В СССР правовые вопросы взаимоотношений рабочих и служащих с администрацией предприятий регулируются в соответствии с Кодексом законов о труде (КЗоТ). Права и обязанности машиниста определяются также производственными и внутриведомственными инструкциями (например, Правилами), инструкциями по охране труда и технике безопасности, правилами внутреннего распорядка предприятия.
Согласно п. 311 Правил машинистом мостового крана, помощником машиниста, стропальщиком и сигнальщиком могут назначаться рабочие не моложе 18 лет, обученные и аттестованные в профессионально-технических училищах или в технических школах, создаваемых на предприятиях с соответствующей базой для практического обучения по специальным учебным программам (п. 313 Правил). Всем работникам, занятым на обслуживании крана, прошедшим специальный курс обучения и успешно выдержавшим экзамен, выдается удостоверение за подписью председателя аттестационной комиссии, а машинистам и помощникам машинистов — за подписью председателя комиссии и представителя Госгортехнадзора (п. 315 Правил). Участие представителя Госгортехнадзора в работе комиссии по аттестации машинистов мостовых кранов является обязательным (п. 314 Правил). Результаты аттестации оформляются специальным протоколом. В удостоверении машиниста указывается тип крана (мостовой, козловой, башенный и т. п.), к управлению которым он допущен. Удостоверение машиниста и стропальщика должно быть обязательно снабжено фотокарточкой, на остальной обслуживающий персонал это правило не распространяется.
Повторное обучение и аттестация машинистов необходимы лишь в тех случаях, если они переводятся на работу с крана одного типа на другой, например с автомобильного стрелового на мостовой (п. 319 Правил). Обучение в этом случае может проводиться по сокращенной программе. При переводе машиниста с одного мостового крана на другой, но другой модели или с другим приводом, повторного обучения и аттестации не требуется. Однако в этом случае администрация предприятия обязана ознакомить машиниста с особенностями устройства и обслуживания такого крана, а также обеспечить стажировку и организовать проверку практических навыков машиниста после стажировки. К самостоятельной работе машинист допускается лишь после такой проверки знаний и навыков. В Правилах также указано, что при переводе машиниста с мостового крана на кран с паровым приводом, он должен быть обучен по соответствующей программе и аттестован. После перерыва в работе более одного года машинист должен пройти проверку знаний в комиссии предприятия, а после успешной сдачи экзамена необходима стажировка для восстановления необходимых навыков практической работы (п. 320 Правил).
Все лица, занятые обслуживанием крана, должны пройти повторную проверку знаний и сдать соответствующие экзамены в объеме инструкции комиссии предприятия (п. 321 Правил): периодически, не реже одного раза в 12 месяцев; при переходе на работу с одного предприятия на другое; по требованию инженерно-технических работников по надзору за грузоподъемными кранами или инспектора Госгортехнадзора.
Результаты повторных и периодических проверок знаний оформляют записью в специальной журнале (п. 322 Правил). Участие инспектора технического надзора в повторной проверке знаний необязательно. В состав комиссии при повторной проверке знаний машинистов должны входить: главный инженер предприятия или его заместитель (председатель), главный механик или главный энергетик (зам. председателя), начальник цеха или лицо, ответственное за исправное состояние и безопасное действие грузоподъемных кранов, представитель отдела охраны труда или технического надзора предприятия, руководитель отдела технического обучения и наставник, проводивший обучение. Администрация предприятия обязана перед допуском к работе машиниста обеспечить его. производственными инструкциями, определяющими права и обязанности лиц, занятых обслуживанием грузоподъемного крана, а также порядок безопасного проведения работ по перемещению грузов краном (п. 324 Правил).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Правовые вопросы организации труда машиниста мостового электрического крана"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы