Аварии, возникающие в результате прихвата снаряда шламом, относятся к разряду весьма тяжелых аварий, на ликвидацию которых часто затрачивается много времени и средств. В практике бурения известны случаи, когда приходилось закрывать скважины по техническим причинам вследствие невозможности освободить прихваченный шламом инструмент^
Прихват снаряда шламом может произойти в следующих случаях.
1. При работе породоразрушающими инструментами (долотами, коронками) с неполной заправкой по диаметру скважины или бурение сильно изношенными инструментами. Скважина при этом имеет не цилиндрическую форму, а коническую (сужающуюся книзу), что затрудняет очистку забоя от крупных частиц шлама.
2. Лри недостаточной промывке проходимых пород. При бурении крупнозернистых песков или сильно песчаных глин на забое может скапливаться большое количество крупного шлама. Если не уменьшить подачу инструмента на забой и не увеличить промывку, забой скважины будет неизбежно забит шламом и инструмент прихватит.
3. При потере глинистым раствором требуемой при бурении коллоидальности, а следовательно, и несущей способности, благодаря чему тяжелые частицы шлама опускаются на забой при уменьшении скорости подъема струи в затрубном пространстве.
4. В случаях пропуска промывочной жидкости через неплотности в резьбовых соединениях бурильных труб, вследствие чего часть жидкости не доходит до забоя, а попадает в пространство между бурильными трубами и стенкой скважины.
Во избежание возникновения осложнений необходимо выполнять следующие рекомендации.
1. Работать только долотами и коронками стандартного диаметра. Строго следить за величиной выпуска резцов из тела коронки как внутрь, так и наружу. Сработанные или неверно заправленные коронки и долота нельзя пускать в скважину.
2. Строго следить за режимом промывки в зависимости от проходимых пород. При переходе на бурение пород, дающих много тяжелого шлама (например, пески, разрушенные слабые песчаники и пр.), проверить качество раствора и усилить промывку. Не увлекаться легкой проходкой на значительных интервалах, а чаще промывать скважину, иначе на забое будет много шлама, а зашламованная скважина всегда приведет к аварии.
3. При сборке бурильных труб внимательно проверить целость нарезки как в ниппелях, так и муфтовых концах. Ниппели с подработанной резьбой или пропускающие промывочную жидкость должны быть немедленно заменены. Необходимо также надежно уплотнять резьбовые соединения.
Кроме рассмотренных выше осложнений (аварий) при бурении колонковых скважин весьма трудоемкими и опасными являются также обвалы неустойчивых пород со стенок скваяшн и частичное или полное поглощение промывочной жидкости.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Прихват снаряда шламом в процессе бурения или при спуске его в скважину"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы