Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Обмотка электрических машин

Публикация:
   Порядок разметки якоря под укладку обмотки

Читать далее:




Порядок разметки якоря под укладку обмотки

Положение пластин коллектора относительно пазов якоря определяется при разработке конструкции машины. При сборке якоря оно фиксируется взаимным расположением шпоночных канавок сердечника якоря и коллектора. Укладку обмотки якоря надо начинать со строго определенного паза, а не с произвольно выбранного, как в статорах и роторах машин переменного тока, иначе щетки придется смещать с предназначенного для них места вдоль окружности коллектора.

Признаками, по которым определяется первый паз, являются либо совпадение его оси симметрии с серединой одной из коллекторных пластин, либо совпадение оси паза с изоляцией между коллекторными пластинами. Один из этих признаков, чаще первый, указывается в технической документации. В ней же дается номер коллекторной пластины, соответствующий первому пазу, например, против первого паза находится двенадцатая пластина коллектора.

Первый паз обмотчик вначале определяет приближенно — «на глаз», после чего правильность выбора необходимо проверить с помощью шаблона. Шаблон состоит из стоек, призмы, стержня и передвижной чертилки. Он выполнен так, что середина его стержня, острие чертилки и ось призмы на стойке находятся в одной плоскости. Для проверки правильности выбора первого паза стойку шаблона устанавливают призмой на вал якоря, стержень вставляют в намеченный паз, а чертилку опускают до соприкосновения с поверхностью коллектора. Если в чертеже задано, например, что ось симметрии первого паза должна находиться против изоляции между коллекторными пластинами и первый паз выбран правильно, то чертилка должна попасть на изоляцию между коллекторными пластинами. Если этого не произошло и чертилка касается поверхности коллекторной пластины, то стержень шаблона переставляют в следующий паз и снова проверяют совпадение оси паза и изоляции между пластинами.

Рис. 1. Шаблон для разметки якоря

После того как первый паз найден, его отмечают на торце якоря насечками и, руководствуясь указаниями в чертеже, отсчитывают от чертилки нужное число коллекторных пластин, определяя первую коллекторную пластину. Ее также помечают обычно керном в торце пластины. Основная разметка якоря на этом может быть закончена: в первый паз будет уложена нижняя сторона первой катушки обмотки, а выводной конец ее средней (или крайней) секции должен быть соединен с первой пластиной коллектора. Выводные концы других секций первой катушки вкладываются в прорези петушков соседних (или следующих за первой по .ходу укладки, если с первой пластиной соединена крайняя секция) коллекторных пластин. Все остальные катушки укладываются в последующие пазы, а выводные концы их секций устанавливаются последовательно в прорези следующих по порядку коллекторных пластин.

Однако до приобретения навыка укладки обмотки якоря рекомендуется пронумеровать все пазы якоря, например, мелом или краской на торце якоря и коллекторные пластины, с тем чтобы по ходу укладки обмотки периодически проверять правильность соблюдения шагов обмотки по пазам и по коллектору.

В тех случаях, когда в технической документации нужные для разметки данные отсутствуют, обмотчику приходится самому определять и первый паз, и первую коллекторную пластину, исходя только из данных схемы обмотки. Такое положение часто встречается, например, во время ремонта якоря, когда старая обмотка демонтирована, а якорь при этом не размечен.

Существует несколько способов разметки якоря.

Наиболее удобно производить разметку как петлевой, так и волновой обмотки от оси симметрии первого паза, в который закладывается нижняя сторона первой катушки. Этот паз определяют, руководствуясь следующим правилом. Если из двух чисел, характеризующих данную обмотку, и„ (число сторон секций в пазу) и г/г (второй частичный шаг обмотки по элементарным пазам) одно четное, а другое нечетное, то за первый принимают паз, ось симметрии которого совпадает с осью симметрии одной из пластин коллектора. Если же оба эти числачетные или оба нечетные, то за первый принимают паз, ось симметрии которого совпадает с изоляцией между коллекторными пластинами — миканитовой прокладкой. Выбранный паз отмечают с обеих сторон краской или засечками керном на торце якоря, так же отмечают коллекторную пластину. После этого рассчитывают, к какой коллекторной пластине должны быть присоединены выводы секций катушки, сторона которой укладывается в первый паз. Расстояние этой коллекторной пластины до оси первого паза удобнее выражать в целых коллекторных делениях. Расчет проводят для одной из секций, входящих в первую катушку. Если число секционных сторон в пазу нечетное, то расчет ведут для средней секции, если четное, то для секции, сторона которой занимает ближайшее положение справа от оси паза.

Для петлевой обмотки отсчет ведут в направлении укладки катушек в пазы якоря (в направлении к верхней стороне первой катушки), а для волновых обмоток — в противоположном направлении.

Рис. 2. Изолирование якоря машины малой мощности перед укладкой обмотки

Обмотки из круглого провода якорей небольших диаметров (приблизительно до 150 мм) наматывают непосредственно в пазы. Лобовые части таких обмоток плотно прижимаются к валу машины и к торцам якоря, поэтому эти участки перед укладкой изолируют. На участки вала между коллектором и сердечником якоря наносят несколько слоев изоляционного ленточного материала, а на прилегающий участок с противоположной стороны надевают изоляционную трубку. На торцах сердечника располагают электронитовые шайбы, имеющие форму и размеры листов стали якоря. Пазы якоря изолируют пазовыми коробами. Обмотку выполняют без подъема шага: первые катушки обеими сторонами укладывают на дно пазов, последние — обеими сторонами в верхнюю часть пазов. Лобовые части обмотки при этом распределяются неравномерно: у первых катушек они прижимаются к торцам якоря и к валу, а у последних располагаются в верхнем слое. Более равномерное распределение лобовых частей получается в так называемых двуххордовых обмотках. В таких обмотках при ручной укладке витки катушек наматывают одной стороной в один паз, а другими сторонами — в два разных паза, в каждый из них по половине витков катушек. На рис. 140 показана последовательность обмотки якоря машины малой мощности, имеющего девять пазов. Половина витков первой катушки наматывается из 1-го паза в 5-й, а вторая половина — из 1-го в 6-й.

Рис. 3. Последовательность обмотки якоря машины малой мощности

Таким образом, витки первой катушки занимают половину 1-го паза и по ‘/4 5-го и 6-го. Половину витков следующей катушки наматывают из 2-го паза в 6-й и половину из 2-го паза в 7-й, третью катушку — из 3-го паза в 7-й и в 8-й и т. д. После полного обхода все пазы оказываются заполненными нужным числом проводников обмотки. Такой способ обеспечивает большую симметрию расположения обмотки на якоре, чем укладка по обычной схеме.

В настоящее время на большинстве заводов укладка обмотки якорей механизирована. Существует несколько типов станков для механизированной обмотки якорей. По способу образования витка обмотки станки подразделяются на челночные и бесчелночные. В бесчелночных станках витки обмотки образуются при вращении якоря вокруг оси, перпендикулярной валу, в челночных — в результате движения челнока (поводка) вокруг якоря.

Якорь устанавливается в центрах челночного станка и фиксируется кулачковыми держателями. Обмоточный провод пропускается через полую ось шпинделя станка и ролики, укрепленные на поводке, и закрепляется на якоре. Якорь удерживается в неподвижном положении фиксатором, входящим в его паз. При работе станка поводок, двигаясь вокруг якоря, укладывает обмоточный провод, который соскальзывает с направляющей поверхности держателей в пазы якоря. По окончании намотки одной половины катушки поводок передвигается относительно якоря и наматывает вторую половину катушки в пазы. После намотки всей катушки поворачивают маховичок, на оси которого насажены кулачки. Держатель при этом отводится на небольшое расстояние от якоря, освобождая фиксатор, после чего поворачивают якорь на одно пазовое деление и опять устанавливают фиксатор в новый паз, фиксируя следующее положение якоря; возвращают маховичок в исходное положение и закрепляют якорь. После намотки следующей катушки операции повторяются. Чтобы снять якорь после окончания намотки всей обмотки, поворачивая эксцентрик, отводят держатель и полностью освобождают якорь.

Рис. 4. Намотка обмотки якоря на челночном станке

При массовом производстве однотипных машин применяют более совершенные станки, в которых автоматизирован также поворот якоря на нужный угол после окончания намотки очередной катушки и его последующая фиксация в новом положении.

По окончании намотки в пазы устанавливают клинья и передают якорь для намотки бандажей.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Обмотка электрических машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Порядок разметки якоря под укладку обмотки"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства