Приборы измерения давления, применяемые на автомобилях, используют для контроля давления масла и воздуха. Применяются два типа приборов: манометры, показывающие давление в контролируемой среде, и световые сигнализаторы аварийного давления, срабатывающие при недопустимо малом для дальнейшей эксплуатации давлении контролируемой среды. Давление масла контролируют в системе смазывания двигателя и гидродинамической передаче, а давление воздуха — в пневматической тормозной системе, вакуумной системе открывания дверей, централизованной системе подкачки шин. Сигнализаторы аварийного давления устанавливаются как в дополнение к манометрам для повышения эффективности контроля, так и в качестве самостоятельных приборов.
Манометры подразделяются на приборы непосредственного действия и электрические.
В манометрах непосредственного действия чувствительный элемент встроен в указатель, контролируемая среда подводится к нему по трубопроводу.
Электрический манометр состоит из логометрического указателя и реостатного датчика.
Реостатный датчик обеспечивает изменение сопротивления реостата при изменении давления контролируемой среды. Чувствительным элементом датчика является гофрированная мембрана, герметично закрепленная на основании с помощью стального ранта. Мембрана воздействует на ползунок реостата посредством передаточного механизма. Он содержит толкатель, установленный в центре мембраны, на который через регулировочный винт опирается рычажок. Рычажок своим толкателем упирается в площадку, закрепленную на ползунке реостата, и перемещает ползунок по реостату, поворачивая его вокруг оси. Пружина удерживает ползунок реостата в исходном положении при отсутствии давления. Дюза, установленная в штуцере основания, уменьшает влияние пульсаций давления на работу датчика. В дюзе устанавливается стержень, который при необходимости используется для ее прочистки.
Полное сопротивление реостата составляет 170 Ом. Он изолирован от корпуса датчика и одним своим концом соединен с выводом датчика, который на автомобиле соединяется проводом с выводом Д логометрического указателя. Ползунок обеспечивает соединение работающей части обмотки реостата через корпус датчика с корпусом автомобиля. Сопротивление реостата при работе изменяется от 163 Ом при отсутствии давления до 20 Ом при максимальном давлении.
Сопротивление реостата датчика манометра изменяется в значительно меньших пределах по сравнению с сопротивлением терморезистора термометра. По этой причине схема логометрического указателя манометра отличается от схемы логометрического указателя термометра. Она обладает большей чувствительностью, так как обеспечивает необходимое изменение направления суммарного магнитного потока, создаваемого обмотками катушек Wl, W2 и W3, при сравнительно малом изменении сопротивления реостата датчика. В остальном конструкция логометрического указателя манометра идентична конструкции логометрического указателя температуры.
В указатели с номинальным напряжением питания 24В устанавливается добавочный резистор.
Работает манометр следующим образом. Увеличение давления масла или воздуха приводит к увеличению выгиба мембраны. Перемещение мембраны через передаточный механизм передается ползунку, который, перемещаясь по реостату, обеспечивает уменьшение его сопротивления. При этом ток в катушке W1 уменьшается, а токи, протекающие по катушкам W2 и W3, возрастают. В результате по мере увеличения давления изменяется направление действия суммарного магнитного потока, создаваемого катушками указателя, и магнит со стрелкой указателя поворачивается в сторону больших значений давления на шкале.
С уменьшением давления контролируемой среды мембрана под действием собственных упругих сил уменьшает величину выгиба, а пружина смещает ползунок по реостату в сторону увеличения его сопротивления.
Разные пределы измерения манометров с логометрическим указателем и реостатным датчиком достигаются изменением упругих свойств мембраны, которые зависят от ее толщины. Поэтому все датчики имеют одинаковую конструкцию, внешний вид и размеры. Электрический вывод датчиков может быть винтовым (ММ352, ММ350-Б) или штекерным (ММ370), Лого-метрические указатели давления (УК113, УК130, УК.139, УК144, УК170) отличаются внешним исполнением, способом крепления, диапазоном шкалы.
Отличающуюся конструкцию при аналогичном принципе действия имеет манометр для автомобилей ВАЗ с указателем УК194 и датчиком ММ393-А.
По изменению показания манометра обычно судят о техническом состоянии (износе) узла, в котором он установлен. Однако манометр не обеспечивает надежного контроля при таких изменениях давления, превышающих допустимые пределы, которые неожиданно происходят по тем или иным причинам. В таких случаях наиболее приемлемым является сигнализатор аварийного давления, который при нарушениях режима работы немедленно привлекает внимание водителя.
Датчик, установленный в контролируемую среду, является основным элементом сигнализатора. Он содержит чувствительный элемент, который в аварийных ситуациях замыкает электрические контакты, включенные в цепь сигнальной лампы на панели приборов. В автомобильном сигнализаторе аварийного давления в качестве чувствительного элемента применяются мембрана и тарированная пружина.
Мембранный датчик сигнализатора ММ10 содержит неподвижный контакт, установленный на пластине, соединенной с выводом. Вывод и пластина с контактом изолированы от корпуса. Подвижной контакт установлен на рычаге, который через толкатель связан с мембраной.
Мембрана закреплена в основании. Пространство под мембраной сообщается с контролируемой средой через отверстие в штуцере, резьба на котором служит для крепления датчика. Сверху конструкция закрыта кожухом.
В рабочем положении под действием давления контролируемой среды выгнутая мембрана обеспечивает разомкнутое состояние контактов. Снижение давления ниже нормы приводит к уменьшению выгиба мембраны и замыканию контактов, которые при этом включают цепь сигнальной лампы. Опора 8 обеспечивает возможность регулирования давлений размыкания.
Целый ряд мембранных датчиков (ММ100, ММ102, ММ106, ММ111) имеют одинаковую с датчиком ММ10 конструкцию и отличаются лишь величиной давления размыкания и габаритами.
Датчик с тарированной пружиной ММ120 (датчики ММ124-Б, ММ111-А, ММ-111Б —его модификации) имеет существенные конструктивные отличия. При отсутствии в контролируемой среде давления или при давлении ниже нормы подвижной контакт тарированной пружиной прижат к неподвижному контакту. Неподвижный контакт и диафрагма из тонкой полиэфирной пленки зажаты между изолятором и корпусом. Подвижной контакт изолирован от корпуса и через пружину связан со штекерным (или винтовым) выводом датчика. Полость над диафрагмой сообщается с атмосферой через фильтр. При давлении в контролируемой системе в пределах нормы выгнутая мембрана перемещает толкатель вместе с подвижным контактом вверх, сжимая тарированную пружину. В аварийных случаях контакты под действием пружины замыкаются, в результате чего загорается лампочка сигнализатора на панели приборов. Датчики с тарированной пружиной имеют меньшие габариты по сравнению с мембранными датчиками и обладают более высокой стабильностью и надежностью в работе.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Приборы измерения давления"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы