Подъемные приспособления известны уже несколько тысячелетий. Например, рычажные подъемники типа «журавль» применяли в Китае и Египте для подъема воды из колодцев. При возведении различных сооружений широко использовали простейшие подъемные устройства: вороты, рычаги. В I в. до н. э. появились более совершенные и менее громоздкие подъемные устройства — лебедки, полиспасты. К этому времени для увеличения выигрыша в силе и обеспечения безопасности подъема грузов в подъемных устройствах начинают применять червячные самотормозящиеся передачи, храповые колеса и зубчатые передачи, которые изготовляли из дерева. К I в. до н. э. относят появление в. Древнем Риме первых подъемников. Упоминание о подъемниках с канатной подвеской клети и с ручным приводом или приводом силой животных датируется VI в. н. э. по данным египетских источников, первой четвертью XIII в.— французских и XVII в.— английских.
К середине XVIII в. подъемники начали применять в России, главным образом, в дворцовых постройках и усадьбах (например, винтовой подъемник И. П. Кулибина в Зимнем дворце; в подъемнике кабина поднималась при помощи винтового механизма).
Подъемники использовали также в горной промышленности и на металлургических предприятиях для обслуживания печей. Эти подъемники приводились в действие от водяных колес, конской тягой либо вручную. В них было две бадьи. При подъеме груженой бадьи порожняя опускалась вниз, играя роль противовеса.
В середине XIX в. был разработан подъемник с ловителями, которые удерживали клеть при обрыве каната. Во второй половине XIX в. появились подъемники с паровым и гидравлическим приводом. В 1880 г. в Германии был создан первый электрический подъемник Сименса с реечным механизмом подъема. В конце XIX в. электрические подъемники с канатными механизмами подъема начинают широко применять в зданиях (лифты).
В строительстве грузы в основном перемещали вручную и лишь при подъеме их на большую высоту использовали простейшие механизмы. Только в советское время в нашей стране начали создавать средства механизации вертикального транспорта. Еще до войны разработали конструкции шахтных и мачтовых подъемников с металлическими и деревянными направляющими высотой подъема до 66 м и грузоподъемностью до 1 т, в частности, создали передвижные шахтные подъемннки. Их устанавливали на железнодорожных платформах и крепили в рабочем положении.
В связи с увеличением объемов и темпов строительства потребовались подъемники более совершенных конструкций с лучшими монтажными качествами. Этим требованиям в большей степ отвечают мачтовые подъемники, в меньшей — шахтные и с подвесными направляющими. Мачтовые строительные подъемники, выпускаемые в соответствии с ГОСТ 14092—68 и 21208—75, отличаются высокими качествами и надежностью. Сейчас ежегодно выпускают свыше 8 тыс. мачтовых подъемников, а общий парк этих машин составляет около 40 тыс.
Важнейшая задача, поставленная XXV съездом КПСС, — повышение производительности труда и эффективности общественного производства. Это достигается сокращением доли ручного труда, комплексной механизацией и автоматизацией производства, внедрением более производительной техники, в частности строительных подъемников.
Роль подъемников в современном строительстве значительна, несмотря на то что ими подают груз ограниченных размеров и массы и только по одной вертикали.
При строительстве многоэтажных зданий башенным краном транспортируют до 80—85% грузов, при повышенной сборности 90%, а остальные грузы доставляют подъемниками. При строительстве зданий с несущим каркасом и стенами из кирпича или блоков ведущий механизм — подъемник. В. жилищном строительстве подъемниками доставляется от 29 до 81 т строительных материалов на 1000 м2 площади, а в промышленном—от 27 до 59 т. В ряде случаев при строительстве малоэтажных зданий (до трех этажей), а также сооружений башенного типа (элеваторов, труб) грузы поднимают по вертикали в основном подъемниками.
Подъемники подают грузы внутрь зданий. При строительстве зданий средней и повышенной этажности грузопассажирскими подъемниками доставляют рабочих к месту работ, что невозможно выполнить кранами.
При строительстве большинства зданий не менее половины материалов для отделочных работ также транспортируют подъемниками. Еще большую роль играют подъемники при ремонте зданий. В этом случае все грузы подают через оконный проем.
Безопасная работа на подъемниках во многом зависит от правильной организации работы по обслуживанию подъемников и от квалификации машинистов. Это позволяет снизить простои и увеличить межремонтные сроки, повысить качество и экономичность работ.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Подъемные приспособления"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы