулачок валика, наружный рычаг которого соединен с рычагом Центрального (ручного) тормоза трактора. Свободный ход наружного рычага регулируется винтом.
Диафрагмы, клапаны делят каждую секцию крана на три полости: полости Л и Ж над диафрагмами соединены через окно с атмосферой; полость В соединена с магистралью прицепа; полость Е — с тормозными камерами кояес трактора. В крышке крана установлен датчик стоп-сигнала с диафрагмой.
Управление тормозным краном осуществляется тормозной педалью, рычагом стояночного тормоза и рычагами, связанными с ними тягой.
В расторможенном состоянии тормозная педаль отпущена и стакан тормозного крана находится в крайнем левом положении. Поэтому под действием пружины диафрагма вместе с седлом также отжата влево. При этом выпускной клапан открыт, а впускной закрыт. Таким образом, полость Е (тормозные камеры трактора) соединяется через отверстие в седле 28 с полостью Ж и атмосферой, т. е. тормоза выключены.
Одновременно диафрагма вместе с седлом отжата пружиной вправо. Выпускной клапан закрыт, а впускной открыт — он соединяет полости Б и Г и тем самым сообщает воздушные баллоны трактора с соединительной магистралью прицепа. Воздух поступает в воздухораспределитель прицепа. Шток с диафрагмой воздухораспределителя, перемещаясь в нижнее положение, открывает доступ воздуха в воздушный баллон прицепа и закрывает канал, сообщающий воздушный баллон прицепа с тормозными камерами его колес.
При снижении давления в соединительной магистрали прицепа воздухораспределитель открывает доступ воздуха из баллонов прицепа в тормозные камеры его колес.
При торможении педаль тормоза воздействует на тягу. Двуплечий рычаг поворачивается и перемещает нижний рычаг. Рычаг давит на шток стакана. Усилие передается седлу выпускного клапана, преодолевается сопротивление пружины диафрагмы, и клапан садится на свое седло. Полость Е и связанные с ней тормозные камеры разобщаются с атмосферой. Одновременно впускной клапан открывается, и сжатый воздух попадает в полость Е.
Шток перемещается влево. Диафрагма под действием пружины И и давления воздуха прогибается влево и отводит седло от выпускного клапана. Впускной клапан под действием пружины закрывается. В результате этого полость В, соединенная с воздушной магистралью прицепа, сообщается с атмосферой. Давление в системе падает. Воздухораспределитель открывает доступ воздуха из баллонов прицепа в тормозные камеры колес.
Для торможения прицепов на стоянке рычагом стояночного тормоза поворачивается наружный рычаг, связанный с кулачком. Шток перемещается, сжимая уравновешивающую пружину. Выпускной клапан открывается и выпускает воздух из соединительной магистрали прицепа. Прицепы затормаживаются.
Трактор имеет привод ручного автономного управления тормозами прицепов. Привод предназначен для притормаживания тракторного поезда прицепами при движении в неблагоприятных дорожных условиях, на крутых и затяжных спусках, поворотах, при уменьшении частоты вращения коленчатого вала двигателя. Привод выполнен в виде отдельного рычага, связанного с кулачком тормозного крана.
Соединительная головка. Соединительная головка служит для соединения воздухопроводов между трактором-тягачом и прицепом и установлена на задней полураме трактора с правой стороны. В корпусе на стержне находится обратный клапан, прижимаемый к седлу пружиной. К головке трактора подсоединяется головка прицепа. При этом обратный клапан отходит от седла. Воздух проходит из пневмосистемы трактора в пневмосистему прицепа. В случае разрыва сцепки головки разъединяются, клапан садится на седло. Это предотвращает повреждение шлангов и препятствует выходу воздуха из пневмосистемы трактора.
Тормозные камеры. Тормозные камеры крепятся к ведущим мостам на специальных кронштейнах. Тормозная камера состоит из корпуса, диафрагмы, крышки и штока.
При торможении воздух, поступающий из тормозного крана через отверстие в крышке, перемещает шток с вилкой, соединенной с разжимным кулаком, который, поворачиваясь, разжимает тормозные колодки и прижимает их к тормозному барабану.
При оттормаживании воздух выходит из-под диафрагмы, которая возвращается в свое первоначальное положение под действием пружины.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Пневматическое оборудование трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы