Постоянный рост автомобильного и других видов транспортных средств, повышение интенсивности и плотности движения требуют от всех участников движения, и особенно от водителей, серьезного отношения к вопросам безопасности дорожного движения. Дорожно-транспортное происшествие происходит из-за тех или иных нарушений, допущенных водителем при управлении автомобилем. Поэтому автомобильный транспорт, наряду с другими видами транспорта, по действующему законодательству является источником повышенной опасности. Это значит, что то или другое нарушение правил, неосторожное движение могут привести к тяжелым последствиям. По этой причине к водителям предъявляются повышенные требования.
Наиболее частыми причинами возникновения дорожно-транспортных происшествий, вызываемых неправильными действиями водителей, являются следующие:
— превышение скорости движения, допустимой для сложившейся дорожной обстановки;
— нарушение правил обгона; неправильное маневрирование; резкое торможение на скользкой дороге;
— неудовлетворительное техническое состояние подвижного состава;
— несоблюдение надлежащих приемов управления автомобилями; несвоевременное принятие мер вследствие невнимательности, неопытности или изменения работоспособности под влиянием усталости, болезненного или нетрезвого состояния.
Большую опасность для водителя представляют проезд мест скопления и движения пешеходов, ослепление светом фар встречного транспорта, проезд через железнодорожный переезд и трамвайные пути, выезд автомобиля из ворот и объезд на большой скорости остановившегося автобуса, а также проезд автобусных остановок, буксировка автомобиля на коротком гибком звене, перевозка в кабине рядом с водителем людей сверх предусмотренного количества, что затрудняет управление и способствует совершению дорожно-транспортных происшествий.
Часто дорожно-транспортные происшествия вызываются одновременно несколькими причинами (например, превышение скорости при обгоне с выездом на занятую полосу дороги встречным транспортом). Анализ показывает, что водителями автохозяйств всех министерств и ведомств, индивидуальными владельцами транспортных средств на территории республики в 1976 году совершено 3642 дорожно-транспортных происшествия, при которых 796 человек погибло. По сравнению с аналогичным периодом 1975 года количество происшествий снизилось на 2,5%, погибших — на 0,2%.
Причиной происшествий являются в основном нарушения Правил дорожного движения, допускаемые водителями. В 1976 году по вине водителей совершено 2110, или 71,7% происшествий, причем из-за превышения скорости движения в опасных условиях — 986, или 37,8%, нарушения правил обгона — 264, или 10,1%, нарушения правил-проезда перекрестков — 290, или 11,1%, происшествий. Пьяными водителями совершено 638, или 24,4% происшествий, при которых 167 человек погибло и 501 ранено. Вследствие эксплуатации технически неисправных транспортных средств произошло 114, или 4,4%, происшествий. Из-за нарушения правил движения пешеходами совершенно 875, или 24%, происшествий, совершенных на территории республики. Из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог произошло 370, или 10,2%, аварий.
Изучение причин и обстоятельств, при которых совершаются дорожно-транспортные происшествия, помогут водителям избежать их.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, возникающих по вине водителей, являются: превышение скорости движения в данной дорожной обстановке; выезд на левую сторону улицы или дороги; неправильный расчет дистанции или остановочного пути; нарушение правил маневрирования, расположения в рядах, проезда перекрестков; несоблюдение правил обгона; неосторожность при проезде мимо остановок общественного транспорта и мест скопления пешеходов; резкие и крутые повороты; резкое торможение, особенно на скользкой дороге; ослепление светом фар встречных транспортных средств; нарушение правил укладки и транспортирования грузов; невыполнение требований дорожных знаков и указателей; выезд из парка на технически неисправном автомобиле; болезненное состояние, усталость, неопытность, алкогольное опьянение водителя. Особенно опасным является управление транспортным средством в нетрезвом состоянии, когда у водителя значительно замедляется реакция, притупляется внимание, плохо воспринимается и оценивается дорожная обстановка. При этом совершаемые происшествия в большинстве случаев носят тяжелые последствия.
Отсюда правильный выбор скорости движения в данной обстановке, постоянная повышенная внимательность, осторожность и дисциплинированность водителей являются главными факторами предупреждения дорожно-транспортных происшествий.
Причинами наездов, связанных с неправильным поведением пешеходов и пассажиров, являются: переход проезжей части людьми в непосредственной близости от движущихся автомобилей, переход проезжей части в неустановленном месте и особенно на закруглениях дорог; выход пассажиров из транспортного средства на проезжую часть; внезапный выход и игра детей на проезжей части; посадка и высадка пассажиров при движущемся транспортном средстве. Учитывая это, водителю необходимо проявлять максимальное внимание и осторожность при проезде мимо остановок общественного транспорта, пешеходных переходов, строго соблюдать правила посадки и высадки пассажиров.
Причины происшествий, связанные с дорожными условиями: недостаточная освещенность проезжей части; наличие на проезжей части ледяной корки, слоя грязи, снежной колеи; ограниченная видимость из:за строений, зеленых насаждений, погодных условий; глубокие выбоины на проезжей части; производство ремонтных работ без ограждений.
Основные причины происшествий из-за плохого технического состояния транспортного средства: неисправность рабочей тормозной системы, когда при однократном нажатии на педаль тормоза не обеспечивается установленная эффективность торможения и равномерное торможение колес; стояночная тормозная система не удерживает транспортное средство на подъеме или спуске с уклоном 16%; величина свободного хода рулевого колеса превышает норму, установленную заводом-изготовителем; тугое вращение рулевого колеса; плохо закреплены, не зашплинтованы или повреждены детали рулевого привода; протектор шины имеет глубину рисунка по центру беговой дорожки менее 1 мм; сквозной прорез шины или разрыв нитей корда; ненадежное крепление колёса на ступице; самопроизвольное выключение передачи; вибрация карданного вала; неправильная регулировка направления светового луча фар; не действует сигнал «стоп» или указатель поворота; отсутствие света в фарах, не работает стеклоочиститель, отсутствие или неправильная установка зеркала заднего вида; не действует звуковой сигнал; не исправны замки дверей кузова; отсутствие знака аварийной остановки.
В случае если не горит одна фара или габаритный фонарь, свет должен быть обеспечен с левой стороны транспортного средства.
В целях обеспечения безопасности движения водителю необходимо перед каждым выездом тщательно проверять техническое состояние своего автомобиля и ни в коем случае не допускать выезда на линию при наличии хотя бы одной из указанных выше неисправностей.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Причины дорожно-транспортных происшествий"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы