Экскаватор с оборудованием драглайн используется преимущественно при разработке широких котлованов, выемок, каналов, так как свободно подвешенный на длинной стреле ковш позволяет вести копание на значительном расстоянии от места стоянки самой машины. Драглайн копает грунт ниже уровня стоянки машины и выгружает его в основном в отвал. Однако многие машинисты приспособились на экскаваторах с ковшом драглайн небольшой вместимости грузить грунт в автосамосвалы, несмотря на то, что свободная подвеска ковша на канате затрудняет эту операцию. Большой вылет ковша позволяет драглайну отсыпать грунт также непосредственно в строящееся земляное сооружение, например в насыпь.
Максимальное расстояние между забоем и машиной характеризует ее эксплуатационные возможности. Однако машинист должен учитывать, что путь, который должен пройти ковш, чтобы загрузиться “с шапкой”, значительно меньше расстояния, на которое он может быть заброшен, поэтому копать грунт целесообразно небольшими участками, соответствующими длине пути наполнения ковша “с шапкой”. Этот путь устанавливается машинистом заранее, с учетом группы грунта, его плотности, влажности и предельной толщины отрезаемой стружки грунта. Размер стружки зависит не только от свойств грунта, но и от мощности экскаватора, от возможностей его двигателя. Машинист должен стремиться использовать все конструктивные и мощностные возможности экскаватора. Так, если он будет копать грунт, срезая слишком тонкую стружку, то время копания увеличится. Это отразится на производительности экскаватора.
Максимальная глубина забоя для экскаватора с оборудованием драглайн дает возможность машинисту оценивать “глубинные” возможности его машины. Однако не всегда рационально вести копание грунта на полную глубину, так как для заполнения ковша требуется путь меньший, чем позволяет глубина забоя. Фактически ковш драглайна заполняется уже через 3-4 м, а глубина забоя может равняться 10-20 м. Следовательно, оставшуюся часть пути ковш проходит, не загружаясь, вызывая потери энергии и времени.
Опытные машинисты в этом случае работают по схеме, которая учитывает минимальный путь ковша для заполнения “с шапкой” и в то же время разработку нужной предельной глубины забоя (рис.40). На рис.40,я показана схема работы экскаватора обычным способом, когда путь ковша в грунте значительно больше, чем нужен для заполнения. На рис.40,б схема, используемая передовыми машинистами, при которой полная глубина забоя разрабатывается последовательным срезанием стружек длиной, соответствующей заполнению ковша, а не более.
Экскаватор с оборудованием драглайн перемещается в процессе работы сверху забоя. Его оборудование не позволяет производить расчистку и подготовку поверхности грунта по пути передвижения экскаватора, поэтому необходимо перед началом работы с помощью бульдозера и автогрейдеров произвести подготовку путей движения экскаватора и автотранспорта.
Если автотранспорт подходит по дну забоя, то машинисту следует обратить особое внимание на качество отделки дна, предусмотреть уклон для стока воды, так как использование для отделки дна других механизмов (бульдозера и др.) приведет к остановке экскаватора и потере времени.
Рис. 40. Схемы движения ковша драглайна
а – при обычной работе; б – при высокопроизводительной работе
При высокопроизводительной работе экскаватора с оборудованием драглайн машинист должен выполнять следующие условия: – вести разработку забоя, начиная с его части, наиболее удаленной от экскаватора, и по мере копания захватывать ближние к экскаватору зоны забоя; – при использовании автосамосвалов копать грунт в части забоя, наиболее близкой к месту стоянки автотранспорта; – копать с вылетом ковша, меньшим предельного на 15-20%, и на глубине, меньшей предельной на 20-25%;
перед началом работы в зависимости от свойств и состояния грунта регулировать угол резания ковша изменением мест подвески ковша к подъемному и тяговому канатам, места крепления опрокидного каната и длины подвесных цепей; – при перегрузке двигателя в процессе резания грунта снимать нагрузку, уменьшая толщину стружки опусканием задней части ковша; – применять в зависимости от состояния и свойств грунта в забое соответствующую конструкцию ковшей драглайна: при резании незасоренных камнями связных – грунтов – ковш со сплошной режущей кромкой вместо зубьев. Это создает при копании меньшее сопротивление; при копаний несвязных легких грунтов (песок, супесь) — ковш увеличенной вместимости или с дополнительными надставленными стенками, позволяющими загрузить в ковш за один проход на 15-20% больше грунта; при копании под водой – ковш с отверстиями в стенках для слива воды; – передвигать экскаватор вдоль лобового забоя по мере его разработки на расстояние, не превышающее 1/4-1/5 длины стрелы, а вдоль бокового забоя — на половину длины гусеницы; – не допускать высыпания грунта из ковша в процессе его поворота на выгрузку, для чего следить, чтобы передняя режущая часть ковша была выше задней; – учитывая подвеску ковша драглайна на канате, с целью сокращения времени на загрузку и возврат ковша в забой следует начинать возвратный поворот платформы экскаватора до момента выхода ковша в точку разгрузки, так как ковш, несмотря на возвратное движение платформы по инерции, выйдет в исходную для выгрузки точку; – не допускать превышения угла поворота экскаватора при работе в отвал 120°, а при выгрузке в автосамосвалы – 90°; – при выгрузке в отвал разгрузку ковша начинать во время поворота стрелы несколько раньше, чем при выгрузке в автосамосвалы, так как в этом случае не требуется большая точность выгрузки.
Экскаватор с оборудованием драглайн используется в лобовых и боковых забоях. В лобовом забое экскаватор разрабатывает грунт перед собой, отступая по мере выработки забоя назад. Этот способ отличается тем, что при работе в отвал угол поворота платформы экскаватора не превышает 90° независимо от того, в какой часта забоя разрабатывается грунт. Однако такой способ работы экскаватора целесообразен, если отсыпанный вал грунта не лежит на полосе, входящей во фронт работ экскаватора, а минимальное расстояние между отсыпанными грунтами и краем забоя зависит от высоты вала и угла естественного откоса отсыпанного грунта. Естественно, чем ближе вал грунта от забоя, тем меньше угол поворота стрелы экскаватора и, следовательно, меньше время, затрачиваемое на поворот.
Если необходимо удалять грунт из зоны работы, например в случае разработки широких выемок и котлованов, то при том же лобовом забое предусматривают выгрузку грунта в автосамосвалы. В этом случае они подходят к месту загрузки и загружаются либо на уровне экскаватора по верху забоя, либо по дну забоя. И в том, и другом случае с целью безопасности для кабины и удобства загрузки кузова автосамосвалы подходят сзади и располагаются кабинами вперед. Однако следует иметь в виду, что движение по дну забоя менее предпочтительно из-за возможных неудовлетворительных грунтовых условий.
При такой схеме работы угол поворота платформы экскаватора может не превышать 70°, что достаточно выгодно с точки зрения производительности.
В лобовом забое возможен и такой способ, когда угол поворота стрелы экскаватора не превышает 15°. При этом способе автосамосвалы подаются по дну забоя задним ходом к его торцевой части, а отъезжают после загрузки вперед. Это возможно, когда грунтовые условия дна позволяют многократно передвигать автосамосвалы с места на место. Ковш заполняется попеременно с обеих сторон автосамосвала. При этом после копания, например справа от автосамосвала, ковш перемещается для выгрузки влево, сходу выгружается в кузов и продолжает движение дальше в новое место копания, уже слева от автосамосвала, и все повторяется в обратном направлении. Здесь практически отсутствуют потери времени на поворот ковша, однако требуется чрезвычайно четкая смена автотранспортных средств, так как под погрузку устанавливается один автосамосвал. Выигрыша во времени может не быть, если произойдет задержка в смене автосамосвалов.
Рис. 41. Схемы работы экскаватора с оборудованием драглайн а – в лобовом забое с выгрузкой в отвал; б,в – в лобовом забое с погрузкой в автосамосвалы; г — в боковом забое с выгрузкой в отвал; д, е — в боковом забое с погрузкой в автосамосвалы
В боковом забое (рис. 41,г) экскаватор разрабатывает грунт, постепенно перемещаясь вдоль забоя сбоку от него.
Такое движение вынуждает располагать рабочее оборудование поперек ходовой гусеничной тележки. Работа в боковом забое отличается от работы в лобовом забое, так как место выгрузки в отвал при боковой разработке неибезжно располагается за экскаватором, а это влечет за собой больший по сравнению с лобовой разработкой угол поворота платформы экскаватора на выгрузку (160—180°). При этом по мере движения экскаватора за ним образуется вал отсыпанного грунта, располагающийся параллельно забою. Такая схема работы экскаватора в боковом забое на первый взгляд неудобна, рациональна в том случае, если требуется сразу отсыпать грунт в земляное сооружение, удаленное от забоя (например, отсыпать дорожную насыпь из резерва), или предварительно отсыпать грунт в отвал с тем, чтобы другой экскаватор таким же образом перенес грунт дальше в земляное сооружение.
При выгрузке грунта в автосамосвалы появляется возможность уменьшить угол поворота платформы, так как транспортные возможности автомашин позволяют поставить их значительно удобнее и ближе.
Если автосамосвалы подъезжают по верху забоя (рис. 41,д), то для их загрузки необходимо поворачивать стрелу на угол 70—90°. При этой схеме автосамосвалы проезжают сзади экскаватора и располагаются при загрузке параллельно кромке забоя в непосредственной близости от нее кузовом к экскаватору, а отъезжают от экскаватора вдоль забоя. При этом они могут загружаться попеременно с обеих t горон экскаватора, но более предпочтительно с той стороны, куда перемещается экскаватор ,где край забоя еще не срезан ковшом и позволяет автосамосвалам занимать более удобное по отношению к экскаватору положение, что уменьшает угол поворота стрелы на 3—5%.
При боковом забое более производительная работа экскаватора с оборудованием драглайн возможна при подъезде автосамосвалов по дну забоя (рис. 41,е). При этом способе автосамосвалы подходят под погрузку задним ходом параллельно стреле экскаватора и располагаются перед ним чуть сбоку. При этом угол поворота стрелы составляет небольшую величину – около 10-15 , а так как возможен подход двух автосамосвалов — справа и слева от экскаватора, то их загрузка производится попеременно, с минимальными затратами времени на поворот экскаватора. Параллельная подача автотранспорта исключает потери времени на его смену. Производительность экскаватора при этом способе наивысшая. Однако для четкой работы автосамосвалов необходимо следить за грунтовыми условиями на дне забоя, чтобы не допустить буксирования и задержки автосамосвалов, обеспечить пространство для их маневрирования. Лучше всего это обеспечивается применением бульдозеров, способных легко спланировать дно забоя, убрать колеи, удалить воду, камни и пр.
Очень часто от экскаватора с оборудованием драглайн требуется тщательная планировка откосов земляных сооружений, например откосов каналов. В этом их преимущество перед другими типами экскаваторов, за исключением, пожалуй, только экскаваторов-планировщиков с телескопической стрелой.
Экскаватор может вести планировку любым ковшом драглайна. Однако наибольший эффект достигается при применении специального планировочного ковша, предназначенного для чистовой отделки поверхности. Этот ковш имеет прямую режущую кромку и плоское днище. При работе его забрасывают на дно канала и при подтягивании с помощью тягового каната (рис.42,в) вдоль плоскости откоса все неровности поверхности срезаются и тем самым откос планируется, а так как ковш снабжен плоским дном и ровной режущей кромкой, то параллельные проходы ковша по откосу создают в целом ровную поверхность откоса. При этом, естественно, экскаватор постепенно передвигается вдоль планируемого откоса. Планировочные работы ведутся в основном при боковом копании (в боковом забое).
Планировочная операция завершает строительство каналов и других сооружений, поэтому объем срезаемого грунта зачастую невелик. Его не требуется специально выгружать в отдаленный отвал или в автосамосвалы. Этот грунт либо остается на кромке забоя, либо им засыпают какие-либо углубления в зоне работы экскаватора, поэтому планировочные операции, не требующие регулярного поворота стрелы, достаточно производительны.
Наиболее эффективно вести планировку откосов не тем экскаватором, который производит основное копание, а экскаватором, специально оборудованным планировочным ковшом. Такой экскаватор может обслуживать последовательно несколько объектов, сооружаемых одновременно несколькими машинами, ицянм вслед. В противном случае при работе одного и того же экскаватора на копании и планировке требовалась бы регулярная смена ковша драглайна на планировочный, что приводило бы к потерям времени и производительности машин.
В некоторых случаях на строительстве требуется производить планировку не откосов, а значительных горизонтальных площадей, например дна больших водохранилищ и др. В этих случаях используются не один, а два или несколько экскаватора с оборудованием драглайн.
Сама планировка подразумевает срезку небольшого слоя грунта, значительно меньшего, чем может разработать по паспортным данным экскаватор с ковшом драглайна. Но зато от экскаватора требуется достичь относительно ровной поверхности грунта и удалить срезанный грунт на значительное расстояние. В этом случае экскаватор работает с обычным ковшом драглайна, так как не требуется очень гладкая поверхность. На объекте он используется, как правило, в паре с другим таким же экскаватором или даже в группе из нескольких машин.
Возможен случай, когда один экскаватор срезает грунт, планируя поверхность, а другой использует этот срезанный грунт для засыпки углублений той же поверхности, но в месте, удаленном от места срезки грунта.
Производительность экскаватора при больших планировочных работах зависит от принятой схемы совместной работы экскаваторов. Так, если место копания грунта и место его отсылки находятся в зоне, достижимой для рабочего оборудования двух установленных друг за другом машин, то более выгодно работать по схеме, применяемой передовыми машинистами (см. рис.42,<з), где один экскаватор производит только срезание грунта и его подтягивание к машине (без поворота на выгрузку), создавая перед машиной валик разрыхленного грунта, а другой экскаватор движется параллельно этому валику и забирает из него грунт и переносит на выгрузку в нужное место. При этом потери времени на поворот платформы имеются только у второго экскаватора.
Но, с другой стороны, работа по схеме (рис.42,в), когда один экскаватор переносит срезанный грунт и отсыпает в валик на максимально удаленном от места копания расстоянии (экскаватор поворачивается на угол до 180 ), а другой забирает грунт из валика и переносит также на максимальное расстояние, применима при большем взаимном удалении мест копания и выгрузки грунта. Тогда, несмотря на затраты времени на поворот экскаватора, выигрыш заключается в том, что потери времени на поворот окупаются переносом грунта сразу на большое расстояние.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Применение экскаватора с рабочим оборудованием драглайн"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы