Пожарные аэродромные автомобили предназначены для тушения пожаров самолетов, спасения пассажиров и экипажа, тушения разлившегося топлива и проведения других аварийно-спасательных работ в районе аэродрома. По назначению пожарные аэродромные автомобили подразделяются на стартовые, основные и аварийно-спасательные.
Стартовые аэродромные пожарные автомобили предназначены для тушения пожаров самолетов в начальной стадии пожара до прибытия пожарных автомобилей основного тушения, постоянно находятся на взлетно-посадочной полосе аэродрома в дежурном режиме, а их личный состав ведет наблюдение за взлетом, посадкой и меневрированием самолетов в аэропорту. Стартовые пожарные автомобили монтируются на базовых шасси средней грузоподъемности 5—6 т, например на шасси ЗИЛ-131. Основным огнетушащим средством этих автомобилей является воздушно-механическая пена, углекислота, хладон, бромистый этил. В некоторых случаях стартовые пожарные аэродромные автомобили могут быть оснащены порошковыми составами. Для вскрытия конструкций самолетов стартовые пожарные автомобили комплектуются механизированным инструментом —дисковыми пилами с автономными электрическими или бензомоторными двигателями.
Основные аэродромные пожарные автомобили предназначены для тушения развившихся пожаров самолетов или сооружений аэропортов. Они монтируются на базовых шасси тяжелого типа, высокой проходимости. Общее количество огнетуша-щих средств, вывозимых на них, более 10 т. Такое количество огнетушащих средств позволяет потушить пожар современного самолета, например, ТУ-154 или ИЛ-62. Отличительной особенностью стартовых и основных пожарных автомобилей является их способность по прибытии к месту пожара мгновенно подавать средства тушения.
Рис. 9.1. Автомобиль пожарный аэродромный АА-40 (131)-139
Спасательные аэродромные пожарные автомобили используются для эвакуации людей из самолета. Они оборудуются спасательными трапами и огнетушащнми средствами для тушения разлившегося вокруг самолета горючего.
Автомобиль пожарный аэродромный стартовый АА-40 (131)-139. Стартовый пожарный аэродромный автомобиль АА-40(131)-139 (рис. 9.1) является самым распространенным в пожарных подразделениях, обслуживающих аэропорты страны. Кроме того, он широко используется в подразделениях военизированной пожарной охраны городов и промышленных объектов, так как представляет собой самостоятельную универсальную тактическую единицу. Этот автомобиль унифицирован с автоцистерной АЦ-40(131)-137.
В отличие от автоцистерны аэродромный пожарный автомобиль оборудован тремя подбамперными пеногенераторами ГПС-200, установленными под передним бампером автомобиля. Такое расположение генераторов пены позволяет тушить разлитое топливо, ближе подъезжать к горящему объекту, а при необходимости покрывать пеной взлетно-посадочную полосу.
Так как стартовый аэродромный пожарный автомобиль большую часть времени находится в дежурном режиме вблизи взлетно-посадочной полосы, в различных климатических условиях на нем установлены более эффективные подогреватели и отопители, а цистерна утеплена.
Рис. 9.2. Схема электрического подогрева:
1 — щит управления; 2 — трубчатый электрический подогреватель; 3 — штапсельная розетка; 4 — заземляющий болт; 5 — электрическая грелка в насосном отсеке; 6 — розетка; 7 — электрическая грелка в кабине боевого расчета
Обогрев насосного отсека в зимнее время осуществляется отработавшими газами двигателя, которые направляются от глушителя в газопровод, проходящий под цистерной, а затем, в батарею, установленную под насосом. Кроме того, в насосном отсеке установлен электрический подогреватель марки ТС-1000, мощностью 1 Вт. Обогрев цистерны в зимнее время осуществляется вмонтированными в нее двумя трубчатыми электроподогревателями марки НВ-3/5 мощностью по 5 кВт. Кабина боевого расчета обогревается подогревателем ТС-1000. Схема установки электрических подогревателей показана на рис. 9.2.
Для тушения пожара в закрытых отсеках самолетов, кабинах, подкапотных пространствах двигателей, а также электроустановок, находящихся под напряжением, на стартовом аэродромном автомобиле установлены стационарная установка СЖБ-150 и переносная СЖБ-50. Установка СЖБ-150 размещена в переднем отсеке кузова автомобиля и состоит из стального резервуара, который заполняется бромэтиловым составом, резинотканевых рукавов длиной по 30 м, ствола и баллона со сжатым азотом или воздухом для полачи огнетушашего состава.
Пожарные аэродромные автомобили основного тушения. Для тушения пожаров самолетов в крупных аэропортах используются автомобили пожарные аэродромные АА-60(543)-160 и АА-60(7310)-160.01. Вторая модель отличается от первой повышенной грузоподъемностью и наличием автономного двигателя для привода пожарного насоса, что обеспечивает большую надежность подачи огнетушащих составов при движении пожарного автомобиля, однако усложняет техническое обслуживание автомобиля в делом.
Аэродромный автомобиль АА-60(7310)-160.01 (рис. 9.3) смонтирован на колесном шасси грузового автомобиля высокой проходимости MA3-7310, имеющем восемь ведущих колес. На шасси автомобиля установлена специальная грузовая рама для монтажа цистерны, основных агрегатов и систем.
Рие. 9.3. Автомобиль пожарный аэродромный АА-60 (7310)-160.01:
1 — лафетный ствол; 2 — кабина водителя и боевого расчета; 3 — отсек двигателя базового шасси; 4 — цистерна для воды; 5 — отсек для двигателя и пожарного насоса;
6 — генераторы ГПС-600
Кузов автомобиля представляет собой четыре цельнометаллические тумбы, которые расположены вдоль цистерны и крепятся к ее кронштейнам. В задней части тумбы устроен отсек, в котором на специальной раме установлен двигатель ЗИЛ-375 и пожарный насос ПН-60, соединенные между собой карданным валом. В этом же отсеке размещаются топливная система, система пневмоуправления двигателем, насосной установкой и лафетным стволом, а также вакуумная система. Для удобства обслуживания двигателя и пожарного насоса автомобиль оборудован откидными рабочими площадками, тремя дверями и съемной крышей. В передней части автомобиля установлена опора для лафетного ствола и подбам-перных насадков. Лафетный ствол комбинированный. Он может подавать воду или воздушно-механическую пену. Переключение работы ствола для подачи воды или пены осуществляется золотником вручную, рукоятками или дистанционно пневмоцилин-драми. Дистанционное управление вентилями водопенных коммуникаций насоса и лафетного ствола осуществляется системой пневмоуправления (рис. 9.4). Питание системы пневмоуправления сдублировано и осуществляется как от пневмосети автомобиля, так и от компрессора автономного двигателя ЗИЛ-375.
Изменение положения лафетного ствола в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществляется гидроцилиндрами подъема и поворота. Для дистанционного управления лафетным стволом предусмотрен гидропривод, состоящий из маслобака, установленного на крыше насосного агрегата, масляного насоса, трубопроводов, шлангов высокого давления, предохранительного клапана и фильтра. В этом гидроприводе используется масляный насос гидроусилителя руля автомобиля ЗИЛ-375, вал которого находится в постоянном зацеплении с валом двигателя.
Рис. 9.4. Система пневмопривода:
1, 2 цнлиндр управления лафетным стволом; 3 —14 — электропневматический вентиль; 15 — цилиндр управления сцеплением; 16 •— регулятор давления; 17 — компрессор; 18 — край отбора воздуха; 19 — воздушный баллон; 20 — клапан-ограничитель; 21 клапан Ду-32; 22 — клапан Ду-90; 23 — клапан Ду-125; 24 — клапан Ду-150; 25 — клапан Ду-50
Принципиальная схема гидропривода лафетного ствола Показана на рис. 9.5. Для подачи пены на разлившееся топливо автомобиль имеет четыре подбамперных насадки в передней части с генераторами пены ГПС-600, а в задней части оборудован двумя ГПС-200. Щитки управления лафетным стволом, запорной арматурой водопенных коммуникаций, запуском двигателя насосного агрегата, включения сцепления и контроля за работой агрегатов находятся в правой и левой кабине автомобиля, в насосном отсеке и у лафетного ствола.
Для работы в зимнее время цистерна, бак для пенообразователя и насосный отсек оборудованы электрообогревателями, которые питаются от внешней электрической сети. В комплект пожарного оборудования основного аэродромного автомобиля входят две установки СЖБ-50 и порошковый огнетушитель ОП-ЮО. Для вскрытия конструкций самолетов на автомобиле вывозятся две дисковые пилы ПДС-400 с бензомоторными двигателями. Все пожарное оборудование размещается в отсеках кузова, насосном отсеке, на крыше автомобиля и надежно закрепляется специальными зажимами.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Пожарные аэродромные автомобили"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы